Методические разработки
учебно-методический материал

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_kriteriev_uspeshnosti_mladshih_shkolnikov.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Исследование критериев успешности младших школьников»

Введение:

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Подтверждение тому можно найти в трудах Аристотеля, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и многих других классиков отечественной педагогики.

Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. В повседневной практике  часто встает  ряд вопросов: какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения». Однако, эти понятия  не равнозначны.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. (3, 23)

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. (2,83)

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. (2,28)

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (1,30)

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. (2,30)

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет  сделать вывод, что под успеваемостью следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность.

Условно все критерии оценки успешности ученика можно разделить на педагогические, психологические.

Педагогические критерии.

  • Способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой.
  • Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

 Распространенная на сегодняшний день балльная система оценки не дает точного представления о степени достижения результата обучения конкретным учеником. Известно, что «тройка» одного ученика, может быть «почти двойкой» или «почти четверкой» другого. К тому же, на практике часто бывает, что оценка отличникам завышается, а слабоуспевающим – занижается, даже если его знания заслуживают высоких оценок.

Подтверждение тому можно встретить в психологической литературе «…школьная отметка является слишком обобщенной оценкой, чтобы точно измерить поведение учащихся и стимулировать их учебную деятельность. По-видимому, более правильно использовать дифференцированную систему оценки, в которой были бы оценки за старание (усилие, прилежание и т.п.) и оценки за качество результата» .

В  настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а не нравственные достоинства личности и цену того успеха, с помощью которого этот успех был достигнут.

Поэтому очень важно оценивать успешность обучения с точки зрения психологических критериев, к которым  относятся:

  • Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным
  • Социальная адаптированность – ученику хорошо в школе, среди сверстников и учителей
  • Позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя
  • Позитивные отношения с одноклассниками
  • Хорошее физическое и психическое здоровье
  • Адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным
  • Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником

Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические критерии успешности обучения и воспитания младших школьников».

Объект исследования: учащиеся вторых классов.

Предмет исследования: психолого-педагогические критерии, влияющие на процесс обучения и воспитания младшего школьника.

Цель исследования: определить  уровень развития критериев успешности обучения и воспитания второклассников и оказать   методическую помощь участникам образовательного процесса по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования: Результаты обучения и воспитания младших школьников зависят от множества факторов, в число которых входят  семья, педагогический и ученический коллектив,  социальное окружение и др. Основными показателями успешности обучения и воспитания младших школьников, соответствующими данным  факторам, являются следующие:

  • Положительная мотивация к обучению
  • Достижения в социально-значимой  деятельности
  • Адекватно-позитивная самооценка
  • Позитивные отношения с одноклассниками
  • Позитивные отношения между учеником и учителем
  • Положительный статус ребенка как школьника в семье

Учет этих показателей позволит создать ситуацию успеха или максимально приблизить ее для каждого участника педагогического процесса; повысить успешность обучения и воспитания младших школьников, оказать эффективную помощь учащимся по профилактике школьной дезадаптации.

Задачи исследования:

  1. Оценить  успешность обучения и воспитания младших школьников.
  2. Оказать методическую помощь педагогам по оптимизации учебно-воспитательной работы.
  3. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям по гармонизации семейного воспитания.

Методы исследования: теоретический анализ  литературных источников по теме;  социометрия,  тестирование с использованием стандартных методик экспертных оценок, обработка и оценка результатов применения психологических  методик.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  •  психологическая теория развития личности в деятельности
    Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которая в основу обучения ставит человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность.
  • психолого-педагогические исследования младшего школьного возраста и его особенностей Анализ различных подходов к проблеме оценки учебных достижений учащихся (А. Анастази, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанцев, Г. Харман, В.А. Якунин и др.) позволили выделить такие качественные показатели успешности как познавательная активность, самостоятельность и креативность.
  • ведущие идеи отечественных ученых по проблемам  воспитания подрастающего поколения (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Н.М. Иовчук, Л.Н. Собчик, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.).

