Выступление на тему: Формирование навыков самоорганизации младших школьников в процессе выполнения общественных поручений.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Материал для воспитателей интерната и ГПД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №30

имени К.А.  Микаэльяна

Выступление на методобъединении в 2017 году

на тему:

Формирование навыков самоорганизации младших школьников в процессе выполнения общественных поручений

Воспитатель: Азми Ирина Владимировна

Москва – 2017

Ребенок является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества (мировоззрение, сознательное отношение к людям и к своей деятельности), в какой он становится субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности. Становление ученика как субъекта возможно лишь в процессе его собственной деятельности. Главное в этом процессе – направить деятельность учащегося (учебную, игровую, трудовую) на формирование потребности к самовоспитанию. Любое воспитательное воздействие только тогда эффективно, когда оно созвучно внутренним потребностям школьника и вызывает собственную активную деятельность, направленную на осуществление поставленных задач, т.е. на самовоспитание, на совершенствование, на развитие своей личности. Многие сурдопсихологи отмечают своеобразие формирования личности ребенка с нарушением слуха, которое прежде всего обусловлено трудностями, испытываемыми им в общении с окружающими, что, в свою очередь, сказывается на развитии мышления, на понимании человеческих отношений, на самопознании.                                                            

При выполнении детьми с проблемами слуха общественных поручений возможна самоорганизация личности.

Активное выполнение общественных поручений помогает слабослышащим и глухим детям уже в младшем школьном возрасте приобрести опыт общественной, социально направленной деятельности. Этот опыт создает основы для усвоения мировоззренческих идей, из которых постепенно складывается система убеждений. А это, в свою очередь, внутренне обуславливает всестороннее развитие гармоничной личности, способствует становлению самосознания.

8 – 9-летний возраст – это этап в развитии личности, который характеризуется осознанием себя как социального существа, своего места в системе общественных отношений, возникновением «внутренней позиции», потребности занять новое положение в жизни, проявляющееся в стремлении к новой общественно значимой деятельности, к учению в школе. В воспитательном отношении все виды деятельности имеют чрезвычайно важное значение для всестороннего развития личности школьника, однако важна не только сама деятельность и ее конечные результаты, но также и те отношения, которые при этом складываются между детьми. Именно поэтому деятельность, протекающая в коллективе и для коллектива, имеет большое значение для формирования личности.

Cлабослышащие школьники, в подавляющем большинстве обучающиеся в учреждениях интернатного типа, в силу объективных обстоятельств довольно рано приобщаются к жизни в коллективе и выполнению возложенных на них коллективных обязанностей. Система общественных поручений является основным фактором формирования общественной активности младших школьников.

В условиях систематического и целенаправленного обучения и воспитания у слабослышащих детей довольно рано образуются структуры, из которых формируются составные части как учебной, так общественно полезной, а в дальнейшем и трудовой деятельности. В зрелых своих формах они складываются в целостное, системное образование из целевых, мотивационных, эмоционально-волевых, коммуникативных, результативных и контрольно-оценочных компонентов. Среди них к системообразующим относятся целевые, мотивационные и содержательные составляющие деятельности.

Для выявления состояния работы по выполнению обществен-ных поручений была проведена беседа  с обучающимися на тему: «Какое поручение ты хотел бы выполнять?» Результаты проведенной беседы и наблюдения за попыткой закрепления об-щественных поручений за обучающимися нельзя назвать результативными. Все хотят быть командирами,  но никто не может понять: а что же делать. Что делает санитар, цветовод, дежурный. Дети не сразу понимают функции своих общественных поручений. Кто-то из детей через какое-то время выразил желание поменять свою роль. Такие дети, как Ковальчук Марк и Синельникова Ангелина долго не могли понять, что быть старшим по группе может быть кто-то другой, а не он. Это могло спровоцировать ссоры и непонимание. Причинами того, что многие из детей решили поменять свои поручения через какой-то период времени, являются их возрастные и мотивационные особенности.                        В результате анализа процесса выполнения общественных поручений выясняется, что в 1-м классе преобладали поручения исполнительского характера (ответственный за чистоту в партах, шкафах, спальне, раздевалке; санитар, цветовод, дежурный по классу, по столовой). Так, хозяйственник помогал воспитателю получать и сдавать белье в прачечную, дежурный по раздевалке поддерживал в ней порядок, учил одноклассников аккуратно ставить обувь, вешать куртки и т.д.

Во 2-ом классе количество организаторских поручений возрастает. Появляются такие обязанности, как главный помощник, редактор стенгазеты, главный по спальне.

При сравнении с массовой школой, где поручения носят исполнительский характер, видно преимущество школы второго вида, условия которой позволяют раньше приобщать большое количество детей не только к исполнительской, но и к организаторской деятельности. Этому способствует сравнительно малое число учащихся в группе (классе) по отношению к числу организаторских ролей.

