Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов.
презентация к уроку

Мосеева Елена Ивановна

Доклад

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мосеева Елена Ивановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов.

Слайд 2

Грамотность Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность». «Грамотный» - обычно человек, умеющий читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т. е. умеющих только читать» («Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И . А. Ефрона ») До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать . («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) 1919-1930 гг. - мероприятия по ликвидации неграмотности

Слайд 3

Период исследования проблемы грамотности на международном уровне 50-е г. XX века: проблема грамотности населения начинает рассматриваться на международном уровне (ЮНЕСКО); упорядочивается использование терминологии в данном вопросе; в международной практике появляется единое определение понятия «грамотность »; создаются программы переписи населения с целью получения в дальнейшем достоверных статистических данных об уровне грамотности населения. В 1958 году ЮНЕСКО вырабатывает рекомендации для всех стран: при проведении переписи населения считать грамотными только тех жителей, которые умеют читать тексты с пониманием прочитанного и в состоянии написать краткое изложение о своей повседневной жизни. (10-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО)

Слайд 4

Период исследования проблемы грамотности на международном уровне Усложнение понятия «грамотность ». Грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую нацию.

Слайд 5

Вызовы современности Обеспечение инновационного развития экономики и повышение конкурентоспособности страны ( Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Повышение качества образования за счет уменьшения группы учащихся, не достигших порогового уровня функциональной грамотности и повышения эффективности работы с одаренными и успешными учащимися при условии сохранения лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, (по результатам международных исследований качества общего образования).

Слайд 6

« ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Алексей Алексеевич Леонтьев

Слайд 7

Модель формирования функциональной грамотности при реализации ФГОС

Слайд 8

Функциональная грамотность – результат целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности

Слайд 9

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве школы

Слайд 10

Виды функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Слайд 11

Компетенции и умения читательской грамотности Читательская грамотность – это «способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA).

Слайд 12

Компетенции и умения математической грамотности Математическая грамотность - означает способность человека решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию; понимать роль математики в мире, в котором он живет.

Слайд 13

Компетенции и умения ЕНГ Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанными с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (знания в области физики, географии, биологии и химии для понимания окружающего)

Слайд 14

Компетенции и умения финансовой грамотности Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Основы финансовой грамотности: ✓ понимание природы и функции денег; ✓ умение ценить деньги; ✓ умение считать деньги; ✓ умение составлять финансовый отчет; ✓ умение экономить и сберегать; ✓ умение тратить деньги и жить по средствам; ✓ умение делиться.

Слайд 15

Компетенции и умения креативного мышления Креативное мышление – способность человека порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. решение проблемных ситуаций; решение задач, в которых требуется анализ и синтез; использование приема сравнения; использование аналогии, классификации; решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку; п роектная деятельность.

Слайд 16

Глобальные компетенции Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.

Слайд 17

Методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности Работа в группах, парах Ролевые, деловые игры Проектная деятельность Функциональная грамотность

Слайд 18

Функциональная грамотность в контексте национального проекта «Образование» Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации: - усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития; технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии. Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Слайд 19

С пасибо за внимание!

Слайд 20

Список литературы: 1. АкатоваТ.И . Языковая функциональная грамотность и языковая культура . — Психолого-педагогический аспект: Монография. - М., 2006г. с. 237 2. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся - Учебно-методическое пособие, КАРО, 2019г., 160 с. 3. Бокарев А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6. 3. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности – Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012 4. Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель обра - зования и образовательный результат // Образователь- ные результаты / под ред. О. Е. Лебедева. СПб., 1999. С. 45. 5. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла — Краснодар: Новация, 2016г. 6. Рой. Е . В. Формирование функциональной грамотности у обучающихся.

Слайд 21

Дополнительная информация https://rikc.by/ru/PISA/1-ex pisa.pdf сборник заданий, направленных на выявление уровня читательской грамотности. https://rikc.by/ru/PISA/4-ex pisa.pdf сборник заданий, направленных на выявление уровня креативного мышления. https://rikc.by/ru/PISA/2-expisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня математической грамотности. https://rikc.by/ru/PISA/3-expisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня естественнонаучной грамотности. http://www.instrao.ru – сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". https://fioco.ru – открытые задания исследования PISA http://www.centeroko.ru - Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf - Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся

Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся...

«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...

Формирование навыков функциональной грамотности на основе текста-описания и текста-повествования

Данный рабочий лист подходит для отработки умения различать текст-описание и текст-повествование. Также в листе присутствуют задания на отработку изученных частей речи и на нахождение грамматической о...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....