Исследование проводилось в октябре-ноябре 2016 года и  включало 3 этапа:

  • Анализ  научно-методических источников;
  • Диагностическое обследование;
  • Анализ  полученных результатов, оформление заключения с рекомендациями по оптимизации учебно-воспитательной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации в адрес педагогов по реализации потенциала психолого-педагогических факторов успешности обучения и воспитания младших школьников начальной ступени образования, использование которых позволит педагогам младших классов совместно с родителями учащихся повысить качество обучения и воспитания младших школьников.

Для проведения диагностического обследования были использованы:

  1. Методика «Отношение учеников к своим успехам» (Середа С.Ю.) предназначенная для изучения оценки детей младшего школьного возраста к успехам в различных сферах деятельности. 
  2. Социометрия (Коломинский Я.Л.), позволяющая выявить картину взаимоотношений в классе, степень комфортности каждого школьника в конкретном коллективе.
  3. «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской), позволяющая определить уровень развития самооценки младших школьников.
  4. Пиктографический тест школьной мотивации  (Н.Г. Лусканова), позволяющий определить уровень развития учебной мотивации младших школьников.

В диагностическом обследовании приняли участие 100 второклассников и их родители  ГБОУ №362, из них: 22 ученика 2-а класса, 25 учеников 2-б класса, 25 учеников 2-в класса. 28 человек 2-г класса.

Результаты диагностического обследования второклассников по методике «Отношение учеников к своим успехам». Второклассникам и их родителям предлагалось оценить свою успешность в различных сферах деятельности по 10-бальной шкале.  В таблице представлены результаты  детей и их родителей:

Сферы деятельности

Количество учащихся

низкий

Оценка родителей

Ниже среднего

Оценка родителей

средний

Оценка родителей

Выше среднего

Оценка родителей

высокий

Оценка родителей

1

Учеба

10

112

810

115

330

338

330

515

220

110

2

Дружба

6

88

88

110

440

445

226

25

220

112

3

Секции, кружки

0

88

88

110

217

225

335

333

440

224

4

Выполнение домашнего задания

18

220

119

232

438

330

115

110

110

110

5

Игры

0

33

34

66

330

441

336

228

330

222

6

Общение с взрослыми

16

220

124

330

440

226

111

116

99

88

7

Общение с родителями

18

222

226

220

335

440

111

114

110

66

8

Творческая деятельность

2

55

110

115

218

337

239

334

331

99

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что дети оценивают свою успешность в различных сферах деятельности более высоко,  чем их родители. Взрослые участники образовательного процесса не осознают в полной мере значение личностного успеха ребенка в учебно-воспитательном процессе: количество родителей, считающих своих детей «маленькими неудачниками», достигает 32%. Наименее успешными для детей являются такие сферы деятельности как выполнение домашнего задания, общение с взрослыми, общение с родителями. Больше всего успехов дети достигли в таких сферах как игры, творческая деятельность, секции, кружки.

Результаты социометрического обследования второклассников.

Виды социометрического статуса:

1. «Звезды» (больше 5 выборов)- ученики, которые пользуются авторитетом у большинства одноклассников.

2. «Предпочитаемые» (3-4 выбора)- ученики, с которыми хотят дружить многие. Это группа ребят, чувствующих себя комфортно в коллективе, к ним можно обращаться за помощью в проведении классных мероприятий, хорошие исполнители. Они более коммуникабельны, чем все остальные.

3. «Пренебрегаемые» (1-2 выбора)- учащиеся, имеющие малое количество контактов
с одноклассниками, с  которыми удалось наладить близкие эмоциональные отношения.

          4. «Изолированные»(ни одного выбора)  - учащиеся, испытывающие затруднения в общении,в налаживании эмоциональных контактов в коллективе.