Для того чтобы увлечь всех воспитанников процессом самоорганизации, необходимо найти для каждого ученика такую личностно-ролевую деятельность в коллективе, которая была бы для него понятной, посильной, интересной и значимой, позволяла бы проявлять и утверждать себя и благодаря этому испытывать эмоциональное удовлетворение от общественно полезной деятельности.

В организации общественно полезной деятельности целесообразно использовать личностно-ролевой подход, когда дети овладевают самоорганизацией при выполнении определенных ролей в игровой форме. При первоначальном ознакомлении с назначением деятельности учащихся вместе с воспитателем придумывают образные названия («имена») для ролей, которые они хотели бы выполнять: главный помощник воспитателя (хозяйственник), защитник природы (цветовод), хранитель порядка (дежурный) и т. д. Поручения распределяются при коллективном обсуждении с максимальным учетом как личных пожеланий, так и возможностей детей.

Так в 4 группе интерната выполнение общественных поручений носит и ответственный, и исполнительный характер.      Организаторские поручения: ответственный за чистоту в классе-Кутейкин Максим; в спальнях Синельникова Ангелина у девочек и Артем у мальчиков, главный цветовод- Ковальчук Марк, главный хранитель порядка в столовой- Абдувахобова Мавтунахон, физорг группы- Сучкова Виктория, организатор игр- Полещук Патрисия, библиотекарь группы- Батрышина Амелия.

Поручения исполнительского характера нравятся: Аверьянову Федору, Волкову Михаилу, Власенко Ричарду.

К общим задачам воспитания младших школьников относится формирование у них понимания общественного значения личного труда и, в частности, значения правильного выполнения общественных поручений. Прежде всего необходимо в доступной детям форме раскрыть значимость того или иного вида общественной деятельности, поручения в жизни коллектива. Выяснив, что кто-то из детей хотел бы сменить свои поручения, целесообразно провести с ними беседы, уточнить содержание деятельности при выполнении того или иного поручения, конкретизировать задачи и обсудить ту пользу, которую может принести хорошее его выполнение всему коллективу. Например, объясняется, что если хозяйственник наведет порядок, то все вещи будут лежать на своих местах, их не нужно будет искать; если игровик придумает новые игры, то всем ребятам на прогулке будет интересно и весело, и т. д.

Уже сама процедура предъявления задания должна предусматривать создание доверительной атмосферы, в которой каждый исполнитель наделяется особыми полномочиями, ему может вручаться специальный значок, он всячески поощряется к достижению определенных результатов. Воспитатель, например, говорит ученику: «Я думаю, что ты постараешься справиться и выполнить поручение хорошо» или «Ты любишь физкультуру и будешь хорошим физоргом, поможешь ребятам стать сильными и ловкими.

Обращается внимание на то, чтобы дети не только осознали суть задания, но и отнеслись бы к нему с глубокой заинтересованностью. Для этого создаются условия, при которых общественно значимая цель воспринималась бы ребенком одновременно и как средство удовлетворения тех или иных своих потребностей, т. е. приобретала бы для него личностный характер.

Ряд видных педагогов (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) указывает, что на мотивацию и эффективность деятельности учащихся положительное влияние оказывает их участие, соавторство в постановке цели и определении средств ее достижения, а также условия соревнования. Для вовлечения ребенка в соавторство очень важно, чтобы общественно значимая цель задавалась в виде проблемной ситуации типа: «Каким образом можно выполнять это поручение хорошо?» В таком случае общественный смысл цели обязательно входит в содержание деятельности ребенка. При осознании слабослышащим школьником проблемной ситуации актуализируется целый комплекс значимых для него потребностей.  Сюда относятся потребности познавательные (в творческой деятельности) и социальные (в самоутверждении), потребность в высокой оценке со стороны товарищей.

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы решение определенных (предшествующих) задач подготавливало к решению последующих, более сложных. Для того чтобы обеспечить условия для развития у детей качеств личности, необходимых для формирования общественной активности, целесообразно проводить каждого школьника через всю совокупность общественных поручений, чередуя функции организатора и исполнителя.

Первым этапом в формировании общественной активности и развитии самоорганизации младших школьников становится деятельность исполнителя, которая требует ответственности, добросовестности и своевременности выполнения действий, дисциплинированности, в которой общественная активность формируется на основе проявления личной инициативы. Младшие школьники еще не обладают достаточным опытом коллективной работы, поэтому им необходимо не просто рассказать о содержании поручения, но и показать приемы его выполнения в специально организованной деятельности с последующим отчетом о проделанном.

