Главные вкладки

    Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)
    рабочая программа по математике (1 класс)

    Жанна Анатольевна Оконечникова

    Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.

    Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika.docx70.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптированная образовательная программа

     по учебному предмету «Математика»  

    для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов  с ограниченными возможностями здоровья,

    имеющих задержку психического развития  (Вариант 7.2)

    Учитель: Оконечникова

    Жанна Анатольевна

    Пояснительная записка

    Адаптированная образовательная программа по математике для учащихся 1(1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

    - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 года;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

    - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15. Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ http://fgosreestr.ru/node/2068); 

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2;

    - Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 класса, адресованный обучающимся с задержкой психического развития. М.-«Просвещение» 2018;

    - Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Москва «Просвещение» 2019;

    - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

    - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

    - Методическое письмо об организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2018/2019 уч. г.;

    Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.

    Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

    Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].

    В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного характера.

    Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

    Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

    Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

    К общим потребностям относятся:

    • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
    • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
    • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
    • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

     психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; 

     психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

     постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

    Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

     обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

     увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

     гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

     упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

     организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

     наглядно-действенный характер содержания образования;

     развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

     обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

     постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

      специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

     необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

     постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

     использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

     комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

     специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

     развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

     обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

    Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

                Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:

    - организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога

    -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов

    -использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка

    Место предмета в учебном плане

    В 1  и 1 дополнительном классе — 132ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

    Во 24 классах на изучение математики отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей  учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.

    Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности  учащихся с ЗПР.

    Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.

    В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

    • формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
    • формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
    • уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
    • формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
    • учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
    • формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
    • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
    • развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
    • удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
    • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
    • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.

    С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

    − научить выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов (по цвету, форме, размеру), активизируя необходимые мыслительные операции;

    − научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания;

    − сформировать осознанные навыки арифметических действий в пределах 10;

    − научить распознавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок) и строить их по заданным значениям (кроме круга);

    − научить решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; отвечать на вопросы: который по счету? сколько всего? сколько осталось?

    − формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении условия задачи с помощью рисунка и/или схемы);

    − учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, развивая тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности;

    − воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

    − совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий, обозначающих пространственные представления (вверх – вниз, слева – справа, здесь – там, спереди – сзади, посередине, за – перед, между) временные (утро, день, вечер, ночь, раньше, позже), признаки предметов (больше, меньше, длиннее, короче, тоньше, толще, выше, ниже, одинаковые), понятий, используемых при сопоставлении предметов (столько же, поровну, больше, меньше);

    − удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний;

    − развивать мелкую моторику как одно из условий становления графо-моторных навыков.

    С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

    − закрепить знания о составе числа, навыки вычислений в пределах 10 и сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) в пределах 20;

    − обучить решению простых и составных задач на сложение и вычитание (анализ условия, запись в тетради, составление схемы решения задачи);

    − закрепить и расширить представления о мерах длины (сантиметр, дециметр);

    − закрепить навыки использования математической терминологии, арифметических знаков;

    − систематизировать и закрепить начальные геометрические знания;

    − актуализировать лексику, отражающую пространственные и временные отношения;

    − учить использовать знаково-символические средства при решении составной задачи;

    − учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, совершенствуя тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности;

    − воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

    − совершенствовать учебное высказывание в ходе актуализации и закрепления понятий, обозначающих количественные, пространственные и временные отношения;

    − удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний;

    − совершенствовать мелкую моторику как одно из условий становления графомоторных навыков.

    Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета

    Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.

    Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.

    В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.

    Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.

    При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.

    Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания.

    Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»

    В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

    - расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

    - развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);

    - улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

    - совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);

    - улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;

    - развитие самоконтроля при оценке полученного результата.

    Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» проявляются:

    - в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

    - в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);

    - в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

    - в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

    - в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);

    - в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).

    Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

    С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей  учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

    Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

    - осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

    - кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);

    - осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.);

    - сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);

    - обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

    Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

    - понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);

    - различать способы и результат действия (складывать или вычитать);

    - вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

    - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

    Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

    - адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

    - использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

    Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

    Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

    – организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

    – задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

    – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

    – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

    Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

    – в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

    – в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

    Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии.  

    Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.

    Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

    1)        формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    2)        приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    3)        умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;

    4)        исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

     Содержание учебного предмета

    Программа авторов М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова УМК «Школа России»

    Числа и величины

    Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

    Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

    Арифметические действия

    Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

    Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

    Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

    Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

    Работа с текстовыми задачами

    Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).

    Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

    Пространственные отношения. Геометрические фигуры

    Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

    Геометрические величины

    Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

    Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника.

    Работа с информацией

    Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

    Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»).

    Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

    Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

    Объем учебного материала, изучаемого детьми без ограничений по возможностям здоровья в 1 классе, разбит на два года. Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию подготовительного. В данной программе отводится на этот год меньший объем учебного материала, предполагается довольно длительный пропедевтический период.

    Тематическое планирование

    1 класс

    № п/п

    Наименование раздела

    Кол. часов

    Примерное содержание занятий

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    1

    Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления  

    17

    Сравнение  предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления,  взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .

    Научиться считать  в пределах 10;  ориентироваться по учебнику; классифицировать предметы по признакам; описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать геометрические фигуры.

    2

    Числа от 1 до 10. Нумерация  

    48

    Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Число 10. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки >(больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Понятия «увеличить на…», « уменьшить на …». Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

    Запомнить название, последовательность и обозначение чисел от одного до 10; счёт реальных предметов и их изображений движений, звуков; единицу измерения сантиметр; знать знаки больше, меньше, равно; число 0;его получение и обозначение, сравнение чисел, знать геометрические фигуры.

    Учится решать простые задачи в одно действие; изображать геометрические фигуры с помощью учителя.

    3

    Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание  

    53

    Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел. Таблица сложения в пределах 10. Случаи вычитания - 1, - 2, - 3, - 4. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Задача. Структура задачи (условие, вопрос) анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

    Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

    4

    Итоговое повторение  

    12

    Числа от 1 до 10. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение. Случаи вычитания - 1, - 2, - 3, - 4.  Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.

    Повторить изученный материал.

    5

    Резерв

    2

    Итого

    132

    По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.

    В конце 1 класса обучающийся:

    − знает все цифры;

    − умеет сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    − считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: сколько? который?;

    − знает названия и обозначения действий сложения;

    − таблицу сложения в пределах 10;

    − читает и записывает арифметические действия;

    − решает простые задачи с помощью сложения и вычитания;

    − измеряет с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины;

    − распознает простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, отрезок.

    Личностные результаты

    У учащегося будут сформированы:

    • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
    • начальные представления о целостности окружающего мира;

    .

    Учащийся получит возможность для формирования: 

    • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
    • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
    • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
    • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
    • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

    Метапредметные результаты

            Регулятивные.

    Учащийся научится:

    • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
    • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
    • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
    • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
    • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
    • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
    • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. 

           Познавательные

    Учащийся научится:

    • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
    • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
    • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

    Учащийся получит возможность научиться:

    • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
    • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
    • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
    • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
    • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
    • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

                                                                                                    Коммуникативные

    Учащийся научится:

    • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
    • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
    • уважительно вести диалог с товарищами;

    Учащийся получит возможность научиться: 

    • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
    • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
    • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
    • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
    • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
    • аргументировано выражать свое мнение; 
    • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; 
    • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
    • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    При освоении варианта 7.2. АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и  электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.

    Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала , преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

    К техническим средствам обучения, используемым на уроках относятся:

    1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций.
    2. Мультимедийный проектор.
    3. Интерактивная доска.
    4. Документ камера.
    5. Компьютер

