Положение о формах и объемах домашнего задания
консультация

Торбяк Ирина Викторовна

Положение о формах и объемах домашнего задания
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовой акт26.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»

______________________________________________

143900, Московская обл., г. Балашиха,                                                                                                        тел: 8(495)761-30-47;8(495)761-30-48

мкр. Дзержинского, ул. Баландина, дом 4                                                                                                    e-mail:school21bal@mail.ru

Согласовано

педагогическим советом

МАОУ "Школа № 21"

(протокол № 4 от 01.09.2015)

Утверждаю

Директор школы

_______О.В. Филатова

приказ от 01.09.2015 №

Положение о формах и объемах домашнего задания


1. Общие положения

1.1. Положение формах и объемах домашнего задания учащихся МАОУ «Школа № 21» (далее - Положение) определяет основные требования к организации домашней работы учащихся в рамках освоения ими общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и регламентирует цели, задачи, типы и объём домашних заданий по предметам.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников»), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (п.10.30. о
нормировании объема домашнего задания), Уставом МАОУ «Школа № 21».

1.3. Домашнее задание — задание, задаваемое учителем учащемуся для самостоятельного выполнения после уроков. Это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

1.4. Домашнее задание рассматривается как одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

1.5. Домашнее задание - составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний.

1.6. Улучшение содержания и организации домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала.

2. Цель и задачи домашнего задания.

2.1. Цель домашнего задания: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.

2.2. Задачи домашнего задания:

  • способствовать овладению обучающимися УУД;
  • развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;
  • научиться применять знания как в стандартных, так и в новых условиях;
  • подготовиться к усвоению нового учебного материала;
  • формировать опыт творческой деятельности.

3. Функции домашнего задания:

3.1. Закрепление и углубление теоретических знаний.

3.2. Дальнейшее формирование навыков и умений.

3.3. Применение знаний в стандартных и творческих условиях.

3.4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

4. Типы домашних заданий в зависимости от основных функций:

  • усвоение теоретического материала;
  • формирование умений и навыков;
  • применение в разных условиях, обобщение и систематизация;
  • пропедевтические занятия;
  • комбинирование.

5. Объем домашних заданий

5.1. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • во 2 классах - 1,5 ч.,
  • в 3 - 4 классах - 2 ч.,
  • в 5 - 6 классах - 2,5 ч.,
  • в 7 - 8 классах – 3 ч.,
  • в 9-11 классах – 4 ч.

5.2. Объём домашних заданий на устных предметах не должен превышать объёма изученного материала на уроке.

5.3. Норма домашнего задания на письменных предметах не более 50% от объёма выполняемой работы на уроке.

5.4. Домашнее задание не задается:

  • в первом классе;
  • на праздничные, каникулярные и выходные дни при полном освоении необходимого материала на уроке. Исключение составляют предметы, изучаемые 1-2 раза в неделю;
  • после проведения контрольных мероприятий.

6. Общие требования к домашнему заданию

           6.1. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

  • задание должно быть понятно доступно пониманию учащихся, но не точной копией работы, выполненной в классе;
  • задание может содержать новый материал для самостоятельного изучения, если учитель ставит цель стимулировать творческую, исследовательскую активность учащихся. При выполнении подобного рода заданий предполагается последующее обсуждение материала на уроке с учителем;
  • к заданию должен быть соответствующий инструктаж. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в его выполнении;
  • задание должно предопределять его проверку;
  • задание по предмету должно быть регламентировано и
    согласовано с заданиями по другим предметам;
  • задание не должно быть однообразным и однотипным;
  • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика
    умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.;
  • домашнее задание фиксируется учителем на доске.

          6.2. Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

6.2.1. Усвоение изучаемого материала по учебнику.

6.2.2. Выполнение устных упражнений.

6.2.3. Выполнение письменных упражнений по предметам.

6.2.4. Выполнение творческих и проектных работ с применением ТСО.

6.2.5. Подготовка сообщений, докладов, рефератов.

6.2.6. Проведение наблюдений, исследований.

6.2.7. Выполнение практических и лабораторных работ.

6.2.8. Изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.

         6.3.Основные требования к проверке домашней работы.

