Сохранение и развитие народной традиционной культуры на основе краеведения «Моя малая Родина»
статья

Ирина Валерьяновна Оразаева Шоруньжинская СОШ

Опыт работы учителей начальных классов по сохранению и развитию народной традиционной культуры основе  краеведения «Моя малая Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Оразаева  Ирина Валерьяновна,

Республика Марий Эл

Сохранение и развитие народной традиционной культуры

на основе  краеведения «Моя малая Родина»

Наша марийская земля богата своей историей. И вот уже много веков с гордостью хранит мой замечательный народ свои красивые традиции. Хранит, чтит и помнит! В каждом уголке нашего родникового края можно увидеть памятники культуры, народного деревянного зодчества, памятники трудовой славы. У каждого своя изюминка, свой колорит и неповторимость. Поэтому  и интересен наш край. Наш с вами долг – изучать историю, географию республики; культуру нашего многовекового края; её традиции и обычаи. Изучать, беречь и сохранить. Уходят годы, меняется мировоззрение молодого поколения, зачастую теряются корни. И очень бы не хотелось потерять наше достояние. Очень важно нам, учителям, внести свою лепту. Ведь все основы патриотизма формируются с раннего детства.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом и  опытом работы учителей  начальных классов нашей школы потому,  что мыв основном работаем совместно, планируем коллективные мероприятия. Мы стараемся формировать интерес и воспитывать уважение детей к культурным ценностям, как  своего, так и других народов. Делаем это ненавязчиво, системно. Знакомя с традициями и обычаями, народными промыслами и ремёслами, стараемся пробуждать интерес к истории и искусству родного края. Мы, учителя начальных классов, решили, что стержнем воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на ценностях своей этнической культуры. Эта идея нашла отклик и у родителей. Мы наметили конкретные цели: через семейные традиции, мир национальной культуры привить детям нравственные ценности: такие как трудолюбие, милосердие, уважение к старшим, любовь к природе и родной земле. Для достижения  поставленных целей, воспитательную работу ведём по программе «Моя малая Родина»,  разработанную нами, учителями начальных классов.  Программа направлена на сохранение марийского языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота. При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, замечательные даты общественной и культурной жизни народов Марий Эл и России. В программу включена работа с коллективом класса, с родителями, с общественностью.

Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и, особенно, для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии.  

Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.

Язык жив только тогда, когда на нем говорят, общаются, создают художественные произведения и развивают. Важным инструментом сохранения родных языков и культур является государственная система обучения и воспитания.

Как сделать родной язык постоянным средством общения? Как научить детей любить свой язык,  беречь и не стесняться разговаривать на своем родном марийском языке? Как воплотить  в жизнь то, чтобы молодое поколение стремилось к изучению истории своего края, к приумножению национальной культуры, чтобы гордилось своей национальностью? Эти и многие другие вопросы возникли после первых дней организации работы по этнокультурному направлению.

Цель: сохранение марийского языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.

       Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах.

       В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие задачи:

  1. воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому;
  2. воспитание интереса и любви к национальному искусству;
  3. усвоение основных нравственных ценностей марийского народа, воплощенных в марийском искусстве;
  4. формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности;
  5. формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край;
  6. приобретение знаний о традициях, обрядах в истории мари, о жанрах марийских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, марийских композиторах и исполнителях;
  7. формирование навыков исполнения марийских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений;
  8. формирование умения воспринимать произведения марийских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия;
  9. показ взаимосвязи марийского народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику;развитие творческих способностей, формирование основ    национального мышления.

Основные направления работы.

   1. Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре  мари и обучению родному языку.

   2. Разработка системы обучения марийскому языку (семья – общеобразовательная школа – краеведческий музей – дом культуры – библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение марийского языка.

    3. Создание общественного мнения в защиту марийского языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.

    4. Расширение базы общения на марийском  языке с помощью средств массовой информации (местного радио, газеты, стенной печати)

                                               Описание проекта

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса,  методическим объединением учителей начальных классов нашей школы принято решение строить учебно-воспитательную работу на основе краеведения «Моя малая Родина».