    Методические пособия для учителя

    1. Приложение Электронный учебник  «Учебники Просвещение»  Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова /М-«Просвещение», 2019
    2. Школа России. Математика. Методические рекомендации. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова, И.А. Игушева  /М-«Просвещение», 2017
    3. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам  и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 класса, адресованный обучающимся с задержкой психического развития.
    4. Тригер Р. Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012
    5. К УМК «Школа России». Поурочные разработки по математике 1 класс. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. /М-«ВАКО»2019
    6. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс. -М.: Просвещение,
    7. Контрольные работы С.И. Волкова «Математика 1-4 классы» пособие для учителей общеобразовательных организаций /М-«Просвещение»,
    8. Л.Ю. Самсонова «Устный счет 1 класс» сборник упражнений в 2 частях/ М.- «Экзамен», 2016
    9. Л.Ю. Самсонова «Математические диктанты 1 класс» сборник в 2 частях/ М.- «Экзамен», 2015
    10. Е.А. Плешакова «Математика 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения»/Волгоград-«Учитель», 2009г.
    11. Приложение Электронный учебник  «Учебники Просвещение» . М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В.. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /

    Литература для учащихся

    1. Учебник

    -  М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика 1 класс» учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях / М.- «Просвещение» 2018

    1. Рабочая тетрадь  

    - М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика 1 класс» учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2 частях/ М.- «Просвещение» 2019

    1. Контрольно-измерительные материалы. Ю.И. Глаголева, И.И. Волковская «Математика. Предварительный контроль. Текущий контроль. Итоговый контроль. 1 класс» Учебное пособие для общеобразовательных организаций. /М.-Просвещение, 2017г.

    Дидактический материал

    Школьное пособие «Счётная лесенка» (картинный счетный материал). Счетный материал – геометрические фигуры.

    Счетный материал «Математические кораблики». Альбом заданий к счетному материалу «Математические кораблики».

    Суперпапка «Математика от 1 до 20».

    Набор цифр от 1 до 10 (классный). Индивидуальные наборы цифр от 1 до 10.

    Комплект таблиц «Математика 1 класс» (Сумма. Разность. Равенства, неравенства. Увеличить на …, уменьшить на … Сантиметр, дециметр. Геометрические фигуры. Таблица сложения.  Нумерация. Состав чисел. Числовой луч.)

    Опорные таблицы по математике 1 класс.

    Плакаты «Геометрические фигуры», «Время суток», «Время», «Цвета», «Учись писать и считать», «Цифры-прописи», «Таблица умножения», «Многозначные числа»

    Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по математике

    Индивидуальные наборы счетных палочек.

    Индивидуальные наборы счетного материала.

    Контроль предметных результатов

    Специальные условия проведения оценочных процедур обучающихся с ЗПР включают:

    •         особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

    •         привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

    •         присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

    •        адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

    1)         упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

    2)         упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

    3)         в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

    •         при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

    •         при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

    •         увеличение времени на выполнение заданий;

    •         возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

    •         недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

    Оценка усвоения знаний в 1 и 1 дополнительном классах осуществляется через выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые  словесной оценкой.

    В качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется пятибалльная система оценивания.

    Оценивание устных ответов по математике

    «5» ставится обучающемуся, если он:

    а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные математические понятия;

    б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных свойств действий;

    в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения; г)  правильно выполняет работы по измерению и черчению;

    д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы;

    е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с использованием буквенной символики.

    «4» ставится обучающемуся в том случае, если ответ его в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

    а) при ответе допускает отдельные неточности в формулировках или при обосновании выполняемых действий;

    б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки;

    в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения, пояснения результатов выполняемых действий;

    г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения.

    «3» ставится обучающемуся, если он:

    а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает правильный ответ, даже если обучающийся не умеет объяснить используемый прием вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью учителя;

    б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки, но с помощью педагога справляется с решением.

    «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя.

    За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а другую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированного конкретного умения или навыка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильно выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа.

    При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данному моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками "5", "4", "3" и "2" состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале:

    • 95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5",

    •   75-94 % - «4»,

    •   40-74 % - «3»,

    •   ниже 40% -«2».

    Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной  (процент  правильных ответов может быть ниже):

    • 90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5»,
    • 55-89% правильных ответов-«4»,

    •   30-54 % - «3».

    Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика,  так как не отражают ее  уровень.

    Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения  задачи.

    Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу.

    Оценивая контрольные работы по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических задач.

    Проверка письменной работы, содержащей только примеры.

    При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:

    • Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
    • Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
    • Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-5 вычислительных ошибок.
    • Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок.

    Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка не снижается.

    Проверка письменной работы, содержащей только задачи.

    При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:

    Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.

    Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

    Оценка "3" ставится, если:

    • допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные ошибки;
    • вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

    Оценка "2" ставится, если:

    • допущены ошибки в ходе решения всех задач;
    • допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах.

    Оценка математического диктанта.

    При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:

    • Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
    • Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
    • Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
    • Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

    Грубой ошибкой следует считать:

    • неверное выполнение вычислений;
    • неправильное решение задач (пропуск действий, невыполнение вычислений, неправильный ход решения задач, неправильное пояснение или постановка вопроса к действию);
    • неправильное решение уравнения   и неравенства;
    • неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок.

    Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (132ч)

    № п/п

    Дата

    Тема урока

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    I четверть

    Подготовка к изучению чисел.

    Пространственные и временные представления.

     17 ч

    Учащиеся  должны

    знать: название предметов по форме (круглый, треугольный, квадратный); взаимное расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, перед, за, между); направление движения (слева, направо,  сверху, вниз); временные представления (раньше, позже, потом); счет предметов до 10.

    уметь: сравнивать предметы по форме, размеру, сравнивать группы предметов  «больше», «меньше», «столько же»;  считать в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка

    1

    Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

    Называть числа в порядке их следования при счёте.

    Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).

    Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

    Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.

    Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

    2

    Урок-игра. Счёт предметов.

    3

    Порядковые числительные. (КИМ с. 3)

    4

    Пространственные представления (вверх, вниз, налево, направо).

    5

    Закрепление пространственных представлений. Подвижные игры на улице.

    6

    Простейшие временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

    7

    Пространственные и простейшие временные представления. Закрепление. (КИМ с. 7)

    8

    Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

    9

    Урок-игра. Закреплений отношений «больше», «меньше», «столько же».

    10

    На сколько больше? На сколько меньше?

    11

    На сколько больше? На сколько меньше? Закрепление.

    12

    Уравнивание двух групп предметов двумя способами.

    13

    Урок-игра. Счетная мозаика.

    14

    Повторение изученного материала по разделу «Сравнение предметов и групп предметов».     (КИМ с.9)

    15

    Повторение изученного материала по разделу «Пространственные и временные отношения»  ПР с.4

    16

    Проверочная работа по  разделу «Пространственные и временные отношения . Сравнение предметов и групп предметов».    (КИМ с. 10) 

    17

    Урок-игра «Назови сосчитай»

    Числа от 1 до 10. Нумерация.

    48 ч

    Учащиеся  должны

    Знать: названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10; получение числа прибавлением  единицы к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, следующего за ним при счёте; образование и обозначение числа 0; состав чисел 2-5; свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10;  знать название геометрических понятий «точка», «прямая», «отрезок», «ломаная», «звено ломаной»; образование и запись чисел, изученных на данном этапе; знаки «больше», «меньше».

    Уметь: считать предметы и устанавливать их порядковый номер; читать цифры и соотносить их с соответствующим числом предметов; сравнивать числа; узнавать и различать кривые и прямые линии, отрезок, ломаную линию, звено ломаной, многоугольники; уметь чертить и измерять отрезок (в см); решать задачи в 1 действие на «+» и«-» (на основе счёта предметов); уметь решать «равенства» и «неравенства».

    1

    Понятия «много», «один». Письмо цифры 1.

    Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

    Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.
    Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

    Писать цифры. Соотносить цифру и число.

    Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

    Выполнять задания творческого и поискового характера,

    применять знания и способы действий в измененных условиях.

    Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
    использованием мерок).

    Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

    Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).

    Строить многоугольники из соответствующего количества палочек.

    Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

    Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства.

    Упорядочивать заданные числа.
    Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1).

    Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

    Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.

    Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

    Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

    Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.

    Выполнять задания творческого и поискового характера,

    применять знания и способы действий в измененных условиях.

    2

    Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.

    3

    Число 3. Письмо цифры 3.

    4

    Урок-игра «Живые  числа 1, 2, 3».

    5

    Знаки «+», «-», «=».  

    6

    Число 4. Числовой ряд 1, 2, 3, 4.

    7

    Письмо цифры 4.