В таблице  представлены результаты  для всех учащихся 2-х классов:

Наименование групп

Количество

 учащихся

2-а

Количество

 учащихся 2-б

Количество

 учащихся 2-в

Количество

 Учащихся

 2-г

1

«звезды»

7 (40%)

5(20%)

8(32%)

4(14%)

2

«предпочитаемые»

11 (50%)

15(60%)

14(56%)

12(44%)

3

«пренебрегаемые »

2 (5%)

5(20%)

3(12%)

8(28%)

4

«изолированные»

2(5%)

0

0

4(14%)

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что наименее благоприятная психологическая атмосфера создана в 2-г классе.42% учеников данного детского коллектива имеют недостаточный социометрический статус. А, значит, испытывают дискомфорт при межличностном взаимодействии с одноклассниками. Более высоким статусом обладают учащиеся 2-а класса и 2-в класса. В данных коллективах , соответственно созданы предпосылки для успешного межличностного  общения.

Результаты обследования второклассников по методике «Лесенка»

 Для определения уровня развития самооценки учащихся использовались следующие  критерии оценивания:

 1-3 ступени – низкая самооценка;

             4-7 ступени – адекватная самооценка;

 8-10 ступени – завышенная самооценка.

В таблице представлены результаты по каждому классу:

Уровни развития самооценки

Количество

учащихся

2-а

Количество

учащихся

2-б

Количество

учащихся

2-в

Количество

учащихся

2-г

Низкая самооценка

2(10%)

4(16%)

3(12%)

6(21%)

Адекватная самооценка

10(45%)

10(40%)

13(52%)

8(29%)

 Завышенная самооценка

10(45%)

11(44%)

9(36%)

14(50%)

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что  у учащихся 2-г класса по сравнению с другими классами недостаточно развито умение адекватно оценивать себя. 21% учащихся данного коллектива имеет низкую самооценку, а 50% завышенную. Наиболее адекватной самооценкой обладают учащиеся 2-в класса.

Результаты обследования второклассников по методике «Пиктографический тест школьной мотивации»

 Для определения уровня развития  учебной мотивации младших школьников  использовалась следующая схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);

б) ситуации внеучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты , то есть средним уровнем развития учебной мотивации (оценка 20 баллов);

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

 0-10 баллов – низкий уровень учебной мотивации;

             20 баллов – средний уровень учебной мотивации;

 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации.

В таблице представлены результаты по каждому классу:

Уровни развития самооценки

Количество

 учащихся 2-а

Количество

 учащихся 2-б

Количество

 учащихся 2-в

Количество

 учащихся 2-г

Низкий уровень учебной мотивации

2(10%)

3(12%)

2(8%)

12(43%)

Средний уровень учебной мотивации

9(40%)

11(44%)

11(44%)

10(36%)

 Высокий уровень учебной мотивации

11(50%)

11(44%)

12(48%)

6(21%)

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что учащиеся 2-а класса и 2-в класса имеют наиболее высокую учебную мотивацию по сравнению с другими классами, что отражается на успешном усвоении учебного материала. У43% учащихся 2-г класса ведущей является игровая мотивация.

Выводы:

  1. Успешность - социальное качество личности, отражающее степень усвоения ею системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. Применительно к младшему школьнику успешность есть интегративная, общественно и личностно признанная социально-педагогическая характеристика его личности.
  2. Факторами успешности обучения и воспитания младших школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.); их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха младшего школьника.
  3. Ведущей целью начальной школы является формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в учении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младшего школьника.
  4. Личность успешного младшего школьника характеризуют:

высокая мотивация; интерес к учению; сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;

проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;

способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.

  1. Развитие успешности как социального качества личности ребенка
    определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе:
    ученик проявляет значительный интерес к своим школьным успехам, а также прилагает усилия для новых достижений. Успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми: ребенок принимает и выполняет требования педагогов, родителей. Это проявляется в общем положительном отношении ребенка к процессу обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм общения, распорядка дня в школе и дома. При этом необходимо соблюдение ряда условий, таких как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация ребенка на успех.
  2. Специалисты  службы сопровождения  школы, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса, обеспечивают условия успешности обучения, воспитания и социального развития ребенка младшего школьного возраста не только в школе, но и за ее пределами. Основные задачи  службы: донести до взрослых участников образовательного процесса значимость успешности начального этапа обучения; направить усилия педагогов, родителей, других взрослых на воспитание у ребенка таких качеств, как жизнелюбие, оптимизм, умение быть счастливым, не впадать в уныние при неудачах и пр.; оценить реальные и потенциальные возможности самого ребенка, а также школы и семьи для достижения успехов в учебно-воспитательном процессе.

