Воспитание патриотизма у младших школьников.
статья (4 класс) по теме

Хоменко Вера Григорьевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

 У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm_statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЗМ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЧЕРТ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

                                                                                            Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. 

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

 У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Свою работу по патриотическому воспитанию школьников я строю по нескольким направлениям: 

1.Историко  – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

С первого года обучения ребята знакомятся с защитниками Земли Русской. Прошли классные часы по теме: «А. В. Суворов – защитник земли русской», «Православный святой Александр Невский». В нашем классе стали традиционными экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тесное сотрудничество со школьным музеем педагогической памяти.  Во втором классе прошел классный час по теме «Реликвии нашей семьи». Дети приносили предметы старинной утвари: прялки, деревянные миски, самотканые рушники, национальные костюмы, боевые ордена и медали. Все жители нашей Родины верили в победу. В некоторых семьях, как святыни, хранятся солдатские письма с фронта, в которых, несмотря на все трудности, солдаты писали о скорой победе. Владик Губарев принес письма своего дедушки, который пропал без вести на войне. Копия такого солдатского письма  теперь храниться в нашем школьном музее.

2.Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу. Мы учим историю своего народа не для того, чтобы получить оценку, а для того чтобы сами могли оценить те события, которые происходят в нашем обществе. Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Одна из тем - “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждалось: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?”. Вывод: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего города, улицы, двора.

 Прошли классные часы на тему: «Д.С.Лихачев Письма о добром », Мои права и обязанности ».  «Я - гражданин! А это значит…..». Цель этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "гражданин", "государство", "законы страны", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации .А уже в конце учебного года приняли участие в школьном и районом конкурсе по символике нашего государства. Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам уроки русского языка. Ребята с удовольствием пишут о том, что они чувствовали в походе, в музее, на встрече с ветеранами  и у них рождается новое чувство – чувство принадлежности к родной стране. Часто на уроках мы используем пословицы о Родине, дружбе.

3.Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Традиционным стал однодневный осенний поход учащихся начальной школы. Во время таких походов дети приобретают не только спортивные навыки, но и навыки береженого отношения к природе. Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Мы говорим детям о том, сколько путей есть у каждого для борьбы за мир, о том, что каждый не только может, но и должен участвовать в этой борьбе, но главное, чтобы борьба велась не на словах, а на деле. И это дело – учёба, труд, взаимопонимание и общая человеческая доброта.

А доброта начинается от любви ко всему живому. В этом помогают нам экскурсии по родному краю, туристические походы. Ребята не могут оставаться равнодушными, познавая удивительный мир природы.

 Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома.

6.Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. 

Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

 Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Традиционным стал спортивный ежегодный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

 Если знакомить детей с историей и бытом русского народа в интересной для них форме экскурсии, игры, посещения музея с предшествующей и последующей творческой работой самих учащихся (поиск информации, рисунки, мини-сочинения,
поделки) ,то это будет способствовать развитию у них интереса, стремлению узнать больше о традициях, обычаях, истории народа и воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине, развитию творческих способностей.

.Использование метода проектов в патриотическо- воспитательной работе.

Среди воспитательных средств особое место занимает проектная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века.
Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, воспитывает отзывчивость, стремление помочь товарищу. Главным отличием метода проектов является то, что в результате учащиеся не только получают новые знания, приобретают навыки культурного поведения, но и создают учебный продукт, материальный результат индивидуального и совместного труда.
Хочу представить, как продукт проектной деятельности учащихся 1 класса, по теме: Защитники земли русской,  праздник, посвященный 280 летию со дня рождения А.В. Суворова.

                                 

                Учитель начальных классов гимназии №446

                        Хоменко Вера Григорьевна

Внеклассное занятие в 1 классе,  посвященное 280- летию со дня рождения А.В.Суворова.

  1. Орг. Момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2.Рассмотрите портрет, который висит на доске.

-Что  может рассказать вам портрет об этом человеке?

-Какого цвета волосы у этого человека, почему?

-В чем он одет, носят ли такую одежду в наше время, все ли люди носили такую одежду во времена этого человека?

