Формирование методических компетенций
статья

Безуглова Дарья Валерьевна

Материалы по поизводственной практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание №3

Разработка  выступления на МО учителей начальных классов

Выполнила Безуглова Дарья Валерьевна

Оценка_____________

Тема: «Формирование навыков выразительного чтения  у детей младшего школьного возраста»

Цель: формирование многогранной, обладающей определенным комплексов знаний, умений и навыков личности.

Задачи:

  1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
  2. Проанализировать практический опыт развития навыков выразительного чтения стихотворений младших школьников.
  3. Изучить методику выразительного чтения стихотворений.

План выступления:

  1. Вступительная часть
  2. Основная информация
  3. Заключительная часть (выводы)

Формирование навыка выразительного чтения является неотъемлемой частью и даже целью методологии обучения выразительному чтению. Поскольку чтение является обязательным условием психологического, эмоционального и интеллектуального развития человека, то приоритетное значение на уроках литературы в младшей школе имеют средства, с помощью которых преподаватель научит читающих быть выразительными и чувствовать интонационные, художественные, чувственные аспекты произведений различной сложности.

Особую важность при формировании навыка выразительного чтения имеет умение делать логические ударения. Это обеспечивает придание особенного и точного смысла силой голоса, умением выделить наиболее значимое слово среди остальных.

Создание умения читать с выражением происходит через выполнение упражнений. Например, для получения навыка делать логические ударения можно использовать упражнения с карточками, на которых написано одно и то же предложение с разными логическими ударениями. Учащимся предлагается прочитать один из вариантов, а после этого рассказать, о чем говорится в прочитанном предложении. После выполнения упражнения преподаватель должен спросить у детей, почему, на их взгляд, изменилось значение предложения, несмотря на то, что в нем всегда используются одни и те же слова. Затем преподаватель устанавливает, что выделение важного по значению слова осуществляется благодаря усилению, протяжности и повышению звучания выделяемого слова.

Кроме умения ставить логические ударения, овладение навыком выразительного чтения зависит от пауз. Речевые паузы являются остановками, делящими поток звуков на части, внутри которых звуковая последовательность непрерывна. Паузы играют как художественную, так и психологическую роль. Художественное значение они приобретают, когда читающий придает особое значение и силу фразам, следующим после паузы. Психологическая пауза при выразительном чтении чаще всего играет роль пунктуационной, чаще всего связана с троеточием в конце предложения и сигнализирует о волнении, которое необходимо передать слушателям. Создание умения поставить паузу в нужном месте читаемого произведения происходит благодаря чтению различных художественных произведений и с помощью специальных упражнений. Например, на карточках записаны предложения, в которых паузы обозначены графически. Учащиеся должны в различных вариациях прочитать написанное.

Умение читать выразительно не может считаться сформированным, если читающий не овладел способами управления интонацией. Интонация – одна из составных частей культуры речи, играющая определяющую роль в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. Интонационные навыки приобретаются учащимися при выборе повышения или понижения тона голоса, темпа чтения и эмоциональной окраски читаемого отрывка. Изменение высоты тона голоса называется также мелодикой голоса. Мелодика используется для обозначения повествовательных предложений (здесь учащимся демонстрируется понижение голоса), вопросительных (голос повышается в центре вопроса).

Важно понимать, что не только упражнения на технику чтения формируют навык выразительного чтения. Крайне важно вырабатывать у читающих умение анализа в процессе чтения произведения, умение пользоваться голосом для обозначения интонаций.

Для анализа текста учащимся необходимо уметь разбираться в эмоциональной окраске произведения, эмоциональной и психологической характеристике героев, ситуаций, описываемых в произведении. Анализ текста становится доступен тогда, когда читающий понимает подтекст произведения. Понимание подтекста формируется из микронавыков: умения находить слова, которые отражают эмоции героев, определить состояние героев, соотнести героя и поступки, почувствовать симпатию или антипатию.

Навык выразительного чтения формируется благодаря осознанию задачи при чтении, когда ученик понимает, что он должен донести до тех, кто его слушает, все эмоции и чувства, которые в нем вызвало произведение. Именно из-за сложности процесса осознания главной задачи выразительного чтения, процесс формирования навыка продолжается и по окончании учащимся младшей школы. В старших классах продолжение формирования навыка выразительного чтения должно преследовать цель глубокого понимания художественных произведений и усвоения правил синтаксиса и пунктуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ « Формирование навыков чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста » Выполнила: студентка группы 44Н Безуглова Дарья Воронеж, 2021г.

Слайд 2

Главная цель обучения Главная цель обучения – формирование многогранной, обладающей определенным комплексов знаний, умений и навыков личности. Одними из основных навыков являются навыки выразительного чтения. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый обучающимися не только при изучении учебных предметов, но и во внеклассной и внешкольной жизни .

Слайд 3

Цель данного исследования Цель исследования: изучить механизм и особенности формирования навыков выразительного чтения стихотворений младших школьников. В ходе исследования решались следующие задачи: Определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста. Проанализировать практический опыт развития навыков выразительного чтения стихотворений младших школьников. Изучить методику выразительного чтения стихотворений.

Слайд 4

Формирование навыка чтения Формирование навыка чтения является неотъемлемой частью и даже целью методологии обучения чтению. Особую важность при формировании навыка чтения имеет умение делать логические ударения. Создание умения читать с выражением происходит через выполнение упражнений.

Слайд 5

Речевые паузы Речевые паузы являются остановками, делящими поток звуков на части, внутри которых звуковая последовательность непрерывна. Паузы играют как художественную, так и психологическую роль. Создание умения поставить паузу в нужном месте читаемого произведения происходит благодаря чтению различных художественных произведений и с помощью специальных упражнений.

Слайд 6

И нтонация Интонация – одна из составных частей культуры речи, играющая определяющую роль в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. Интонационные навыки приобретаются учащимися при выборе повышения или понижения тона голоса, темпа чтения и эмоциональной окраски читаемого отрывка. Мелодика используется для обозначения повествовательных предложений (здесь учащимся демонстрируется понижение голоса), вопросительных (голос повышается в центре вопроса).

Слайд 7

Навык выразительного чтения Навык выразительного чтения формируется благодаря осознанию задачи при чтении, когда ученик понимает, что он должен донести до тех, кто его слушает, все эмоции и чувства, которые в нем вызвало произведение. Именно из-за сложности процесса осознания главной задачи выразительного чтения, процесс формирования навыка продолжается и по окончании учащимся младшей школы. В старших классах продолжение формирования навыка выразительного чтения должно преследовать цель глубокого понимания художественных произведений и усвоения правил синтаксиса и пунктуации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание №1. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Охрана растений" для 3 класса. Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Ф...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций". Выступление для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у мла...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Выступление для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Литературная викторина для 1 класса по теме "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"...

Задание №5. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"...

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"....