Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС
методическая разработка

Убугунова Евдокия Павловна

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_pedagogicheskie_tehnologii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П.УБУГУНОВА,

                                                                                учитель начальных классов МАОУ СОШ №19.

                                                                                                                   город Улан-Удэ, Бурятия.

Новые педагогические технологии

при внедрении ФГОС

 

     Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает, то и проявить свои способности не может.

В концепции ФГОС общего образования выделен  системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям.

Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.    

Применение педагогических технологий способствует:

  • формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
  • развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
  • раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
  • развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
  • развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

Погружение в процесс реализации новых требований ФГОС НОО диктует необходимость серьезных изменений в профессиональной деятельности. Эти изменения  связаны, в первую очередь, с усилением необходимости применения современных образовательных технологий деятельностного типа, которые направлены на активную деятельность ученика – работа в группах, в парах, проблемный и проектный методы обучения и т.д. В науке системно–деятельностный подход был введен в 1985 году как особое понятие. Разработчики стандарта считают, именно системно–деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.  Акцент при проектировании ООП необходимо сделать на результатах обучения. Это связано с тем, что, пожалуй, впервые результативность начального образования обозначена в интегративно-деятельностном контексте и представляет собой совокупность:

- предметных грамотностей, под которыми понимаются ключевые предметные способы действия;

- универсальных учебных действий, составляющих учебную самостоятельность выпускника начальной школы;

- социального опыта, приобретенного как в учебной деятельности, так и в общественно значимой.

В условиях ФГОС ученик существует как деятель, а учитель как организатор и управленец образовательного процесса. Цитата Учитель на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе каждый ребенок сохраняет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Учитель создает для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие. Показателем реализации новых образовательных стандартов становится личностное развитие каждого ученика, развитие его познавательных интересов, формирование умений планировать и анализировать свою деятельность, применять свои знания и умения в конкретной деятельности, давать оценку личным достижениям, уметь сотрудничать, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями и в дальнейшем – успешно реализоваться в современном обществе.

          Для решения поставленных задач педагоги начальной школы используют современные образовательные технологии на основе компетентного подхода, направленного на формирование самостоятельной деятельности обучающихся и тем самым повышающего мотивацию к учению.  Для реализации инновационной образовательной программы школы в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, (в том числе информационно-коммуникационные): личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио».

Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях. Образовательные технологии используются: на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности.

Во всех используемых технологиях присутствуют:

·               включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;

·               групповые, дискуссионные формы работы;

·               возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;

·               возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;

·               презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования и т.д.) 

·               рефлексия результата и процесса.

         Личностно-ориентированные технологии. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях,

слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

         Метод проектов. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознано подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

        Технология исследовательского обучения. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

        Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, доступ в интернет.

        Технологии развития критического мышления. Умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое и творческое мышление (осмысление); определять свое личное отношение к информации (рефлексия); умение ставить и решать проблемы.

        Игровая учебная деятельность. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

       Здоровьсберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

      Технология проблемного обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

      Технология проектирования содержания образования при построении учебных тем. Дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознано подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

        Технология организации группового взаимодействия. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, примерять психолого-педагогические диагностики личности.

       Технология «Портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика  как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

      Вышеперечисленные технологии используются не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности.

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты), что соответствует ФГОС.

 

Сайты

http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность в начальной школе

        

http://www.rusedu.ru/detail_14183.html - Презентация «Метод проектов в начальной школе»

http://festival.1september.ru/articles/511559/ - "Исследовательская работа в начальной школе"

http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии в начальной школе. В чём их эффективность?

http://copy.yandex.net –  КТД в школе

http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии

http://syktyvdin.edusite.ru – Портфолио ученика начальной школы

http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС.

Новые педагогические технологии....

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный пр...

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС

Инновационные технологии при внедрении ФГОС.      Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой ...

Статья "Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС"

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.  Использования возможностей современных ра...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС с обучающимися с ОВЗ", с презентацией

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Новые педагогические технологии  при внедрении ФГОС с обучающимися с ОВЗ" с презентацией....

Инновационные педагогические технологии при внедрении ФГОС

      Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов  нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, ...