Образовательная программа по предпрофильной и профориентационной подготовке учащихся.
рабочая программа
Цели программы:
- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
- разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
МБОУ Загустайская СОШ
Выполнила: Тапайкина Любовь Герасимовна,
учитель начальных классов, руководитель ТПК.
у. Тохой
2018 – 2019 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности образовательных учреждений выходит программа предпрофильной подготовки школьников, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией системы профориентационной работы в ОУ.
Ситуация по данной проблеме в школе на современном этапе характеризуется параметрами:
-отсутствие системной работы по организации профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся;
-необеспеченность образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, программами, учебно-наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
- неготовность учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
-низкой мотивацией, несформированность у учащихся профессионального прогнозирования.
В образовательных учреждениях недостаточная работа подготовки детей к эффективному поведению в условиях современного рынка труда, поэтому необходимо разработать модель профориентационной и предпрофильной подготовки школьников.
Цели программы:
- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
- разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной массовой школы.
Задачи:
- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
- сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
- разработать, апробировать корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;
- повышать профессиональный уровень педагогического коллектива;
- предоставить возможность учащимся школы выполнить серию различных проб в системе «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знак», «Ч-худ. образ» » и т.д
Программа по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки включает следующие направления деятельности:
- Профпросвещение; - информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты идр.).
- Прорфвоспитание –формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
- Профконсультация- практическая помощь в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профконсультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
Данная программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, учреждениями, организациями села и города.
И осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы основной школы.
Профориентационная работа в школе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессионально важных качеств человека, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых и т. д.) путем расширения представлений о мире профессий.
Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующей возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в образовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Профориентационная работа в школе осуществляется в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
Основная образовательная программа по предпрофильной подготовке учащихся в общей сложности составляет 170 часов в учебном году, из них 35 часов на изучение обязательного элективного курса «Твоя профессиональная карьера» и 35 ч. профессиональной пробы , по 15 часов отводится на информационную и профконсультационную работу(всего 30ч), 70 ч профориентационной работы в начальной школе.
Модель предпрофильной подготовки учащихся состоит из следующих циклов:
Цикл- обязательного элективного курса «Твоя профессиональная карьера»
Цикл П.П -- социальные практики, профессиональные пробы, экскурсии,
Районная, республиканская. ярмарка учебных мест.
Готовность школьника к самостоятельному выбору профиля обучения может оцениваться по следующим критериям:
- наличие и выраженность ценностей, связанных с необходимостью выбора профиля;
- характеристики целей продолжения образования в профильной школе и запроса к ней;
-информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для жизненного и профессионального становления;
-уровень самопознания, востребованного в ситуациях учебного и профессионального самоопределения;
-наличие опыта, выраженного в предметных, надпредметных и ключевых компетентностях, необходимых для индивидуального планирования профильного обучения.
Ключевая характеристика выпускника системы предпрофильной подготовки: учащийся подготовлен к осознанному выбору профиля на старшей ступени.
Участники программы: учащиеся 9 -11 кл классов, учащиеся начальной школы.
Образовательная программа системы предпрофильной подготовки в образовательной сети разработана на основании Концепции профильного обучения, и включает: пояснительную записку, учебный план, содержание, программу элективного курса.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СИСТЕМЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
| Цикл | Наименование курса | Всего уч.часов | Из них
| |
Теория | Практика Проекты Иссл. работа | ||||
1 | ОГСЭ | «Твоя профессиональная карьера» (рук.Тапайкина ЛГ) | 35 ч | 21 | 14 |
2 | ПП | Профильные пробы (кл.рук. 9 классов) | 35ч | 11 | 24
|
3 | ЛПШ | Информационная, консультационная работа. (рук. ТПК, кл.руководители 9-11 кл) | 30ч | 15 | 15 |
4 | НШ | Профориентационная работа в начальной школе. | 70 ч | 35 ч | 35ч |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
ИНДЕКС | НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН И ИХ ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ | Всего часов на освоение учебного материала | ||
1 | 2 | 3 | ||
ОГСЭ.00. | Обязательный компонент | 35ч +35ч(проф.проб)=70 ч | ||
01. | Твоя профессиональная карьера. | Всего | Теория | Практика |
01.1 01.2 01.3 01.4 01.5 01.6 01.7 02. П.П. 02.01. 02.02. 02.03. 02.04. 02.05 02.06 02.07 02.08. 02.09. 02.10. 02.11. 03. ЛПШ 03.01 03.02. 03.03. 03.04. 03.05. 03. 06. ЛПШ | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Познавательные процессы и способности личности. Память. Внимание. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей. Психология личности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. Общение деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Мир профессий. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Квалификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа « человек-человек»; «человек – техника»; «человек-знаковая система»; «человек – природа»; «человек – художественный образ» Профессиональное самоопределение Склонности и интересы в профессиональном самоопределение «хочу». Возможности личности в п.д. « могу». Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах « Надо». «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выборе профессии. Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Обобщение Построение личного профессионального плана. Зачёт. Итого: Профессиональные пробы. День самоуправления(профессиональная проба в качестве педагога) «Кулинарный поединок» (школьный) Профессиональная проба (в качестве повара, официанта, кулинара) Районная ярмарка учебных мест» ДК «Шахтер» Встреча с инспектором-психологом Осокиной ЕН. г(центр занятости населения) Экскурсия в Государственный энергетический техникум. 2 четверть Экскурсия на ГРЭС 9 класс Республиканская ярмарка учебных мест. Февраль-март Экскурсия в редакцию «Селенга» (знакомство с профессиями журналист, корреспондент, редактор) Посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей. Профессиональная проба. (в качестве ландшафтного дизайнера, цветовода) Проект «Ландшафтный дизайн» Встреча с интересными людьми. (Работниками железной дороги, радиоэлектросвязи, итд) Встреча с представителями различных учебных заведений.(в течение уч. года) Итого: Информационная и профконсультационная работа. Информационная работа. Школьная краеведческая конференция. (исследовательская работа уч-ся о выпускниках разных профессий достигших больших результатов в профессиональной деятельности) Создание каталога профессий.(в течение года ) Самостоятельная работа учащихся с источниками информации (интернет, библиотека, газеты, журналы) в целях изучения рынка труда, востребованных профессий.(в течение года) Работа с родителями. Род\собрание (проводятся один раз в четверть по проф. консультированию) Информационная работа в сети.(в течение года) Профконсультационная работа. Консультации: -групповые, -индивидуальные, -информационные, -диагностические. (кол. теоретич. и практ. часов будет варьироваться в зависимости от заявок учащихся). Применяемые методики: -Дифференциально-диагностический опросник (по Климову); -Опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда); -Определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка); -Стремление к успеху (методика Эллерса); -Определение направленности личности (опросник Басса); -психогеометрический тест (методика Деллингер) [23, с.124]. -Анкеты «Профориентация подростка» -Тест «Формула темперамента» А.Белова. | 1 6 6 10 8 2 2 35ч 6ч 5ч 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч 3ч 6ч 3ч 3ч 35 ч 30 ч 15 ч 15 ч | 1 4 3 7 4 2 - 21ч 2ч
2ч 2ч 3ч 2ч 11ч
| - 2 3 3 4 - 2 14ч 4ч 3ч 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч 3ч 4ч 1ч 24ч |
4. Профориентационная работа в начальной школе.
Профориентационная работа в начальной школе построена на принципе активного обучения, заключающиеся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.
Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки.
Прогнозируемый результат:
При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.
Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.
- Осуществление профориентации через систему обучения.
3. Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.
4. Работа классных руководителей по профориентации учащихся.
5.Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.
Тематика проектов:
- Выставка и составление каталога литературы «Мир профессий»
- Подборка иллюстраций «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
- Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
- Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.
- Сочинения о профессиях, известных людях.
- Награды за труд (взрослые и дети).
- Галерея или вернисаж, или выставка, или альбом о родителях, имеющих награды за труд.
- Сборник народного творчества о труде.
- Интернет-книга «Мир профессий».
- Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».
- Фотовыставка «Наш славный труд».
- Инсценировка произведений на тему труда.
- Просмотр и обсуждение детских фильмов и мультфильмов о труде и тружениках.
6.Работа библиотеки по профориентации.
7.Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации – СПб. Изд-во «Речь», 2006.
2.Беседина И. И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях.- М., ПМУЦ, 2001.
3Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
4.Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
5.Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.
6.Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
7.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
8.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.
9.Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)
10.Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
11.Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. - Вако, 2005. - 240 с.
12.Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.
13.Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000.
14.Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. 8-9 классы. БобровскаяЛ.Н.- М: Глобус,2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-336090-1383761781.jpg)
Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен вы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-329927-1399125320.png)
Программа Центра профориентационной подготовки учащихся "Сфера"
О множестве профессий дети младшего школьного возраста практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Программа ориентирована на достижение образов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-454564-1401952792.jpg)
Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов
Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-640688-1433584254.jpg)
Использование игр на занятиях по профориентационной подготовке
В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма развития, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый дл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823348-1475269850.jpg)
Адаптированная образовательная программа для учащихся VII вида по трудовой подготовке.
Адаптированная рабочая программа по трудовой подготовке составлена на основе программы "Трудовое обучение". Программы для общеобразовательгых учреждений. Коррекционно-развивающее обучение :Начальные к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177369-1357987913.jpg)
Образовательная программа художественного творчества «Бумажная сказка» для учащихся 1 класса
Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-418514-1573539647.jpg)
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...