Выступление на педсовете "«Формирование каллиграфических навыков у младших школьников»2019 г
методическая разработка (1 класс)

Лошкарева Алёна Сергеевна

 

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердниковская основная школа»

Выступление по теме:

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников».

Составила учитель начальных классов-

Лошкарева А.С.

с. Бердники

2020 г.

   

 Каллиграфия  –  это  искусство  писать  четким,   красивым   почерком.

Заглядывая в тетради  учеников,  мы  с  каждым  днем  все  больше  и  больше убеждается в том, что у большинства из них, как  и  у  большинства  из  нас, далеко не каллиграфический почерк.

      Что случилось с почерком, почему так  много  ошибок,  почему  обучение

письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе  –  эти  вопросы  все больше  и  больше  волнуют  учителей  и  родителей.   Количество   детей   с трудностями   обучения   письму   и   нарушениями   письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим  подсчетам  составляет  25-30%

Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова  Т.Е.  показали,  что  многие  трудности  не заканчиваются  в  начальной  школе,  а  лишь  модифицируются  и  сохраняются зачастую  вплоть  до  окончания  школы.  

      Проблема обучения письму была и остается  актуальной  до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя,  методисты.  

Графические  навыки  письма  достаточно  сложны  и   складываются   из

различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.

      Процесс письма осуществляется при помощи  инструмента  письма  (ручка, карандаш,  мел),   который   человек   соответственно   передвигает   рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения  и двигательным  контролем  пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом  человек  пользуется (ручка перьевая, шариковая,  карандаш,  мел),  он  осуществляет  движения  и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.

      Приемы, необходимые для письма:

      1) владение инструментом письма;

      2) соблюдение правильного положения  тетради  и  продвижение  ее  при

         письме;

      3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;

      4) движение руки вдоль строки во время письма.

      Приемы письма:

      1) умение сравнивать образец с результатом письма;

      2) приемы перевода звука  в  письменную  букву  и  печатной  буквы  в

         письменную;

      3)  приемы  написания  букв  (начало,  куда  вести   перо,   поворот,

         соединения);

      4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так

         далее);

      5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

      6) письмо букв между линиями строки и на линии;

      7) начало письма. Заполнение строки;

      8) приемы правильного наклона письма.

      Таким образом, с самого начала формирования навыка  письма  перед  обучающимися встает ряд задач по овладению разными  приемами.  В  первые  несколько  дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и  первоначальное  овладение приемом  держания  ручки,  посадкой,  положением  тетради  при  письме.  Эти приемы, которые  сначала  занимают  все   внимание   ученика,   еще   будут отрабатываться в течение 2-3 лет.

      В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и  овладение  рядом  приемов,  при  первоначальном  овладении графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания  ученика, упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать,  ученик забывает о том, что в поле его внимания  должно  быть  правильное  положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Он  весь сосредоточен на одной задаче – написать букву или слово,  но  и  сейчас  ему трудно стараясь писать прямые черты ровно, забывает о  наклоне  этой  черты, пропускает момент, когда надо сделать поворот, забывает об  образце  и  тому подобное.

      Этого недостатка в формировании навыков  невозможно  избежать.  Нельзя укрепить вне этого навыка приемы держания ручки, или положения тетради,  или посадки  при  письме.  Это  заняло  бы  очень  много  времени  и  в   начале деятельности так или иначе было бы  не  отработано,  так  как  изолированная отработка этих приемов не дала бы согласования. Нельзя устанавливать  и  большое количество графических требований –  соблюдение  наклона,  формы,  величины, силы нажима и так далее.

    Систематическая работа по формированию  почерка  учащихся  –  одна  из

главных задач  школы.  Работа  по  чистописанию  начинается  с  первых  дней поступления  ребенка  в  I  класс  одновременно   с   обучением   письму   и продолжается в последующих классах.

      Каллиграфически   правильное   письмо    содействует    эстетическому,

эмоциональному    воспитанию    школьников,   воспитанию    аккуратности,

сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

      Целью   занятий   чистописания   является   формирование    графически

правильного, четкого и достаточно скорого письма.

