Ассоциативный куст
статья

Миронова Елена Алексеевна

Ассоциативный куст. Смысловое чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на МО562.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассоциативный куст Смысловое чтение

Слайд 2

Введение Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Слайд 3

Проблемы : дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования, не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, затрудняются кратко пересказать содержание, при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, редко обращаются к текстам познавательного характера. То есть возникает серьезное противоречие : с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией .

Слайд 4

Смысловое чтение в контексте ФГОС Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. В концепции универсальных учебных действий ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: - осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; - определением основной и второстепенной информации; - формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков .

Слайд 5

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом .

Слайд 6

1 этап – этап предтекстовой деятельности. Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Главная з адача – выработать мотивацию к прочтению текста.

Слайд 7

2 этап – этап текстовой деятельности. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.д ). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

Слайд 8

3 этап – этап посттекстовой ( послетекстовой ) деятельности. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

Слайд 9

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения . П омогает сформировать умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события .

Слайд 10

Ассоциативный куст Тема : «Зимние виды спорта» Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. Докажите , что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

Слайд 11

Ассоциативный куст Его можно использовать на уроках: русского языка, математики, окружающего мира, ОРКСЭ, технологии, ИЗО. Приём не требует огромных затрат времени при подготовке к уроку, удобен в применении. Учащиеся высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному: к художественной стороне текста (если это художественное произведение) или научно-популярному тексту. Пример из практики Урок литературного чтения, 4 класс по теме «Так кто же он – Михаил Пришвин? Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»». Для ассоциации даётся фамилия писателя Михаил Пришвин. Предлагается придумать все возможные ассоциации, которые вызывает данная фамилия. Предложить прочитать данные предположения. Читается статья . -Какие из данных предположений нашли подтверждение в этой статье, поставьте +. -Что вы ещё сегодня узнали о Михаиле Пришвине, запишите. Предложить прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Ассоциативная азбука"

Фонетика – одна из разделов программы, предоставляющая богатые возможности для применения игровых методов, занимательных заданий. «Нигде … игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, разви...

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...

Родительское собрание "Из одного куста , да не с одной ветки"

Тема: «Из одного куста, да не с одной ветки.»Собрание –практикум.Цели: Привлечь внимание  родителей к проблеме конфликтных ситуаций ; обозначить пути их решения.Оформление: на доске –тема собрани...

Методическая разработка - презентация "Деревья и кусты"

Методическая разработка содержит иллюстрации хвойных и лиственных деревьев. данную презентацию можно использовать для уроков изобразительного искусства, окружающего мира по теме "Хвойные и лиственные ...

Квест "Куст дерево, человек"

Возраст детей: от 7 до 10 лет.Цель: формирование навыка коллективной деятельности.Задача: способствовать развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, формировать коллектив, вос...

Программæ фæсурокти нихаси ирæзти кустæн райдайæн кълæсти

Лæдæрунгæнæн финстæг     Алкæмæн æма алцæмæн дæр ес бундор. Адæмихаттæн дæр ес бундор. Еци бундор æй маддæлон æвзаг. Маддæлон æвзаги хæццæ баст æнцæ адæмихæттитæ, адæмихæттити ΄гъд...

Сценарий проведения II Малых Зимних Олимпийских игр Северного куста Зейского района

21-22 декабря 2018 года на базе МАОУ Верхнезейская СОШ  проводились II Зимние Олимпийские игры Северного куста Зейского района, в которых приняли участие ребята из 7 северных посёлков. К этому ме...