6.3.1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по
своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего.

6.3.2. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные
особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет
требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

6.3.3. Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.

6.3.4. Задания, направленные на усвоение материала урока, следует давать в
конце урока. Задания, направленные на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующие знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

6.3.5. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как на уроке (если тема урока является продолжением предыдущей), так и при сборе тетрадей учителем.

6.3.6. Проверка домашних заданий проводится учителем самостоятельно в соответствии с регламентом - не более 10 минут на уроке комбинированного типа.  

6.3.7. При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

  • фронтальная проверка выполнения письменного задания;
  • выборочная проверка письменного задания;
  • фронтальный опрос по заданию;
  • выполнение аналогичного упражнения;
  • взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
  • опрос с вызовом к доске;
  • опрос по индивидуальным карточкам;
  • проверка с помощью актива учеников еще до начала урока.

6.3.8. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

7. Основные виды и типы домашнего задания

7.1. Основными видами домашней учебной работы являются:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Творческая.
  4. Дифференцированная.
  5. Одна на весь класс.
  6. Составление домашней работы для соседа по парте.
  7. Творческая домашняя работа.

7.2. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся отдельным
обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

7.3. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

7.4.Дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень подготовки обучающихся. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий:

  • задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам
    выполнения при этом деятельность учащихся носит поисковый характер;
  •  задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного
    выбора любого из них.

7.5. Одна работа на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные навыки, формируются УУД.

7.6. Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид
домашней работы. Например, «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

7.7.Творческая домашняя работа, требующая длительной предварительной
подготовки.

8. Творческие домашние задания

8.1.Основные цели творческих домашних заданий:

  • научить обучающихся пользоваться дополнительной литературой, применять ТСО;
  • научить выделять главное из общей информации;
  • сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную
    информацию;
  • сформировать ораторские навыки;
  • воспитывать эстетическую культуру;
  • расширить предметную подготовку;
  • совершенствовать УУД;
  • создавать условия для развития одаренности обучающихся.

8.2. Временные рамки выполнения творческого задания: в зависимости от тематики и сложности выполнение может быть в следующих временных рамках - от недели до месяца.


9. Дидактические приемы, повышающие эффективность домашнего
задания, способствующие углублению и упрочению знаний обучающихся.


            К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся, относятся следующие:

  •  в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание
    обучающихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
  • не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной
    (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от обучающихся размышлений и творческих усилий;
  •  по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание
    дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
  •  давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
  •  приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.

  1. Требования к оформлению записи домашнего задания в электронных журналах (ЭЖ)

  1. Внесение в ЭЖ информации о домашнем задании должно производиться во время проведения урока или в течение 1,5 часа после окончания учебных занятий в данном конкретном классе.
  2. В графе «Домашнее задание» учителем фиксируется содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. При необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения.

Например, «повторить параграф № 3; составить план к параграфу № 2, заполнить таблицу; ответить на вопросы №№ 2-7; выучить наизусть стих «Осень» на стр. 25 и т. д.». Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т.п.) тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания.

  1. В случае отсутствия домашнего задания фиксируется запись «не задано».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы проверки домашнего задания

В данной работе перечислены виды домашнего задания и формы его проверки. А также УУД, которые развиваются при выполнении домашнего задания...

Эффективные формы проверки домашних заданий

Виды д/з, приёмы подачи, формы проверки....

Нестандартные формы домашнего задания

В сообщении помещены: 1. Примеры нестандартных домашних заданий для 2-4 классов. 2. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию. 3.Примерный объем домашних заданий для 2-4 классов 4.Нетради...

Формы проверки домашнего задания

Статья о формах проверки домашнего задания по предметам....

Рекомендации учащимся 2 класса и их родителям "Домашнее задание на лето по внеклассному чтению" в форме буклета.

Напечатав материал на листе формата А4, легко сложить в удобный буклет, которому всегда можно найти место в дорожной сумке, отправляясь летом на отдых....

«Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация. Предупреждение перегрузки обучающихся»

Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Как утверждают специалисты-психологи, для запомин...

Выступление на РМО на тему: «О нормировании объема домашнего задания в начальной школе».

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увели...