     На  уроках  чистописания  необходимо  путем   правильного   отбора   и

проведения специальных упражнений сформулировать у  учащихся  такие  навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению  четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных  работ  в среднем звене. Выработать  у  учащихся  четкое,  красивое  и  скорое  письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд  лет,  так  как  навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения  многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

      Сначала  необходимы  ознакомление  с  правилами  посадки  и   владение

инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей,  первоначальное ознакомление с  начертанием  букв,  буквосочетаний,  письмом  слогов,  слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование  этих  умений  на  уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению  воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице  одинакового  наклона,  рациональному соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке.  Со  сменой разлиновки   становится   актуальным   соблюдение одинаковой высоты букв  в  словах  на  всей  строке,  пропорции  строчных  и заглавных букв. Параллельно на каждом  этапе  решаются  задачи  по  обучению безотрывному письму и скорому письму.  На  уроках  чистописания  выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся  к  определенной  группе,

предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при  их  письме.

      Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в  целом,  где  основная цель – формирования графически правильного,  четкого  и  достаточно  скорого письма.

   Приучая  школьников  к  аккуратному   и   четкому   письму,   учитель

воспитывает   у   них    аккуратность,    трудолюбие,    старательность    и

добросовестность.

Рассмотрим,  какими  приемами пользовался учитель при  обучении  детей  чистописанию,  отметим  при  этом, какие из приемов являются главными.

      Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса  письма  и  объяснение  способов  написания  букв,  слогов,   слов, предложений. Это и есть основной  прием  обучения  каллиграфическим  навыкам письма. Писать образец на  доске  учитель  должен  так,  чтобы  все  ученики видели как учитель пишет.

      Другим приемом при обучении чистописанию  следует  считать  списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или  в  тетради.  Это очень  старый  прием,   основанный   на   том,   что   учащиеся   подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца  и  сравнение  его  с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на  письмо  учащихся не  только  через  сознательное  копирование  –  это  образец  еще   и   для неосознанного  подражания,  которое  в  младшем  школьном   возрасте   очень выражено.

      Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного  осознание  процесса письма и даже видение формы  буквы.  Иногда  ученик  может  обводить  букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании  ученик  упражняется в выполнении правильного  движения:  позиция,  размах,  размер,  направление, форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая,  он  не  может перенести в свое время движение во время  письма.  Психологическое  значение списывания с образца и обведение образца различного для формирования  навыка письма.  Обведение  по   образцу   упражняет   двигательные   представления.

Поскольку  обведение  образца  осуществляется  механически,  продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.

      Некоторые учителя дают учащимся копировать  образцы  через  прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически  имеет то  же  значение  –  закрепление  правильного  движения.  В   любом   случае копирование  важно,  что  бы  оно осуществлялось  как  письмо,  правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает  нужного  эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

      Воображаемое письмо, или обведение над  образцом,  письмо  в  воздухе.

Здесь учащийся не  просто  опирается  на  двигательные  ощущения,  но  и  на

зрительно воспринимаемый образец.  Воображаемое  письмо  проводится  или  по написанному учителем образцу на доске,  или  вслед  за  письмом  учителя  на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять  их  вообще  без  образа,  по памяти, писать в воздухе, держа  ручку  в  руке.  Такие  упражнения  оживляют процесс обучения. Недостаток этого  приема  в  том,  что  учитель  не  может учесть, каков результат  обведения,  повторения  движения,  насколько  точно дети воспроизводят движения и форму образца.

      Как  копировальный  способ,  так   и   воображаемое   письмо   –   это

вспомогательные  приемы,  которые,  помимо  прямого   влияния   –   удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес  к письму, разнообразят форму обучения.

      Анализ  формы  букв.  Он  может   осуществляться   по-разному.   Можно

анализировать  форму  буквы,  раскладывая  ее  на  составляющие,   зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква __ состоит  из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ.  А  если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она  состоит  из таких элементов: __. Некоторые буквы, довольно  сложные  по  форме,  пишутся одним неделимым движением; например, так пишутся  буквы  __  и  __.  Учитель должен помнить, что поэлементный  анализ  не  позволяет  собой  рассмотрение формы буквы и особенностей ее  написания.  Поэтому  учитель  вслед  за  этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы  движения,  выполняет

особенности  формы  буквы,  размер  соотношения  элементов.  Таким образом, анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того,  впервые  ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.