    8

    Урок-игра. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

    9

    Число 5. Числовой ряд 1, 2, 3, 4,5.

    10

    Письмо цифры 5.

    11

    Состав числа 5 из двух слагаемых.

    12

    Урок-игра «Правильный счет. Числа 1- 5»

    13

    Проверочная работа по разделу «Числа 1-5» (КИМ с. 15) ПР с. 8

    IIчетверть

    14

    Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.

    15

    Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины

    16

    Закрепление изученного по теме «Линии. Отрезок. Луч». (КИМ с. 16)

    17

    Закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 5». Проверочная работа. ПР с. 10

    18

    Знаки «больше», «меньше», «равно».

    19

    Равенство. Неравенство.

    20

    Закрепление по теме «Равенство. Неравенство». (КИМ с. 17)

    21

    Многоугольники.

    22

    Закрепление по теме «Многоугольники»

    23

    Числа 6, 7.

    24

    Письмо цифры 6.

    25

    Числовой ряд 1-7.

    26

    Письмо цифры 7.

    27

    Закрепление изученного по теме «Числа  6,7». ПР с. 12

    28

    Числа 8, 9.

    29

    Письмо цифры 8.

    30

    Числовой ряд 1-9.

    31

    Письмо цифры 9.

    32

    Закрепление по теме «Числа 8,9».

    33

    Число 10.

    34

    Запись числа 10.

    35

    Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»

    36

    Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10» (ПР с. 16)

    37

    Сантиметр.

    38

    Сантиметр. Измерение отрезков.

    39

    Увеличить на … Уменьшить на …

    40

    Число 0.

    41

    Сложение и вычитание с числом «0».

    42

    Повторение по теме «Сложение и вычитание с числом «0». (КИМ с. 19)

    43

    Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»

    44

    Тест по теме «Числа от 1 до 10» (КИМ с. 18. ПР с. 18)

    III четверть

    45

    Повторение и обобщение изученного по теме «Линии. Отрезок. Луч».

    46

    Повторение и обобщение изученного по теме «Многоугольники»

    47

    Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»

    48

    Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10» (КИМ с. 20)

    Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.   52 ч

    Учащиеся  должны

    Знать: конкретный смысл и названия действий «+» и «-»; знать компоненты действий «+» и  «-» и их результаты; их использование при составлении и чтении выражений; переместительное свойство сложения; приёмы вычислений в пределах 10; сложение и вычитание с числом «нуль»; принцип построения натурального ряда чисел; структуру задачи; название геометрических фигур; таблицу сложения в пр. 10 и соответствующие случаи вычитания.

    Уметь: решать примеры вида □ +1, □ – 1;     □ +2, □ – 2; □ +3, □ – 3 и т.д.; использовать приёмы сложения и вычитания по частям, переместительное свойство сложения, решать примеры, используя связь между суммой и слагаемыми; решать задачи в 1 действие.

    1

    Сложение и вычитание вида    

    □ + 1,  □ – 1.

    Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.

    Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

    Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1,  ± 2.

    Присчитывать и отсчитывать по 2.
    Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

    Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
    Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

    Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

    Присчитывать и отсчитывать по 3. 
    Выполнять
     задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

    Выполнять вычисления вида: ± 4.

    Решать задачи на разностное сравнение чисел.

    Применять переместительное свойство сложения для случаев вида  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9.

    Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

    Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

    Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

    Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

    Контролировать и оценивать свою работу.

    2

    Сложение и вычитание вида  

    □ +1+1, □ -1-1.

    3

    Сложение и вычитание вида  

    □ +1+1, □ -1-1. Закрепление.

    4

    Сложение и вычитание вида  

    □ +2, □ – 2.

    5

    Слагаемые. Сумма.

    6

    Повторение темы «Слагаемые. Сумма».

    7

    Повторение и закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание чисел». Проверочная работа. (КИМ с. 23)

    8

    Задача (условие, вопрос, решение, ответ).

    9

    Составление задач на сложение и вычитание по  рисунку.

    10

    Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. Закрепление.

    11

    □ +2, □ – 2. Составление и заучивание таблиц.

    12

    □ +2, □ – 2. Заучивание таблиц.

    13

    Присчитывание и отсчитывание по 2.

    14

    Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление.

    15

    Повторение и обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание чисел» (ПР с.20)

    16

    Задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц.

    17

    Задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц. Закрепление.

    18

    Повторение и обобщение изученного по теме «Задача»

    19

    Проверочная работа по теме «Задача» (КИМ с. 24)

    20

    Повторение по теме «Отрезок. Ломаная линия»

    Дополнительные каникулы

    21

    Сложение и вычитание вида  

    □ +3, □ – 3.  

    22

    Сложение и вычитание вида  

    □ +3, □ – 3.  Закрепление.

    23

    Сравнение длин отрезков.

    24

    □ +3, □ – 3. Составление и заучивание таблиц.

    25

    □ +3, □ – 3. Заучивание таблиц.

    26

    Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание. Решение задач» (КИМ с. 26)

    27

    Решение задач на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц.

    28

    Повторение и обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание чисел» Проверочная работа. (ПР с. 22)

    29

    Повторение и обобщение изученного по теме «Решение задач». Проверочная работа. (ПР с.  24)

    30

    Тестовая работа по изученному материалу по теме «Сложение и вычитание чисел». (ПР с. 26.)

    31

    Сантиметр. Измерение и построение отрезков.

    IV четверть

    32

    Повторение темы «Сложение и вычитание вида □ +1,□ – 1, □ +2,   □ – 2, □ +3, □ – 3.»

    33

    Решение простых задач.

    34

    Выполнение сложения и вычитания. Геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая линия, ломаная линия.

    35

    Выполнение сложения и вычитания. Геометрические фигуры: многоугольники.

    36

    Сравнение чисел. Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц.

    37

    Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

    38

    Сложение и вычитание вида □ +4, □ – 4.

    39

    Сложение и вычитание вида □ +4, □ – 4. Закрепление.

    40

    Задачи на разностное сравнение чисел.

    41

    □ +4, □ – 4. Составление и заучивание таблиц.

    42

    □ +4, □ – 4. Заучивание таблиц.

    43

    Перестановка слагаемых.

    44

    Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида □ +5, 6, 7, 8, 9.        

    45

    Составление таблицы

    □ +5, 6, 7, 8, 9.

    46

    Заучивание таблицы

    □ +5, 6, 7, 8, 9.

    47

    Повторение по теме «Переместительное свойство сложения».

    48

    Проверочная работа по теме «Переместительное свойство сложения». (КИМ с. 28)

    49

    Решение задач на разностное сравнение. Отрезок.

    50

    Состав числа в пределах 10. Закрепление.

    51

    Повторение темы: «Таблицы сложения чисел в пределах 10»

    52

    Проверочная работа по теме «Таблицы сложения чисел в пределах 10» (ПР с. 30)

    Итоговое повторение.

    14 ч

    1

    Пространственные представления (вверх, вниз, налево, направо) и простейшие временные представления (раньше, позже, сначала, потом).

    Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

    Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.
    Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

    Писать цифры. Соотносить цифру и число.

    Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

    Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

    Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.

    Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

    Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

    2

    Числа от одного до 10. Порядковые числительные.

    3

    Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

    4

    Сложение и вычитание чисел

    5

    Сложение и вычитание с числом «0».

    6

    Задача (условие, вопрос, решение, ответ).

    7

    Промежуточная аттестация. Контрольная работа. 

    8

    Анализ и работа над ошибками контрольной работы.

    9

    Связь между суммой  и слагаемыми.

    10

    Решение задач на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц.

    11

    Линии. Отрезок. Луч.

    12

    Многоугольники.

    13

    Сложение и вычитание чисел.

    14

    Решение задач.

    15

    Сложение и вычитание чисел.

    Итого: 132 ч

                                   ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    Предмет _____________________

    Класс ________________________

    Учитель ______________________

    2019-2020 учебный год

    № урока

    Тема

    Количество часов

    Причина корректировки

    Способ корректировки

    по плану

    дано

    Уплотнение программы

    или

    Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем

    или

    Объединение тем


    [1]         Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

    Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития  ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...

    Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 класса

    Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизирует содержание ко...

    Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития Вариант 7.2

    Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...

    Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)

    Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...