Выступление по теме "Формирование чувства патриотизма у младших школьников"
статья

Сыромятникова Елена Ильинична

В статье говорится о патриотическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                              МБОУ  КР  ОО  «КРИВЧИКОВСКАЯ  СОШ»

                                                                ВЫСТУПЛЕНИЕ

            «ФОРМИРОВАНИЕ  ЧУВСТВА

       ПАТРИОТИЗМА  У  МЛАДШИХ

                     ШКОЛЬНИКОВ»

                                                                                         ПОДГОТОВИЛА

                                                                            УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

                                                                             СЫРОМЯТНИКОВА  Е.  И.

                                                                           

    О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский.  Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство:

“Как нет человека без самолюбия,

– так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

 

       Идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение, т.к. в последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования.

Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Личностные результаты обучения предполагают:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- формирование целостного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию сказано: «…общеобразовательное учреждение должно воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности, таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.

 
    В патриотическом воспитании нашей  программы «Образ жизни», которую реализую четвёртый год, я определила цель: воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре,  формирование у школьников умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, общества, высокой ответственности и дисциплинированности.

   В систему своей работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включаю два основных компонента:  

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных  мероприятий:

  • Месячник  патриотической работы,  посвященного  Дню защитника Отечества:    проведение конкурсов военно-патриотической песни, спортивных соревнований,  участие в акции «Письмо солдату»  
  • Вахта памяти 9 мая в День Победы, участие в акции «Бессмертный полк»

   2.Патриотическое воспитание в урочной и внеклассной деятельности:

 

  • Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы.
  • Посещение школьного музея. Посещение  музея позволило продолжить воспитательное направление и познакомить учащихся с селом, его историей,  дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края.  
  • Оформление тематических стендов в классном уголке на тему: «9 мая - День Победы!»,  «23 февраля - День Защитника Отечества»,..

    Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуются также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности.

   На уроках окружающего мира совместно с детьми был подготовлены проекты «Моя малая родина», «Кто нас защищает». Реализация проекта предусматривала работу с различными источниками информации. Проектная деятельность позволила обогатить имеющийся жизненный опыт новыми знаниями и приобщила детей к совместной деятельности.

   На уроках литературного чтения мы знакомимся с классическими произведениями, с творчеством литераторов-земляков. Дети работали над проектами «Календарь исторических событий», «Они защищали Родину»

На уроках математики наряду с освоением математических знаний дети познают окружающий мир, историю родной страны, её культурное наследие. Например, решая задачи, ученики получают возможность познакомиться с достопримечательностями столицы нашей Родины – Москвы, её славной историей.

На уроках русского языка используются тексты познавательного характера. Дети больше узнают о своей Родине.

На уроках искусства учащиеся изображают природу родного края, знакомятся с художественными и музыкальными произведениями великих мастеров о Родине.  

     Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре нашего народа.

В качестве форм патриотического воспитания  используются:

- классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы», «Что значит, Родину любить?», «Жить – Родине служить» и др.;

- диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О подвигах пионеров-героев в Великой Отечественной войне», «Обычаи и традиции русского народа», «Слава хлебу на столе», «Чем дорога нам природа», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится наш посёлок»

- викторины: «Знаешь ли ты свой край»,  

- творческие конкурсы сочинений, рисунков  на тему на тему «Мой край», «Наша Армия сильная, смелая!»,  «Моя любимая Родина»,   «Моя мама»

- экскурсии к памятникам погибшим воинам ВОв.

Каждый из представленных выше компонентов деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников включает следующие направления: «Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;  

 «Мой край», целью которого является изучение истории  своего народа, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций. 

«Моя Родина – Россия» - изучение истории, культуры, быта, традиций  Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. 

Известно, что патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому нельзя говорить о воспитании без участия семьи ребёнка. Родители собственным примером отношения к труду, к земле, приобщением ребёнка к истокам русской культуры через колыбельную, сказку, песню ненавязчиво формировали ценнейшие качества личности своего малыша, видя в нём достойного гражданина своей Родины.

Описанный выше опыт патриотического воспитания младших школьников не является исчерпывающим содержание проделанной нами работы. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся начальной школы, достигать положительных результатов.  

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание патриотизма у младших школьников.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

"Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

В данной статье рассматривается особенности патриотического воспитания у младших школьников в урочное и внеурочное время....

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....