      Одним из приемов обучения графическим  навыкам  письма  можно  считать введение в обучение  правил,  которые  учащиеся  должны  хорошо  знать.  Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное  усвоение особенно  необходимо  тогда,  когда  навык  еще совершенствуется,  не  стал автоматизированным. Правила  при  письме  должны формулироваться  очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти  правила и применять их на практике.  Правила  складываются  из  тех  задач,  которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.

      В  1  классе  (1-4)  вводятся  сначала  правила,  касающиеся  посадки,

положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с  процессом письма:

      1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

      2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг  от

         друга;

      3) писать надо красиво.

      Со 2 класса вводятся такие правила:

     1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);

     2) слог пишется безотрывно;

     3) писать надо быстро и красиво.

  Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он  может  сначала

ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется  уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная  линия,  что  значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые,  но наклонные палочки. При переходе к письму букв,  слогов  и  слов  формируется правило  о  наклонном  письме.  Затем  при  переходе  к  письму  предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После  того  как  объяснены приемы безотрывных соединений  букв,  формулируется  правило  о  безотрывном письме. Правило  –  писать  надо  красиво  –  является  как  бы  выводом  из предыдущих. Что  значит  писать  красиво?  Писать  чисто,  без  помарок,  не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

      Не следует вводить правила назойливо,  на  каждом  уроке.  Иначе  этот

прием, направленный на сознательное усвоение навыков,  превращается  в  совсем противоположный: слова не доходят до сознания учащихся.

      Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под  счет  или  в такт счету. Этот прием при обучении  письму  применялся  давно.

Письмо  под  счет  способствует  выработке  плавного,  ритмического   письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес с  письму.

Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно  и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

      Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква,  слог,  слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При  этом в 1 классе лучше не выносить на  доску  пример  ошибочного  написания  букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.

      Во 2 и 3 классе общую для многих учащихся ошибку  учитель  выносит  на доску. Учитель может применять и еще ряд приемов. Применяются  также  приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать  работу  соседа  и  часто  видят  чужую ошибку. Учитель должен  ориентировать  детей  не  на  оценку  работы,  а  на помощь: помочь увидеть  недостаток  и  объяснить,  как  его  исправить.  Для развития плавности и  сложности  движений  руки  вводится  письмо  различных дополнительных петель  и  росчерков,  рассчитанных  на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

      Таким образом, в работе описаны основные   приемы,   применяемые   в   обучении каллиграфическим навыкам  письма.  Кроме  этих  приемов,  можно  отметить  и некоторые другие, такие как  рисование  детьми  бордюров,  штриховка  мелких форм и других.

      На разных этапах обучения степень применения  того  или  иного  приема

будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

Наряду  с  традиционной  методикой  обучения  письму  и   формирования

каллиграфических  умений  и  навыков  у  младших  школьников  существуют   и авторские технологии по формированию навыков письма.  Это  объясняется  тем, что методика чистописания, как и всякая другая,  -  явление  не  застывшее.

Она развивается. Поэтому многие методисты предлагают свои методики  обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты  делают  упор  на  то, что формулирование  каллиграфического  навыка  должно  сегодня  работать  на решение общей стратегической задачи обучения  –  на  совершенствование  всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей .

      Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при  обучении  каллиграфии  усилия  нужно   направлять   прежде   всего   на становление  необходимых  психологических  и   физиологических   механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку  каждой  отдельно взятой буквы и ее соединений.

      Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно

способствовать:

      -  поднятию  на  новый  уровень  наглядно-образного  и   отвлеченного

        мышления первоклассников, необходимого для восприятия  конфигурации букв, для установления сходства и различия  знаков,  для выработки  плана правильных движений при письме;

      - совершенствованию способности к  зрительному  восприятию  различных  форм;

      - становлению умения ориентироваться в  пространстве  места,  строки,

        легко  определять  пространственные  отношения   между   элементами

        письма;

      - укреплению руки, улучшению координации движений и в целом  развитию умения самостоятельно  управлять  всей  сложной  системой действий пишущей руки;

      - доведению до автоматизма  умения  соблюдать  гигиенические  правила

        письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).

      Еще одним условием успешного обучения каллиграфии,  по  мнению  многих методистов, следует считать формирование  у  младших  школьников  внутренней потребности в аккуратном, разборчивом,  эстетически  выдержанном  оформлении всех выполняемых записей.

      Н.А.  Федорова  предлагает  несколько  советов  по   совершенствованию

первоначального обучения каллиграфии шестилетних детей.

      Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения каллиграфии, весьма полезным  на  всем  протяжении  работы  может  оказаться  специальный альбом  с  письменными  буквами  и  их  элементами,  учитывающий   наглядно- действенный характер мышления ребенка,  но  в  то  же  время  способствующий совершенствованию   наглядно-образного   и    формированию    аналитического мышления. Пособия  предназначено  для  развития  зрительных  и  двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем  воспроизведении  формы букв, а также для обучения каллиграфии на основе определенного обобщения.

      На  внутренней  обложке  альбома  приклеен  специальный  конверт,  где

находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги.  На  каждой  странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны  из бархатной бумаги. Наклеенная буква  как  бы приподнимается  над  страницей, создавая тем самым лучшие  условия  для  глаза  и  руки  при  первоначальном знакомстве  с  формой  буквы.  Возле  каждой   буквы   нарисованы   стрелки, показывающие траекторию движения руки при  письме,  причем  начало  движения

обозначено особо.

      Альбом  с  письменными  буквами  и  их  элементами  используется   для

проведения различных аналитико-синтетических упражнений.

      Дети,  проведя  вместе   с   учителем   анализ   конфигурации   буквы,

познакомившись с формой конкретного ее  элемента,  находят  его  в  конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую  страницу,  они  обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем  накладывания  выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется  в  альбоме под соответствующим элементом  буквы.  Кроме  того,  дети  из  уже  знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее  на  образец  в  альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.

      Все части альбома составляют  единое  целое.  Ни  в  коем  случае  эту

целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения  первоклассников правильной  ориентации  на  страницах   тетради   целесообразна   работа   с предметными рисунками.

      Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине  листа.  По

заданию учителя первоклассники должны найти  названный  предмет,  определить его место на листе и  соотнести  по  расположению  с  другими  нарисованными предметами.

      Рисунки можно использовать и для развития у детей  «чувства  контура»,

путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или  вырезать  рисунок  по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.

      При  выполнении  многих  из  приведенных  выше  упражнений  происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки,  однако  необходимы для  этого  и,  специальные  упражнения.  Важнейшее  из  них  –   штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика.  Н.А.  Федосова  предлагает  4 вида  штриховки,  которые  способствуют   развитию   и   укреплению   мелкой мускулатуры кисти руки, отработке  координации  движений:  а)  раскрашивание короткими частыми  штрихами;  б)  штриховка  с  возрастом;  в)  центрическая штриховка  (штриховка  от  центра);  г) штриховка  длинными   параллельными

отрезками .

      Н.А. Федосова также  предлагает  применять  дополнительную  разлиновку тетради. При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно  упрощаться.

      Сначала  исполняют  вертикальные  (наклонные)  линии   в   межстрочном

пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая  строка  и редкие (через 30 мм) вертикальные (наклонные) линии. Такая смена  разлиновки обеспечивает  постепенное  усложнение  действий   ученика,   повышения   его самостоятельность.

      Мотивационная сторона обучения имеет  существенное  значение.  Нередко ученик выводит буквы, старается четко и  разборчиво  писать  преимущественно для того, чтобы удовлетворять  определенные  требования  учителя.  «Если  не пробуждаются личностные мотивы, желание ребенка писать для  себя,  овладение письмом  происходит  на  уровне  традиционного  чистописания.  Такой  подход страдает узостью, он не вписывается в общую систему  развития  и  воспитания личности. Процесс обучения должен быть построен так,  чтобы  каллиграфически ясное, аккуратное  письмо  превращалось  во  внутреннюю  потребность  каждого

ученика», - отмечает Н.А. Фадосова .

