Инновационные педагогические технологии при внедрении ФГОС
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс)

        Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов  нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего  на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simmetriya_v_prirode_i_na_ulitsakh_nashego_goroda.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                             Тема

«Инновационные педагогические технологии при внедрении ФГОС»

.

     

 Автор  проекта: А.Х.Дженгабаева –учитель начальных классов

                                 

                                     2021г

           

                    Содержание

1.Актуальность проблемы.

2.Цель, задачи.

3. Постановка проблемы.

4. Стратегия, методы, механизм реализации.

5.Рабочий план реализации.

6.Дальнейшее развитие.

7.Оценка эффективности реализации

8.Список использованных источников.

 Актуальность проблемы

        Учитывая, что принципиальным отличием школьных стандартов  нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего  на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования , перед нами, учителями начальной школы, встаёт ряд задач:

-  научить видеть проблемы;

-  конструировать гипотезы;

- задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы;

- классифицировать, давать определения, понятия;

-  правильно излагать и защищать свои идеи.

             Одним из решений этой проблемы является поисково–исследовательская деятельность. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка, обеспечивающим глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающим как личное участие каждого обучающегося, так и его интерес к учению.

             Поисково-исследовательская деятельность учащихся – одна из инновационных форм  педагогических технологий в современной школе. В процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

             Этим обусловлена актуальность выбранной  темы.

                                   Постановка проблемы.

Тема «осевая симметрия» рассматривается в большинстве федеральных программ по математике для начальной школы, раздел «Геометрические фигуры». Помимо этого чаще всего ученики впервые встречаются с симметричностью предметов на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира.

Разработка  данного учебного проекта  проходила в следующих образовательных  областях: трудовое обучение, изобразительное искусство, окружающего мира.

 Цель: формирование у учащихся начальных классов  навыков

         исследовательской деятельности на уроках при внедрении  ФГОС;

               

   Задачи :- формировать  навыки исследовательской деятельности;

                 - организовать  исследовательскую деятельность;

                 -расширить кругозор учащихся

Восхищаясь красотой окружающего мира, мы не задумываемся, что лежит в основе этой красоты.

Во-первых, мы с вами живём в симметричном мире, который обусловлен условиями жизни на планете Земля. Может быть, человек подсознательно понимает, что симметрия это форма устойчивости, а значит существования на нашей планете.

Во-вторых, окружающие человека люди, растения симметричны. Но если посмотреть поближе, то можно увидеть, что фигуры только почти симметричны. Но это не всегда воспринимает глаз человека. Глаз человека постепенно привыкает видеть симметричные объекты. Они воспринимаются, как гармоничные и совершенные.

Трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. В обычной «нематематической» жизни нам  часто приходится говорить о симметрии. Только при этом  мы чаще используем слова «симметричный», «симметрично расположенный». С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве…

В настоящее время наука расширяет свои учения о симметрии. Тема симметрии по – прежнему актуальна.

Мы  настолько заинтересовались симметрией, что решили узнать о ней больше и найти в окружающем нас мире предметы живой и неживой природы, творения человека, которые подчиняются законам симметрии.

Гипотеза: 

Возможно, симметрия в архитектуре является образцом устойчивости, красоты и совершенства. 

План исследования:

  1. Симметрия в жизни животных, насекомых и птиц.
  1. Изучить внешний вид насекомых, птиц, животных;
  2. Сравнить внешний вид бабочек;
  1. Симметрия в жизни растений.
  1. Изучить растительный мир – цветы, листья?
  2. Выяснить, встречается ли симметрия в цветах;
  3. Проанализировать количество осей симметрии у разных цветов.

      Ш.        Значение симметрии и ее использование в жизни.

       IY.           Симметрия на улицах родного города и творениях рук человека.

  1. Рассмотреть здания на улицах  города;
  2. Найти симметричные здания;
  3. Сравнить количество симметричных и несимметричных зданий.

Y.         Общий вывод.

I. Симметрия в жизни животных, насекомых и птиц

Вот над поляной порхает бабочка. Ее крылышки кажутся совершенно одинаковыми. Как бы для того, чтобы подтвердить это, она садится на цветок, складывает их, и мы видим, что форма одного крыла в точности повторяет форму другого.

        Значит, крылья у бабочки одинаковые? Не совсем. Если взять копию правого крыла и заменить ею левое крыло, то точного совпадения не будет: либо яркая расцветка окажется не с той стороны, либо при складывании крылья не будут совпадать.

        Когда тебе на глаза попадется птица, внимательно рассмотри ее. Птица так замечательно летает, потому что она обладает симметрией. Иными словами, если мысленно поделить птицу вдоль ее тела, обе половинки окажутся одинаковыми.

        Симметричное обычно кажется нам красивым. Это можно объяснить тем, что одна часть уравновешивает другую.

        По спокойной глади небольшого озерка грациозно передвигается лебедь, - вдруг он остановился, замер. И в воде можно увидеть отражение этой птицы. Такое отражение можно назвать еще зеркальным. Зеркальное отражение можно получить, если взять зеркало и поставить его вертикально на рисунок так, чтобы край зеркала прошел ровно посередине рисунка (бабочки, стрекозы). Получается, что половина рисунка вместе с ее отражением в зеркале составляют прежней рисунок.

        Предметы, одна из половин которых может быть получена как зеркальное отражение другой половины, называются симметричными, а само изображение – зеркальной симметрией.

        Художников, особенно пейзажистов, часто привлекает передача отражений на спокойной глади реки или озера. Вспомним картины «Весна – большая река» И.И. Левитана, «Аленушка» В.М. Васнецова.

        Ярким примером зеркального отражения в нашей многоводной реке может быть отражение церкви. (показ по картинке) и других предметов (домов, деревьев..)

