«Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.»
статья по русскому языку

Журавлева Виктория Владимировна

Интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

«Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.»

Выполнила:
студентка 4 курса группы 44 Н
Журавлева Виктория Владимировна

Воронеж
2021

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

1. Списывание.

Алгоритм списывания включает в себя следующие действия:

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).

Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.


2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

В процессе освоения навыка фонемного письма происходит накопление запаса слоговых орфографических констант как элементов орфографического мышления. На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.

Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.


3. Комментирование (объяснение написания).

По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:

а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;

б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;

в) комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);

г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова, объясняют написание того или иного знака);

д) комментированный диктант.

4. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

Самостоятельное чтение хором.

Объяснение орфограмм (коллективно).

Считают количество предложений в тексте.

Чтение по предложениям.

Орфографическое чтение.

По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

Проверка написанного.


5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.

6. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

7. Письмо буквенной дробью.

На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).

8. Звуковой анализ слов.

9. Использование словарей.

10. Использование таблиц, схем.

Виды диктантов позволяющих развивать орфографическую зоркость.

  • Диктант «Проверяю себя».

Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневаются. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинство, т.к. ребенок замкнется и не станет спрашивать. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Но при этом виде диктанта труден контроль учителя.

  • Диктант с обоснованием.

Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.

  • Диктант (но не контрольный) с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

  • Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.

  • Контрольный диктант.

Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют.

  • Творческий диктант.

Они очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам до составления части текста по картине. Благодаря ему активизируется словарный запас детей, воображение.

После проведения диктанта учитель должен выписать в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривая хором и индивидуально, а затем провести составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем дается новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят написание всех слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Одним из требований ФГОС НОО  является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических возможностей, смог реализовать себя ...

Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Выступление на тему "Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"...