Приложение №1

Педагогическая характеристика учащегося:

Общие сведения о личности школьника

  1. Ф. И. О изучаемого
  2. Пол
  3. Возраст
  4. № школы, класс, где ученик учится
  5. Общее физическое развитие, состояние здоровья.
  6. Условия семейного воспитания (состав семьи, социальное положение родителей, образовательный, трудовой, нравственный статус) взаимоотношение в семье, материально-бытовые положения, применение поощрения и наказания.

Отношение к учебной деятельности

  1. Успеваемость ученика по основным предметам.
  2. Отношение к учебе (увлечение, заинтересованное, отрицательное,  организованность, самостоятельность).
  3. Предметы, к которым проявляется повышенный интерес (причина)
  4. Предметы, к которым отсутствует интерес (причина)
  5. Краткая характеристика особенностей основных индивидуальных процессов ученика (восприятие, мышление, память, внимание) развитие речи (запас слов, эмоциональность, умение выразить свою мысль).
  6. Активен, или пассивен на уроках.
  7. Умение учиться (соблюдение режима дня, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и т.д.)

Отношение к трудовой и общественной деятельности

  1. Какие  виды трудовых поручений выполняет в семье, в школе.
  2. Участвует ли в общественно-полезном и производительном труде.
  3. Как относится к труду и результатам труда.
  4. Как относится к общественным поручениям.
  5. Какие качества проявляет при выполнении трудовых и общественных поручений (активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность).

Проведение досуга

  1. Как проводит свободное  время ( в кружках, секциях, факультативах).
  2. Дружит ли с учащимися из своего класса или находит друзей вне классного коллектива.
  3. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо области знаний, культуры, виду деятельности.
  4. Занимается ли самовоспитанием и самообразованием.

Психологические особенности личности

  1. Особенности темперамента и типа нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).
  2. Основные черты характера ученика.
  3. Способности школьника руководить своими чувствами, желаниями, потребностями.
  4. Влияние самооценка школьника, степени удовлетворенности собой, своим поведением и успехами, его умение анализировать свои поступки и видеть себя со стороны и в будущем.
  5. Особенности общения школьника (отношения с близкими, старшими, младшими сверстниками педагогами, незнакомыми). За что ценит взрослых товарищей, друзей. Способен ли к привязанностям, сопереживанию другим людям. Качества, ценимые и поощряемые школьником в других. Конфликтность в общении, степень авторитарного и положение в коллективе, основные симпатии и антипатии школьника в общении.

Приложение №2

Памятка для учителей. Правила управления успехом на уроке:

  1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решение, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем  происходило.
  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей. Сколь бы малы они ни было, и вовремя поддержать ученика.
  3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха учащихся.
  4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
  5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играет важную роль на уроке.
  6. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
  7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Он должен очень много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помогать им.
  8. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
  9. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя  выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова и выдача домашних заданий без точности проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказаться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть вкусными, красивыми, интересными, творческими, нередко практико-ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
  10. Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.
  11. Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.
  12. Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную, познавательную деятельность.
  13. Если молодой учитель обостренно переживает свою не успешность и, несмотря на  значительные усилия, никак не может дать хороший урок, одним из известных способов оказать ему помощь является совместная с любым из администраторов школы подготовка серии уроков.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
  2. Архиреева Т.В. Самооценка академической компетентности младших школьников,Государственный университет, Новгород (ArxireevaT@yandex.ru) Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru 2009, № 2

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
  2.  КураповаТ.Ю. // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.).  — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106-109.
  3. Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...