В своей работе я стараюсь формировать интерес и воспитывать уважение детей к культурным ценностям, как  своего, так и других народов. Знакомя с традициями и обычаями, народными промыслами и ремёслами, стараюсь пробуждать интерес к истории и искусству родного края. Приучаю детей самостоятельно находить необходимую информацию об окружающем мире, достопримечательностях села, республики, о выдающихся земляках, работниках села, о своей семье, родственниках. Я заметила, что ученикам это очень нравится, они с большим вниманием слушают истории о своей деревне, об известных людях республики, с гордостью делятся своими находками. Увидев активность, желание и неподдельный интерес со стороны учащихся, я решила, что стержнем воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на ценностях своей этнической культуры. Программа«Моя малая Родина»  направлена на сохранение марийского языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота. При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, замечательные даты общественной и культурной жизни народов Марий Эл и России. В программу включена работа с коллективом класса, с родителями, с общественностью. Программа  разнообразна по содержанию и форме работы с коллективом учащихся.

Основные темы распределены по классам:   в 1 классе работаем по теме «Мой дом, моя семья», во 2 классе тема -  «Моя деревня», в 3 классе - «Сторона моя родная», в 4 классе изучаем «Край мой родниковый». Но все эти темы перекликаются друг с другом, одна тема дополняет другую.

Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод, коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и во внеурочной деятельности ученики становятся активным участником познавания своих корней. Они  пробуют себя в разных ролях и видах деятельности. Поют, пляшут, рисуют, мастерят, участвуют в театральных постановках, разгадывают загадки, сами становятся  сказочными героями, участвуют в различных викторинах – всем этим возможностям  помогает изучение марийской культуры, способствует всестороннему развитию личности каждого ребёнка.Наша работа проводится с сентября по май. Для эффективного педагогического воздействия на обучающихся, в работе большое место отводим экскурсиям,  наблюдениям, ознакомлению детей с мастерами-умельцами, встречам с пожилыми людьми – носителями и хранителями историко-культурного наследия, поездкам, пешим прогулкам  по родному краю. Методы этнокультурного воспитания в каждом классе разнообразны. Но все они связаны с фольклорной деятельностью, трудом, творчеством, играми, изобразительной деятельностью. Детям прививаю почтительное отношение  к родителям-труженикам,  ветеранам, хлебу, земле. В каждом классе ребят учим  рукоделию - это изготовление кукол из бумаги, ниток, ткани, вышиванию гладью, крестиком, работе с бумагой, бисером, лепке из глины, пластилина, даже лозоплетению.

Изучение традиций марийской народной культуры в нашей школе реализуется по программе этнокультурного направления и по учебным предметам – марийский язык и литература, ИКН,  кружка «Шочмо  йылме», частично и на уроках по другим предметам (технология, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, русский язык).

Уже с первого года обучения  мои дети непонаслышке знают наши достопримечательности: священную рощу «Мер ото»,  пасеку, старинную марийскую усадьбу села Шоруньжа, студию вышивания «Акреттур»,  ветряную мельницу и мельницу, где принимают участие в перемолке  зерна,  наблюдают  как плетут корзины в студии лозоплетения. С этого учебного года в школе работают кружки вышивания и лозоплетения, где наши ученики набирают опыта.

Наша школа до 2021 учебного года носила статус «Районная инновационная площадка». Моя  работа перекликалась с темой инновационной площадки «Школа-этнокультурный центр – модель сохранения и развития народной традиционной культуры в условиях сельской школы». Школа работала по нескольким направлениям. Я руководила творческой группой по направлению «Моя малая Родина». Реализуем  программу и по сегодняшний день: наблюдаем за природой, изучаем свой край, родные места, ходим на экскурсии, встречаемся с интересными людьми, пишем проекты, ведем исследовательскую работу, участвуем в конкурсах школьного, районного, республиканского уровней.

С гордостью хочу подчеркнуть, что мои ученики ежегодно участвуют в Казаковских, Колумбовских, Чавайновских чтениях, в различных конкурсах поделок, рисунков и фотографий. Мы очень любим конкурс «Алло, мы ищем таланты», конкурс патриотических песен. Праздники, утренники,  классные часы, циклы бесед погружают в мир музыкальной и художественной культуры родного края. Ни одно такое мероприятие не обходится без родителей. Они шьют костюмы, учат вместе с детьми стихи и песни, участвуют в конкурсах, в экскурсиях. Все события, происходящие в классе, фотографируем, обобщаем,  составляем презентации о жизни класса, оформляем летопись родного края.

Ежегодно участвуем в фестивалях военных песен «Дети о войне». Собрали богатый материал об участниках и о детях войны.  Исследуем боевые пути своих земляков – участников Великой Отечественной войны.Подготовили следующие исследовательские работы: «Долгая дорога домой», «До сих пор ждет своего мужа», «Апаков или Апакаев?».  Каждый год участвуем в акции «Бессмертный полк».

