Инновационные технологии в образовательном процессе
проект

Миронова Елена Алексеевна

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Слайд 2

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам   учитель.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка ученика к жизни в постоянно меняющемся мире. 

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать.

Современные инновационные технологии в образовании ориентированы на результат и призваны мотивировать учащихся к самостоятельному познанию.

Слайд 3

К инновационным образовательным технологиям отнесены:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения;

-технология решения задач;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

-использование в обучении игровых технологий

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.             

 

Слайд 4

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные требования к проекту.

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы).

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Результатом работы над проектом является продукт.

Таким образом, проект– это “пять П”:

Проблема–Планирование–Поиск информации–Продукт–Презентация.

 

Проектная деятельность младших школьников способствует:

развитию и формированию познавательных мотивов учения. Это подтверждается результатами участия школьниковв интеллектуальных играх и научно – практических конференциях.

А также начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование умений проектирования. Прежде всего, мыразвиваемумение планировать свою деятельность.

Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, а исследовательская работа должна выполняться им добровольно.

В первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – повышается рост устойчивого интереса к исследовательской деятельности.

 

 

Слайд 5

На долю учителя приходится трудная задача выбора проблем для проектов.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта, может использоваться в жизни школы или класса (учебное пособие).

Исследовательский проект предполагает сбор материалов о явлении или объекте с последующим анализом и систематизацией информации.

При этом может использоваться: моделирование, социологический опрос и т.д.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект опирается на максимальную свободу действийк оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Слайд 6

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Слайд 7

Как определить готовность младших школьников к проектной деятельности?

Во-первых, это сформированность ряда коммуникативных умений:

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления, определенная “интеллектуальная зрелость”. Это прежде всего

- сформированность алгоритма синтеза, анализа;

- умение вычленять существенный признак;

- возможность выделять общий способ действий.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к проектной деятельности относится самооценка детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Слайд 8

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата, согласовываются способы совместной деятельности: сначала с помощью учителя, позднее самостоятельно);

- информационный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает);

- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении результатов работы, осуществляют самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы.

Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.

Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. После того как спланирована работа, пора действовать. На этом этапе учитель вообще может “потеряться”, т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность.

 

Слайд 9

Виды презентационных проектов могут быть различными, например, в начальной школе:

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Научная конференция.

- Виртуальное путешествие.

- Спектакль.

- Экскурсия.

 

Проектная технология позволяет сформировать у учащихся адаптационные способности, навыки ориентирования в сложных ситуациях, умение работать в коллективе, ставить и достигать поставленных целей.

 

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится достоянием самого учащегося.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии в образовательном процессе Проектная деятельность младших школьников

Слайд 2

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Понятие « инновация » означает новшество, новизну, изменение. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка ученика к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновационные методы обучения: - способствуют развитию познавательного интереса у учащихся; - учат систематизировать и обобщать изучаемый материал ; - обсуждать и дискутировать. Современные инновационные технологии в образовании ориентированы на результат и призваны мотивировать учащихся к самостоятельному познанию.

Слайд 3

К инновационным образовательным технологиям отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; технология решения задач; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; лекционно - семинарско -зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии .

Слайд 4

Основные требования к проекту Необходимо наличие социально значимой задачи ( проблемы) Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся Результатом работы над проектом является продук т

Слайд 5

Продукт Таким образом, проект– это “пять П”: Проблема Планирование Поиск информации Презентация

Слайд 6

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов. Творческий проект Информационный проект Исследовательский проект Практико-ориентированный проект

Слайд 7

Классификация проектов по продолжительности Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Слайд 8

Готовность младших школьников к проектной деятельности. Во-первых , это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений: умение управлять голосом умение выражать свою точку зрения умение договариваться Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся сформированность алгоритма синтеза, анализа; умение вычленять существенный признак; возможность выделять общий способ действий . В качестве третьего показателя готовности младших школьников к проектной деятельности относится самооценка детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания .

Слайд 9

Этапы проектной деятельности младших школьников Мотивационный Планирующий И нформационный Рефлексивно-оценочный

Слайд 10

Виды презентационных проектов Видеофильм Научная конференция Виртуальное путешествие Экскурсия Спектакль

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Проектные задачи как один из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы

В наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм ...

«Применение инновационных технологий в образовательном процессе при работе с классами- комплектами»

Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся р...

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Применение инновационных технологий в образовательном процессеСтремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Поэтому внедрение технологий,...

«Применение инновационных технологий в образовательном процессе малокомплектной школы»

Я  убеждена,   что в класс – комплектах обучение должно быть развивающим. Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на  развитие личности младшего ш...

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Представленные материалы посвящены актуальным проблемам в обучении детей, раскрываются методы развития творческого воображения в реализации принципа инновационности в образовательном процессе....