-Какие у него глаза? Говорят, что глаза- зеркало души, давайте попробуем предположить какой характер  был у этого человека?

-А знаете, кто изображен на этом портрете? Правильно, А.В. Суворов.

-В этом году исполняется 280 лет со дня рождения этого удивительного человека. А хотите узнать интересное , из истории жизни этого человека?

-Я вам буду рассказывать , а вы мне помогать. Договорились?

 3.Подготовленный ученик рассказывает.

Александр Васильевич Суворов родился в Москве, в генеральской семье,  рос болезненным ребёнком, но мечтал быть военным, с детства  закалял себя. В 16 лет он стал солдатом Семёновского полка. Это были годы не только учебы, но и физической подготовки. А в свои 25 лет, уже будучи офицером, он принял участие в Семилетней войне с Пруссией и понял, что выучка русских солдат недостаточна для серьёзных  боевых действий. В 34 года Суворов уже  имел звание полковника и командовал Суздальским пехотным полком, где занялся обучением солдат. А в 43 года, он уже  был генерал-майором и командовал Санкт-Петербургской дивизией.

Солдаты и офицеры любили Александра Васильевича и были готовы выполнить любой его приказ. Суворов обладал талантом  полководца и всегда принимал единственное верное решение , которое всегда приводило к победе.

Суворов славился среди солдат и своими привычками: был нетребователен в быту и каждое утро обливался холодной водой, спал на походной кровати под солдатским одеялом и ел ту же пищу, что и его солдаты. Говорили, что больше всего он любил гречневую кашу. От солдат и офицеров Суворов требовал самостоятельности, находчивости и оперативности. Он говорил : « Тяжело в учении, легко в бою. Побеждают врага не числом, а умением.» эти слова стали поговоркой.

Заслуги Суворова не оставались незамеченными. Он получал в награду земли, ордена, почетные звания. За победы в Италии А.В. Суворов был удостоен звания генералиссимуса. Всего генералиссимус участвовал в 60 сражениях и не знал ни одного поражения.

Похоронен Суворов в Александро-Невской лавре. В нашем городе есть памятник и музей Суворова.

4.А хотели бы вы  научиться, как Суворов и его солдаты чудо-богатыри, защищать свою страну? Тогда давайте потренируемся.

У вас на партах лежат карточки, на которых написаны разные слова. Выберите и подчеркните только те, которые подходят и характеризуют защитника Отечества. ( трусость, патриотизм, решительность, слабость, смелость, находчивость, глупость, неряха, отвага).

5.Конкурс на сообразительность. От каждой колонки вызывают по 1 человеку.Да и нет не говорить, цвет не называть.

1.Кошки живут в воде?

2Зимой небо какое?

3.Вода мокрая?

4.Взрослые любят играть?

5.Снег черный?

6.Ты хороший ученик?

7.Летом трава какая?

8.Можно ли долго сидеть у компьютера?

9Ты сидишь за партой с девочкой?

10.Окоп- это вырытая яма?

11.Гимнастерка-это рубашка для занятий гимнастикой?

12.Танки могут плавать?

13.Боевые гранаты растут на дереве?

6.-Молодцы! Теперь можно перейти к следующему испытанию.

 Бег в сапогах 42 размера.

7.Сам погибай, а товарища в беде не бросай.

КОНКУРС   ПАРОВОЗИК,

8. Устали. Давайте отдохнем и послушаем еще один рассказ о Суворове и его солдатах.

Чтение рассказа учителем. С Алексеев «Небывалое бывает.»  По-суворовски.

Стр.392.

Вот и мы сегодня все испытания прошли по- суворовски.

ИТОГ УРОКА.

 ЧТО УЗНАЛИ, КАКИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ СДЕЛАЛИ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

В данной статье рассматривается особенности патриотического воспитания у младших школьников в урочное и внеурочное время....

Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"

Государственная символика является частью истории и культуры страны.            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». Автором описываются формы ...


 

Комментарии

Хоменко Вера Григорьевна

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. Бернард Шоу Привить любовь к родной стране, воспитывать на традициях русского народа,познакомить с историей родного края- главная задача учителей и родителей.