Организация исследовательской и проектной работы начинается с первого класса с темы семьи, своего дома. В краеведческой работе эта тема носит национальный приоритет, считается, что идеалом общественной жизни марийцев является мир и взаимопонимание в семье и обществе. Этому учим детей с малых лет. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Совместная деятельность учащихся с представителями не одного поколения позволит спасти ценные реликвии из домашнего архива, сохранить традиции и обычаи семьи, создать ощущения семьи как «опорной точки» в окружающей действительности.Провели открытый классный час на муниципальном уровне «Моя классная семья». Были приглашены семьи обучающихся. Каждая семья рассказала о своих традициях, семейных праздниках, обычаях. Моими учениками были исследованы такие темы: «Моя семья – моя крепость», «Золотые руки моей мамы», «Почему устала мама?», «Моя малая Родина – Шоруньжа», «Богатства, отданные людям».

Ежегодно  в марте месяце в школе проводится научно – практическая конференция «Умники и умницы».  Лучшие работы отправляю в районные конференции «Первые шаги» и «Шаг в будущее». Принимаем участие  на республиканском  конкурсе исследовательских проектов «Учителями славится Россия», на районном конкурсе «Лаврентьевские чтения»:«Учитель французского», «Учитель, музыкант, строитель», «Моя мама – Учитель».

В 2019 году с самого начала мы отслеживали ход крупного события нашего села Шоруньжа – столицы этнокультурного мира. Не только следили, но и  принимали активное участие в различных мероприятиях, проводимых в рамках данного мероприятия. Вместе со взрослыми были участниками обрядовых праздников «Шорыкйол» («Рождество»), «Ӱярня» («Масленица»), «Семык» («Троица»), «Кугече» («Пасха»). Катались на масленичных горках, красили яйца, участвовали на эстафетах, готовили музыкальные номера, смотрели спектакль театра им. Шкетана «Ачийжат, авийжат» (Эх, родители») под открытым небом.Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому я начинаюзнакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир марийской культуры открывает детям нравственные ценности марийского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Марийская  культура воплощается в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. На уроках, в кружках постоянно использую фольклорный материал, стихи и рассказы местных поэтов и писателей. С детьми подготовили инсценировку сказки «Заюшкина избушка». Родители с большим удовольствием включились в работу вместе с нами: сшили костюмы, подготовили сценический материал, переживали.

В июне этого года  (2021) ученики нашей школы стали участниками телевизионной передачи «Шонанпыл» ГТРК «Марий Эл». Пели, плясали, рассказывали о школьной жизни, о кружковой работе, о том, как весело живут, учатся, проводят свободное время.  Язык жив только тогда, когда на нем говорят, общаются, создают художественные произведения и развивают. Поэтому всем классом подписались на газету «Ямде  лий», «Кече». Теперь сами вдохновились писать заметки и статьи в газету. Я вижу, чувствую, что у учащихся развивается чувство любви к красоте родного края, гордости за свой край, свою Республику.

Включая в свою работу этнокультурную тематику, я хочу воспитать настоящих патриотов своей малой родины, своего края. А это невозможно без связи семьи и школы. Только при нашем сотрудничестве можно вырастить настоящих граждан России, способных освоить ее огромные культурные ценности.

Я чувствую, что мои дети стали намного дружнее, общительнее, терпимее друг другу, с уважением стали относиться к культуре  своего народа и других  народов. С интересом и любовью относятся к памятникам природы и ко всему, что их окружает. Работа наша продолжается, и я думаю, что мы  на правильном пути. Работая  над программой этнокультурного воспитания, я стараюсь, чтобы родной язык стал постоянным средством общения, чтобы наш язык стал чистым, красивым, чтобы дети любили свой родной край, свою малую Родину, свой язык и культуру своего народа. Любили, берегли и не стеснялись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Урок Знаний во 2 классе.Год культуры. Моя малая Родина.

Урок Знаний во 2 классе.Год культуры. Моя малая Родина....

Внеурочное занятие по духовно - нравственному развитию "Моя малая Родина"

Внеурочное занятие по духовно - нравственному развитию...

НОД по познавательно-речевому развитию "Моя малая Родина" Вторая младшая группа

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине.

В настоящее время формирование основ толерантного поведения является одной из задач воспитательной работы. Мое убеждение состоит в том, что любое уважительное отношение к представителям другой национа...