Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал (4 класс)

Борисова Анна Дмитриевна

        Особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения и оценивания знаний учащихся. Начиная работу на любом уровне обучения, учителю необходимо прогнозировать его возможные результаты. Учителю необходимо правильно организовать учебную деятельность, когда, с одной стороны, каждый учащийся движется по индивидуальной образовательной траектории, а, с другой стороны, осознанно и целенаправленно достигает поставленной цели, т.е. необходимого результата. Мы должны оценить его личные, предметные и метапредметные результаты по прозрачным критериям, предложенным или разработанным вместе с учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе»

    Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого      оцениваем результат.

    А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место.  

    ФГОС ставит сегодня перед школой задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций.

   В процессе введения инновационных форм и методов обучения, планов и программ должны найти свое место изменения  в системах оценивания, в том числе, на уроках математики.  

   Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса.

  Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и   главный из них:  - Как правильно оценить знания ученика?

    Каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных  представлений.  Поэтому выставление балльной оценки зачастую портит отношения между учителем и учениками.  

Система оценивания  учителя  - это великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка и  заставить его верить в свои силы.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке. 

 Линеечки, пятиуровневая шкала. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа.   На полях тетрадей ученики

чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.  

Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.  .

Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он  соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это

Методика: «Мы – вместе» «Оценочный лист» Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль.   2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя.

  При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.(слайд)

  С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика

Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается

лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

8. С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах «Сосед по парте». Работу целесообразно проводить двумя способами:

    1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

    2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: Оценки не совпали:

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся. Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.

  Перед вами  лист компетентности, который применяется на этапе  изучения и закрепления нового материала. Из таблицы видно какими компетентностями должен обладать ученик, чтобы усвоить  Решение сложных уравнений  

Самооценка предметных компетенций

Решение сложных уравнений.

Дата

Компоненты действий

Правила нахождения компонентов

Алгоритм решения уравнения

Алгоритм порядка выполнения действий со скобками

Алгоритм порядка выполнения действий без скобок    

Кол-во ошибок

отметка

10.11

+

+

+

-

+

15.12

+

+

+

+

+

 Для себя ученик  сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания Видя перед собой эту таблицу, ученик  стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним.

У учителя такая же сводная таблица, учитель постепенно заполняет ее, акцентируя внимание ученика на его достижениях и поощряя своей словесной оценкой к достижению успеха. Эти таблицы – промежуточный измеритель, но они лучше помогают оценить ученику свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

Ещё лучше, когда ученик пытается сам выделить те компетентности, которыми он должен пользоваться при выполнении самостоятельной работы и дать свою оценку знаниям. Пример таблицы, когда сам ученик записывает название столбцов.

Таблица предметных компетенций

Тема: Решение сложных уравнений.

Дата

Знать компоненты действий

Учиться пользоваться правилом нахождения компонентов

Научиться комментировать решение уравнения

Уметь правильно записывать решение уравнения в тетради

Такие таблицы заполняются  на уроках закрепления и совершенствования знаний. После этого ученик может адекватно оценить свои результаты, используя алгоритм самооценки.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):  

По итогам самооценки учитель и ученик ставят отметку сообща!

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

 . Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

2. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

 . Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?  

3. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (удовлетворительный, хороший, отличный, превосходный)

4. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

  «Алгоритм  самооценивания» происходит постепенно, с выделением  на уроке необходимого  времени : Можно

1 шаг.              Учимся сравнивать цель и результат,

2-й шаг.           Учимся находить свои ошибки.

3-й шаг.          Учимся видеть свою удачу

4 -й шаг.          Учимся ставить себе отметку.

Как показывает   учительская практика, использование самооценки пробуждает желание узнать новое, способствует стремлению к успеху и надежде на успех.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системы оценивания на уроках математики в начальной школе

Слайд 6

Самооценка предметных компетенций Решение сложных уравнений Дата Порядок выполнения действий Компоненты действий Правила нахождения компонентов Алгоритм решения уравнения Запись решения уравнения Кол-во ошибок Отмет ка 10.11 + + + - - 2 12.11 + + + + + 0 Дата Порядок выполнения действий Компоненты действий Правила нахождения компонентов Алгоритм решения уравнения Запись решения уравнения Кол-во ошибок Отмет ка 10.11 + + + - - 2 12.11 + + + + + 0

Слайд 7

Таблица предметных компетенций Дата Знать компоненты действий Уметь пользова ться правилом нахожде ния компонентов Уметь комментировать решение уравнения Уметь правильно записывать решение уравнения в тетради

Слайд 8

Группы Точность изложения материала Оригиналь- ность идей Дополнения Поведение Умение сотрудничать Общий балл 1. 2.

Слайд 9

Список участников Выдвижение идей Вовлечение товарищей в работу Задавание вопросов Умение отвечать на вопросы Умение работать с учебником Активное слушание Общий балл Отметка

Слайд 10

1 шаг. Учимся сравнивать цель и результат 2-й шаг. Учимся находить свои ошибки 3-й шаг. Учимся видеть свою удачу 4 -й шаг. Учимся ставить себе отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

Статья "Формирование ключевых компетентностей на уроке математики в начальной школе"

В статье характеризуются ключевые компетентности , которые формируются на уроках математики в начальной школе....

Формирование познавательных ууд на уроках математики в начальной школе.

Формирование познавательных ууд на уроках математики в начальной школе....

Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной  школе»...

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

«Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы)

Методические рекомендации (изопыта работы) по формированию системы оценивания на уроках математики в начальнойшколе...

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...