      Н.А.  Федосова  предлагает  проводить  работу  с   приведенными   выше

упражнениями в подготовительный период до обучения письму в прописях.

     

  А как же обучать первоначальному письму, как  формировать графический навык,  какую   методику   работы   выбрать?   Рассматривая   альтернативные технологии «по методике обучения письму, мы столкнулись» и с методикой  Н.Г. Агарковой, в которой имеется  общее с традиционной методикой, но есть и различия.

      Так,  Агаркова  Н.Г.  и  другие  отмечают,  что  технология   обучения  первоначальному  письму  и   формирования   графического   навыка

определяется системой принципов, методов и приемов, используемых  на  уроках письма,   то   есть   русской    графики,    и    занятия    по    выработке

автоматизированности  действия  воспроизведения  букв  и  их  соединений  на бумаге. Это, прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения;  2)

одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов,  а  также  3)принцип логической группировки буквенных знаков, выделенные методистом  Н.Г.Агарковой.

      Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка  четко  зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких  зрительных элементов   состоит   буква   и   в   каких  пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв  реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных .  Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной  образ каждой  буквы,  что  составляет  необходимую  основу   для выработки графического навыка.

      Принцип  одновариантного  (стабильного)  начертания  письменных   букв обусловлен закономерностями движения  руки  при  письме.  Это прежде  всего прощания: круговые замкнутые движения руки,  направленные  внутрь  к  плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.  

      Такой подход избавляет  ученика  от  нежелательного  переваривания  на

дальнейшем   этапе   выработки   автоматизированности    действия    письма,

предупреждает ломку  и  перестраивание  элементарного  графического  навыка, основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте.

      Формирование  автоматизированности  графического   и   индивидуального каллиграфического  почерка  у  учащихся  основано  на  логическом   принципе группировки письменных знаков. Суть этого принципа  заключается  в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку  наличия  в  них  общего (одного из восьми) элемента. Границы между  выделенными  группами  подвижны, так  как  один  и  тот  же  буквенный  знак  одновременно  входит  в  разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква  имеет  3

разных по форме элемента, то она включена в 3 группы.

      Последовательность отработки начертания букв определяет  частотность

повторения в них  каждого  из  8  элементов.  Так,  если  элемент:  линия  с

закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных  и  15  заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой  группы  отрабатывается  в  первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и  малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем  лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой,  а 11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10  новых  букв  в сравнении с первыми двумя группами Т.О., только первые 3 группы  включают  в

себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные  9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Изучая методическую литературу, статьи учителей-практиков можно много взять интересного для себя.

 Для развития мелкой мускулатуры, глазомера придумываю рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги. Составляем узоры на “полотенце”, “фартуке”, “матрешке”, вырезанных из бумаги, а также изображенных в детских книжках раскрасках. Для эмоционального настроя использую поэтические минутки.

Для снятия усталости провожу физминутки, упражнения для пальцев, упражнения для развития памяти, мышления. В гости приходят Незнайка, Буратино, которые хотят учиться.

Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. В первом классе работаю без отметок, используя словесные оценки. Даже если работа выполнена очень плохо, при проверке ставлю “смотрено” и объясняю, что не хотела ставить плохую отметку, так как знаю, что можно красиво написать и исправить свои ошибки.

Использую разного вида поощрения:

  • Любуемся каждой написанной буквой.
  • Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая лучше, а третья еще лучше.
  • Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”
  • Выставка работ в классе.
  • Выставки для родителей.
  • Тем, кто лучше напишет, вручаю “рисунки букв – друзей”.

Каллиграфические навыки формируются не только на уроках русского языка, но и на других уроках, поэтому стараюсь во всех письменных работах обращать внимание на правильное начертание и соединение букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....

Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"

В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Развитие проектных навыков у младших школьников»

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...