Во второй половине года Власенко Ричарду доверили обязанности «экономиста», а это сначала умение следить за тем, чтобы зря не горел свет в групповой, спальне или на этаже, чтобы не текла зря вода из крана. В дальнейшем он предлагал товарищам самим вовремя выключать свет, плотно закрывать кран, беречь хлеб и т. д.

Это соотношение организаторских и исполнительских умений можно отразить в памятках-инструкциях, где намечено основное содержание деятельности.

Развитию инициативы, творчества детей содействуют коллективные обсуждения выполненных поручений с оценкой качества работ, подведением итогов деятельности учащихся по самоорганизации. Результаты можно фиксировать на «Стенде общественных поручений» или в «Уголке группы».

Дети должны понимать, что от того, как дежурный уберет групповую или спальню, зависит не только оценка его дежурства, но оценка санитарного состояния групповой или спальни в целом. Гласность в оценке работы и систематический учет результатов способствует приучению учащихся к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке.

Повышению интереса к выполнению общественных поручений содействует создание атмосферы заинтересованности, одобрения. При оценке деятельности учащихся целесообразно использовать положительные суждения; за хорошо выполненные поручения воспитатель всегда благодарит детей. Дежурному, например, говорят, что благодаря его стараниям в групповой приятно заниматься, цветоводу – что благодаря его заботливому отношению к цветам они зацвели, и в группе стало не только аккуратно, но и  красиво и т. д.  Эмоциональное, доброжелательное отношение к детскому труду приучает и самих учащихся относиться с уважением друг к другу, беречь личную и общественную собственность, делать добро, доставлять радость окружающим. В качестве знака, опосредующего это доброжелательное отношение, целесообразно использовать пиктограммы – детские лица с выражениями улыбки, смеха, радости, вопроса, огорчения.

Для развития коммуникативного компонента деятельности создаются ситуации, требующие обмена информацией между детьми, когда они могли бы рассказать друг другу о содержании своей деятельности за определенный промежуток времени, обосновать свои действия, расспросить своих товарищей об их делах, обсудить результаты, узнать, что было интересного или трудного…

Развитию самосознания способствует написание небольших сочинений на темы: «Мои хорошие дела», «Как я выполняю свое поручение?», «Почему нужно помогать товарищу?», «Почему я хочу быть библиотекарем?», «С кого я хочу брать пример?», «Кто хорошо трудится в нашем классе?», «Как нужно выполнять свои поручения?».

Необходимо подчеркнуть, что важную роль в решении рассматриваемой проблемы играет стиль руководства деятельностью детей, отношения, сложившиеся между воспитателем и учениками. Не следует чрезмерно опекать детей или, наоборот, излишне надеяться на их самостоятельность в решении тех или иных вопросов. Руководство должно носить косвенный, направляющий характер и осуществляться в виде предложений, реплик, вопросов, одобрения, самостоятельных побуждений детей и т.д. Большое значение нужно придавать умению детей словесно оформлять отчёт о выполненном поручении, овладению соответствующим словарём и фразеологией.

При оценке уровня ответственности учитываются следующие показатели: отношение к заданию как к обязательному, заинтересованность в его успешном выполнении, готовность ответить перед воспитателем или перед коллективом сверстников за результаты выполненной работы. На основании этих критериев выделяются четыре уровня ответственности: высокий характеризуется инициативными действиями; средний – исполнительностью; низкий – условным подчинением обязанности; нулевой – невыполнением задания.

Большинство учеников четвёртой группы достигли среднего исполнительского уровня. Они охотно принимали поручения, работали старательно, соблюдали последовательность действий, чётко выполняли инструкции – словом, действия их носили устойчиво активный характер. Дети с интересом ждали, как взрослые или сверстники оценят их работу, радовались похвале, огорчались замечаниям. Для одного ученика оказался характерен низкий уровень ответственности (Лапенкова Шарлота). При получении заданий она проявляла равнодушие, а если вначале и бралась за дело охотно, то вскоре охладевала. При выполнении поручения часто отвлекалась и была невнимательна. Добавим, что у этой же ученицы отмечались трудности в учебной деятельности и замечания по поведению.

В заключение можно отметить, что в целях гармоничного развития личности необходимо, чтобы учащиеся овладевали как исполнительскими, так и организаторскими умениями. Для этого надо планировать целесообразную сменность общественных поручений. Доверительная атмосфера, установление дружеских отношений в коллективе, где деятельность каждого приносит удовлетворение всем, создают благоприятные условия для решения задач самоорганизации, воспитания общественной направленности, социализации личности ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Формирование фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка в школе

Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроках английского языка...

Мастер – класс по теме «Формирование навыков самооценки младших школьников».

Мастер –  класс по теме  «Формирование навыков самооценки младших школьников»....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ  ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ  НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...

Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"

Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...

Выступление на тему: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"

quot;Формирование читательской самостоятельности младших школьников"...