        Если мысленно поделить туловище животного вдоль его тела (зайца, собаки, слона….) то обе половинки окажутся одинаковыми, т.е. симметричными. Хотя могут быть небольшие различия в расцветке – окраске животных.

Выводы:

1. Насекомые, птицы и животные – обладают симметрией;

2. Симметричность форм, окраски насекомых, птиц придает красоту;

3. Симметрия служит для равновесия.

II.        Симметрия в жизни растений

Все мы год з а годом с приходом весны и все лето до глубокой осени можем любоваться растениями, деревьями, их цветами.

   Мое  исследование было направлено на выявление примеров симметрии в растениях.
Посмотрим на
кленовый лист. Кленовый лист симметричен. Если перегнуть его по среднему вертикальному стебельку-прожилке, то получившиеся части листа совпадут друг с другом. И перед нами две половинки – правая и левая! Можно провести опыт и с зеркалом; отражение в зеркале дополнит половину кленового листа до целого. Кленовый лист обладает зеркальной симметрией, и, если его нарисовать на листке бумаги, то полученная плоская фигура будет иметь ось симметрии.

Дальнейшие  поиски были сосредоточены на нахождении симметрии в цветах и плодах растений.

Рассмотрим разрез любого из этих фруктов. В разрезе они представляют собой окружность.

 Симметрию можно наблюдать на изображении следующих цветов: цветок одуванчика, цветок мать-и-мачехи, цветок кувшинки, сердцевина ромашки.

 

Выводы:

  • В  любом растении можно найти какую-то его часть, обладающую симметрией. Это могут быть листья, цветы, стебли, стволы деревьев, плоды, и более мелкие части, такие как сердцевина цветка, пестик, тычинки и другие.

     Симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов.

  • Стебли растений обладают симметрией.        
  • Симметрия форм и окраски цветков придаёт им красоту.

II.Симметрия на улицах города.

        Симметрия есть не только в творениях природы, но и в творениях человеческих рук (дома, автомобили, самолеты, столы, стулья, ножницы, вазы…)

 Если совершить небольшую экскурсию по городу , то можно увидеть постройки зданий в городе – симметричны, хотя различия между правой и левой сторонами наблюдаются.

        Примером симметрии может служить здании.

        В настоящее время можно увидеть не только симметричные здания, но и использование симметричных элементов в отделке (покраске) зданий.

Сегодня мы можем показать нашим гостям современные офисные здания и торговые центры, и транспортные развязки, и современные жилые дома, построенные в самых разных стилях.

И теперь, после совершенной нами небольшой экскурсии в  недавнее прошлое, пройдемся вместе и полюбуемся самыми красивыми и интересными зданиями  города, в архитектурном облике которых мы увидим и строгую геометрическую точность

Вот такой  город! Молодой, бедный и богатый, занесенный снегом и цветущий, с незамысловатыми коробками старых домов и современными зданиями из стекла и бетона! И понятие «симметрия» -  как синоним порядка,  строгости и «асимметрия» - как полная ему противоположность,  перед нами во всем. Наверно, так и должно быть – ведь наш мир совсем не однообразен и не сложен из кубиков!

Выводы:

  1. Симметрия широко используется в архитектуре.
  2. Симметрия – придает устойчивость любым творениям человеческих рук.
  3. Использование симметрии в конструкции зданий, симметричных элементов в отделке, а также симметрично расположенных строений создают красоту и гармонию.

Анализ и обработка результатов эксперимента.

В целом работа по данному проекту прошла успешно, каждый ученик был вовлечен в мыслительную деятельность  по данной проблеме. Все ученики приобрели новые знания путем практических работ.

По окончанию работы над проектом, планировалось оформление стендов в школе. Дети же предложили устроить выставку всех своих работ для учеников начальной школы, были активными организаторами, сами же выступили в роли экскурсоводов, с увлечением рассказывали другим учащимся о том, что узнали о симметрии.

Проект настолько захватил ребят, что учителю было трудно переключить их на прохождение программы, они везде находили симметрию и уходили от темы урока.

Дети  обладают остро выраженными способностями к поисково-исследовательской  деятельности. Поэтому для них характерны проблемные и поисковые методы. Проектная работа на уроках математики стимулирует выдвижение новых идей. Учитель выступает партнером или «научным руководителем».

Поэтому учебный проект для них является важным средством формирования мотивации обучения.

Так же в процессе нашей работы была подтверждена гипотеза о том, что симметрия в архитектуре является образцом устойчивости, красоты и совершенства.

 Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство.

                                                           Литература.

  1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста т.3.- М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1975.

  1.  Детская энциклопедия: Музыка / Авт. А.С. Кленов: Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: Издательство АСТ – ЛТД, 1997.

  1. С. Александрова, В. Лёвшин «Искатели необычайных автографов или странствия, приключения и беседы двух филоматиков». – М.: Детская литература, 1982.

  1. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия» 5-6 классы. – М.: Дрофа, 2005.

  1. Большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  1. Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. М.: Владос, 2003.

  1. Иванова О. Интегрированный урок «Этот симметричный мир»// газета Математика. 2006. №6 с.32-36.

  1. Панчищина В.А. Геометрия (часть 2). Томск: Издательство Томского университета, 2004.

 Интернет-ресурсы:          

  1. www. arbuz.uz.ru;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС.

Новые педагогические технологии....

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный пр...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС

Инновационные технологии при внедрении ФГОС.      Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой ...

Статья "Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС"

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.  Использования возможностей современных ра...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС с обучающимися с ОВЗ", с презентацией

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Новые педагогические технологии  при внедрении ФГОС с обучающимися с ОВЗ" с презентацией....

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования...