Образовательная программа по предпрофильной и профориентационной подготовке учащихся.
рабочая программа

Тапайкина Любовь Герасимовна

Цели программы:

 

  • создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
  • разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

 МБОУ Загустайская СОШ

 

                                                                                        Выполнила: Тапайкина Любовь Герасимовна,

учитель начальных классов, руководитель ТПК.

у. Тохой

2018 – 2019 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности образовательных учреждений выходит программа предпрофильной подготовки школьников, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией системы профориентационной работы в ОУ.

 Ситуация по данной проблеме в школе на современном этапе характеризуется параметрами:

 -отсутствие системной работы по организации профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся;

-необеспеченность образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, программами, учебно-наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

- неготовность учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;

 -низкой мотивацией, несформированность у учащихся профессионального прогнозирования.

 В образовательных учреждениях недостаточная работа подготовки детей к эффективному поведению в условиях современного рынка труда, поэтому необходимо разработать модель профориентационной и предпрофильной подготовки школьников.

Цели программы:

  • создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
  • разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной массовой школы.

Задачи:

  • создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
  • наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
  •  раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
  • сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
  • разработать, апробировать корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;
  • повышать профессиональный уровень педагогического коллектива;
  • предоставить возможность учащимся школы выполнить серию различных проб в системе «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знак», «Ч-худ. образ» » и т.д

Программа по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки включает следующие направления деятельности:

  • Профпросвещение; - информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты идр.).
  • Прорфвоспитание –формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
  • Профконсультация- практическая помощь в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профконсультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

Данная программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, учреждениями, организациями села и города.

И осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы  основной школы.

Профориентационная работа в школе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессионально важных качеств человека, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых и т. д.) путем расширения представлений о мире профессий.

 Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующей возрастным особенностям учащихся.

 Профессиональная ориентация в образовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие  профессиональных интересов и склонностей.

Профориентационная работа в школе осуществляется в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

 Основная образовательная программа по предпрофильной подготовке учащихся в общей сложности составляет 170 часов в учебном году, из них 35 часов на изучение обязательного элективного курса «Твоя профессиональная карьера» и 35 ч. профессиональной пробы , по 15 часов отводится на информационную   и профконсультационную работу(всего 30ч), 70 ч профориентационной работы в начальной школе.

Модель  предпрофильной подготовки учащихся состоит из   следующих циклов:

Цикл- обязательного элективного курса «Твоя профессиональная карьера»

Цикл П.П  --  социальные практики, профессиональные пробы, экскурсии,

Районная, республиканская. ярмарка учебных мест.    

Готовность школьника к самостоятельному выбору профиля обучения может оцениваться по следующим критериям:

- наличие и выраженность ценностей, связанных с необходимостью выбора профиля;

- характеристики целей продолжения образования в профильной школе и запроса к ней;

-информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для жизненного и профессионального становления;

-уровень самопознания, востребованного в ситуациях учебного и профессионального самоопределения;

-наличие опыта, выраженного в предметных, надпредметных и ключевых компетентностях, необходимых для индивидуального планирования профильного обучения.

Ключевая характеристика выпускника системы  предпрофильной подготовки: учащийся подготовлен к осознанному выбору профиля на старшей ступени.

Участники программы: учащиеся 9 -11 кл классов, учащиеся начальной школы.

Образовательная программа системы предпрофильной подготовки в образовательной сети разработана на основании Концепции профильного обучения, и включает: пояснительную записку, учебный план, содержание, программу  элективного курса.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СИСТЕМЫ  ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ       ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

       

Цикл

Наименование курса

Всего уч.часов

                  Из них

 

Теория

Практика

Проекты

Иссл. работа

1

ОГСЭ

«Твоя профессиональная карьера»

 (рук.Тапайкина ЛГ)

35 ч

21

14

2

 ПП

  Профильные пробы

(кл.рук. 9 классов)

35ч

11

24

 

3

ЛПШ

Информационная, консультационная работа.

(рук. ТПК, кл.руководители 9-11 кл)

30ч

15

15

4

НШ

Профориентационная работа в начальной школе.

70 ч

35 ч

35ч

СОДЕРЖАНИЕ  ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ    ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

ИНДЕКС

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН И ИХ ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Всего часов на освоение учебного материала

1

2

3

ОГСЭ.00.

Обязательный компонент

35ч +35ч(проф.проб)=70 ч

01.

Твоя профессиональная карьера.

Всего

Теория

Практика

01.1

01.2

01.3

01.4

01.5

01.6

01.7

02. П.П.

02.01.

02.02.

02.03.

02.04.

02.05

 02.06

02.07

02.08.

02.09.

02.10.

02.11.

03.

ЛПШ

03.01

03.02.

03.03.

03.04.

03.05.

03. 06.

ЛПШ

Предмет и задачи курса.

Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Познавательные процессы и способности личности.

 Память. Внимание. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей.

Психология личности.

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

Общение деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Мир профессий.

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Квалификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа « человек-человек»; «человек – техника»; «человек-знаковая система»; «человек – природа»; «человек – художественный образ»

Профессиональное самоопределение

Склонности и интересы в профессиональном самоопределение  «хочу». Возможности личности в п.д. « могу». Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах « Надо».

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо».

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выборе профессии.

Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры.

 Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности.

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачёт.

Итого:

Профессиональные пробы.

День самоуправления(профессиональная проба в качестве педагога)

«Кулинарный поединок» (школьный)

Профессиональная проба (в качестве повара, официанта, кулинара)

Районная ярмарка учебных мест»

ДК «Шахтер»

Встреча с инспектором-психологом Осокиной ЕН.  г(центр занятости населения)

Экскурсия в Государственный энергетический техникум.  2 четверть

Экскурсия на ГРЭС 9 класс

Республиканская ярмарка учебных мест. Февраль-март  

Экскурсия в редакцию «Селенга»

(знакомство с профессиями журналист, корреспондент, редактор)

Посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей.

Профессиональная проба. (в качестве ландшафтного дизайнера, цветовода) Проект «Ландшафтный дизайн»

Встреча с интересными людьми.

(Работниками железной дороги, радиоэлектросвязи, итд)

Встреча с представителями различных учебных заведений.(в течение уч. года)

Итого:

Информационная и профконсультационная работа.

Информационная работа.

Школьная краеведческая конференция.

(исследовательская работа уч-ся о выпускниках разных профессий достигших больших результатов в профессиональной деятельности)

Создание каталога профессий.(в течение  года )

Самостоятельная работа учащихся с источниками информации (интернет, библиотека, газеты, журналы) в целях изучения рынка труда, востребованных профессий.(в течение года)

Работа с родителями.

Род\собрание (проводятся один раз в четверть по проф. консультированию)

Информационная работа в сети.(в течение года)

Профконсультационная работа.

Консультации:

-групповые,

-индивидуальные,

-информационные,

-диагностические. (кол. теоретич. и практ. часов будет варьироваться в зависимости от заявок учащихся).

Применяемые методики:

-Дифференциально-диагностический опросник (по Климову);

-Опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда);

-Определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);

-Стремление к успеху (методика Эллерса);

-Определение направленности личности (опросник Басса);

-психогеометрический тест (методика Деллингер) [23, с.124].

-Анкеты «Профориентация подростка»

-Тест «Формула темперамента» А.Белова.

1

6

6

10

8

2

2

35ч

   2ч

   3ч


35 ч

30 ч

15 ч

15 ч

1

4

3

7

4

2

-

21ч

    2ч

   

   3ч

11ч

 

 

-

2

3

3

4

-

2

14ч


24ч

4. Профориентационная работа в начальной школе.

Профориентационная работа в начальной школе построена на принципе активного обучения, заключающиеся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

      Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки.

Прогнозируемый результат:

      При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.

Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  1. Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выявление склонностей и способностей учащихся

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов

 Ежегодно

Классные руководители

Педагог-психолог

Обследование  первоклассников

сентябрь

Классный руководитель

  1. Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации

ежегодно

МО

Определение своей роли в программе по профориентации.

