"Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка "
статья

Желнинская Наталья Владимировна

Материал сообщения раскрывает понятия "орфография", "орфографическая зоркость", процесс формирования орфографической зоркости с помощью специальных приемов, применяемых на уроках русского языка с 1-го по 4-й классы, также, перечисление этих приемов и обозначены факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости. Текст выступления сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание №2

Разработать план выступления на методическом форуме ОУ

Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Цель: изучение приемов для повышения грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «орфографическая зоркость».
  2. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости.
  3. Изучить методы и приемы обучения по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

План:

  1. Введение
  2. Сущность понятия «орфографическая зоркость»
  3. Факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости.
  4. Методы и приемы обучения по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
  5. Заключение

Введение

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, тем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической зоркости. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо, во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений, во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм, в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм. От того, насколько прочно первоклассники овладеют умением обнаруживать орфограммы, в значительной мере будет зависеть успех в становлении их орфографической зоркости. Поэтому, работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Сущность понятия «орфографическая зоркость»

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение видеть орфограммы.

Сфера орфографии - это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания.

Русская орфография - это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Разделы орфографии -- это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами - закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии - это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Узнавание орфограммы, соотнесение ее с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. Обследование уровня орфографической зоркости у обучающихся начальной школы дает неутешительные результаты. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах.

Успех формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе зависит от грамотного подбора методов и приемов по формированию орфографической зоркости у обучающихся начальной школы, а, также, учитываются факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости.

Факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

Методы и приемы обучения по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

В процессе формирования умения обнаруживать орфограмму до полного становления орфографической зоркости младших школьников применяется большое количество приемов и методов, перечислим самые распространенные:

  1. Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.

В процессе работы на уроках встречаются слова с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и записываются в словарь.
Можно давать творческие домашние задания: из прочитанного текста по литературному чтению выписать слова с непроверяемыми орфограммами.
При проверке учитывается: правильность выбора слов и их количество.

  1. Специально организованное списывание.

Этот приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Должен жёстко соблюдаться алгоритм списывания.

Алгоритм списывания:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
  7. Проверь написанное:

                          а) читай то, что написал, отмечая дугами слоги;

                          б) подчеркни орфограммы в написанном;

                          в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

  1. Постановка пропуска в места новых (не изученных ранее) орфограмм.

Этот приём используется при письме под диктовку. Дети имеют право поставить пробел в слове в том месте, где орфограмма ему не знакома (не изучалась ранее).

  1. Работа над ошибками.

1-вариант

При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку (или номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок, где на полях проставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с памяткой ( в списке орфограмм с номерами даётся способ её объяснения и проверки).

2-вариант

Ученики заводят «Тетрадь моих ошибок». В эту тетрадь фиксируют свои ошибки и работают над ними.

Используя в своей работе эффективные приёмы формирования орфографической зоркости, у учащихся существенно видна динамика роста уровня сформированности орфографических навыков, они учатся обнаруживать ошибки в письменном тексте, идёт развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Заключение

Можно этот список перечислять еще долго, т.к овладение этого умения должно быть правильным, полным и понятным младшим школьникам. В период с 1-го по 4-й классы приемы усложняются, потому что объем знаний увеличивается с каждым годом и повторяются правила предыдущих классов, начиная со 2-го класса.

Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Уметь применять приемы в правильно время, делать это систематично, непрерывно и планомерно. Научить детей правильно применять правила быстро, не замедляя процесс написания диктантов или других работ и текстов.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов Желнинская Наталья Владимировна ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Слайд 2

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо, во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений, во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм, в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм. Поэтому, работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Слайд 3

Сущность понятия «орфографическая зоркость» Сфера орфографии - это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания. Русская орфография -это система правил написания слов. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой.

Слайд 4

Факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. 4. Проговаривание. Произносить слова при написании текста, словарных диктантов и т.д.

Слайд 5

Методы и приемы обучения по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. 1) Словарь слов с непроверяемыми орфограммами. 2) Специально организованное списывание. 3) Комментированное письмо с указанием орфограмм. 4) Постановка пропуска в места новых (не изученных ранее) орфограмм. 5) Работа над ошибками.

Слайд 6

Алгоритм списывания: Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. Выдели орфограммы в списываемом тексте. Прочитай предложение так, как оно написано. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дугами слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. 2) Специально организованное списывание.

Слайд 7

5) Работа над ошибками. 1-вариант При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку (или номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок, где на полях проставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с памяткой ( в списке орфограмм с номерами даётся способ её объяснения и проверки). 2-вариант Ученики заводят «Тетрадь моих ошибок». В эту тетрадь фиксируют свои ошибки и работают над ними. Используя в своей работе эффективные приёмы формирования орфографической зоркости, у учащихся существенно видна динамика роста уровня сформированности орфографических навыков, они учатся обнаруживать ошибки в письменном тексте, идёт развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Слайд 8

Заключение Можно этот список перечислять еще долго, т.к овладение этого умения должно быть правильным, полным и понятным младшим школьникам. В период с 1-го по 4-й классы приемы усложняются, потому что объем знаний увеличивается с каждым годом и повторяются правила предыдущих классов, начиная со 2-го класса. Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Уметь применять приемы в правильно время, делать это систематично, непрерывно и планомерно. Научить детей правильно применять правила быстро, не замедляя процесс написания диктантов или других работ и текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):-   обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)и буквы, с учёто...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей начальных классов, волнуют вопросы: «Как научить учеников ...

Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Выступление на тему "Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"...