Выступление педагога дополнительного образования на заседании методического объединения
статья

Малышева Ирина Арнгольдтовна

Данный материал показывает значение работы шахматного объединения "Белая ладья" в начальной школе, роль игры "Шахматы" в обучении и развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль шахмат в обучении и развитии ученика начальной школы:

«Шахматы в школе» или «Шахматы – школе».

Шахматные занятия в школе? Нужны ли они? Попытаемся в этом разобраться…

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, доказано многочисленными исследованиями и экспериментами. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

Игра в шахматы в большей степени способствует развитию у детей представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить своё собственное поведение. Игра в шахматы формирует произвольность действий по доброй воле самого ребёнка, организует его чувства, нравственные качества. Шахматы в школе – это не просто игра, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам в доступных для детей формах. Использование шахмат как средства обучения, воспитания и развития обучаемых, позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в этой древней игре.

Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, формирования аналитико-синтетического мышления, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, изобретательность и др.

Значение шахмат в школе высоко ценил В. Сухомлинский «…Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…»  

Очень важное обстоятельство, что шахматные занятия помогут не отстать в психическом и другом развитии многим детям, живущим и в городе, и в деревне, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, детям с различными функциональными отклонениями, не коммуникабельным детям. Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения всех этих категорий детей узок, а шахматные занятия создадут условия для их обучения, воспитания и развития, позволят адаптироваться таким детям в социуме.

Доказано, что шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, ответственное за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Также отмечается положительное влияние шахмат на формирование характера: начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости, дети становятся более общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

В 90-х годах прошлого века по инициативе Министерства образования РФ появился факультативный курс «Шахматы — школе».

В 1998 г. в журнале «Начальная школа» № 10 было опубликовано информационно-методическое письмо о факультативном курсе «Шахматы — школе». Затем был выпущен приказ Министерства образования РФ № 2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Идея шахматного всеобуча заключалась в том, чтобы ввести в школьную программу предмет «шахматы».

Мало кто сомневается, что шахматы полезны для ума. Однако этого недостаточно для обоснования преподавания шахмат как еще одной обязательной школьной дисциплины. Мнение педагогов прошлого века по-своему правильно, но с позиций сегодняшнего дня, когда школа перешла на новые образовательные стандарты, предмет «шахматы» надо отнести к внеурочной деятельности или дополнительному образованию, полноценное обеспечение и функционирование которых очень привлекательно для детей, родителей и педагогов.

Принимая во внимание важность инновационных процессов, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а также в целях обучения учащихся начальной школы навыкам компьютерной грамотности часть занятий необходимо проводить с использованием компьютерной техники. Ученики группами или в парах могут выполнять задания на компьютерах: игра в шахматы по уровням.

В начальной школе сегодня происходят радикальные изменения: главной становится развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей; первостепенными признаются формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Шахматы в школе»

        Обучая детей игре в шахматы предусматриваю достижение обучаемыми начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

        Личностные результаты освоения программы курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся приобретут в процессе освоения программного материала:

- основы российской гражданской идентичности;

- моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- основы шахматной культуры;

- бережное отношение к собственному здоровью;

- мотивация к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- основы навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- эстетические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

        Метапредметные результаты освоения программы курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

        Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способами структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать учебную задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

        Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласия различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести точку свою зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

        Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

        Предметные результаты приобретённые в процессе освоения программы курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретённый и закреплённый на занятиях, в результате чего обучающиеся должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изучения шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Следует отметить, что игра в шахматы, как части образовательно-воспитательного процесса способствует развитию словесно-логического мышления,        произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, терпения, прилежания, многоплановости восприятия происходящего, наблюдательности, усидчивости, формируются навыки культуры общения.

Играя в шахматы, снижается степень рисков и обеспечивается безопасность воспитанников учреждения посредством организованной формы пребывания детей во внеурочное время как целостной системы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Дети многопланово развивают индивидуальные качества личности с учетом возрастных и физиологических особенностей, что способствует достижению основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии  художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....

Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)

Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно...

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год....