Ежегодно

Учителя-предметники

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

Библиотекарь

Учителя

3.  Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий, объединений дополнительного образования и кружков.

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по УВР

Проведение школьных олимпиад

По школьному плану

Зам.директора по УВР, МО

Проведение предметных недель

По школьному плану

МО

Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп

В течение года

Классные руководители

Проектно-исследовательская работа учащихся

В течение года

Классные руководители

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог - психолог

Участие в районных научно-исследовательских конференциях

В течение года

Классные руководители

4.   Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

В течение года

Классные руководители

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

В течение года

Классные руководители

Оформление классных стендов о профессии

В течение года

Классные руководители

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классные руководители

5.Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.

Блоки

Дата проведения

Тематика мероприятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я - ученик»

Сентябрь

 «Экскурсия по школе «Давайте познакомимся!»

Игровой урок  «Какой я?»

«Мои сильные и слабые стороны»

«Слушатель, зритель, деятель – кто я?»

Октябрь

«Я – ученик школы!»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

Профессии моей семьи

Ноябрь

«Профессии моих родителей»

«Профессии моих

родных и знакомых»

«Моя семья. Древо мастеров»

«Кем быть? Каким быть?»

Декабрь

«Город мастеров» - творческие мастерские, встречи с родителями (хобби, домашний труд, профессии)

Профессии в  моей школе

Январь

«Кто работает в школе?»

«Профессии вокруг меня. Сфера обслуживания»

«Профессии вокруг меня. Промышленность и сельское хозяйство»

«Профессии будущего. Наука и искусство»

Февраль

Экскурсия по школе «Работа учителей»

Профессии моего села

Март

«Любимое село!»

«Профессии моего села»

«Профессии моего села»

«Профессии моего селаа»

Апрель

Тематические прогулки  и экскурсии «Все работы хороши!»

Май

Фестиваль проектных работ «Кем быть?»

       

       

 Тематика проектов:

  1. Выставка и составление каталога  литературы «Мир профессий»
  2. Подборка иллюстраций «Все работы хороши,  выбирай на вкус!»
  3. Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
  4. Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.
  5. Сочинения о профессиях, известных людях.
  6. Награды за труд (взрослые и дети).
  7. Галерея или вернисаж, или выставка, или альбом  о родителях,  имеющих награды за труд.
  8. Сборник народного творчества о труде.
  9. Интернет-книга «Мир профессий».
  10. Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».
  11. Фотовыставка «Наш славный труд».
  12. Инсценировка  произведений на тему труда.
  13. Просмотр и обсуждение детских фильмов и мультфильмов о труде и тружениках.

6.Работа библиотеки по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

В течение года

Библиотекарь, классные руководители

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

В течение года

Библиотекарь

«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах

По графику

Библиотекарь, классные руководители

 

7.Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»

1-4 классы

Классные руководители

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

3-4 классы

Классные руководители

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классные руководители

ЛИТЕРАТУРА

1.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации – СПб. Изд-во «Речь»,  2006.

2.Беседина И. И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях.- М., ПМУЦ, 2001.

3Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

4.Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.

5.Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.

6.Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002.

7.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

8.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.

9.Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)

10.Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

11.Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. - Вако, 2005. - 240 с.

12.Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.

13.Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000.

14.Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. 8-9 классы. БобровскаяЛ.Н.- М: Глобус,2008 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)

    В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен вы...

Программа Центра профориентационной подготовки учащихся "Сфера"

О множестве профессий дети младшего школьного возраста практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Программа ориентирована на достижение образов...

Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов

Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка  путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития...

Использование игр на занятиях по профориентационной подготовке

В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма развития, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый дл...

Адаптированная образовательная программа для учащихся VII вида по трудовой подготовке.

Адаптированная рабочая программа по трудовой подготовке составлена на основе программы "Трудовое обучение". Программы для общеобразовательгых учреждений. Коррекционно-развивающее обучение :Начальные к...

Образовательная программа художественного творчества «Бумажная сказка» для учащихся 1 класса

Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников....

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...