Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"
статья по теме

Попова Татьяна Николаевна

Государственная символика является частью истории и культуры страны.

            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Младший школьник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свое родное село, дружить со сверстниками, гордиться своей малой родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с  государственной символикой России

                                                                                                          Попова Т.Н.

     

 Государственная символика является частью истории и культуры страны.

            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Младший школьник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свое родное село, дружить со сверстниками, гордиться своей малой родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания младших школьников.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл. Они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

В полной мере понять и осмыслить, а также запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для младшего школьного возраста, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор необширен.

Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, я учитываю все особенности детей младшего школьного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.

Я исхожу из предположения о том, что ознакомление младших школьников с государственной символикой  - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться  на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Знакомство детей с государственными символами России предполагает работу с Российским флагом, гербом, гимном. Считаю важным познакомить детей с понятием «Гражданин России». Патриотическая направленность поставленных задач решается через классные часы, игровые занятия, викторины, утренники, тестирование, интеллектуальные игры.

Мною разработан годовой план работы по ознакомлению младших школьников с государственной символикой России и ведется на занятиях кружка «Юный патриот». Объем содержания определен тематическим планом.

Помимо занятий провожу экскурсии к историческим и культурным памятникам, в музеи города Белгорода, города Нового Оскола, села Голубино.

         Россия, как и все государства в мире имеет свои государственные символы, один из которых – флаг. Изучив литературу, я пришла к выводу, что наиболее целесообразно сначала познакомить детей с государственным флагом России. С российским триколором ребята встречаются наиболее часто: на экскурсиях, флаги на улицах, его изображения на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д. Детям  предлагаю назвать цвета государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Они  учатся читать флаг государства, значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения.

Во время беседы обращаю внимание детей на то, что российский флаг имеет глубокие исторические корни. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Кроме того, это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной крестьянской одежды Московской области, северных регионов России (из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду).

Я убедилась в том, что младший школьник уже способен устанавливать взаимосвязи между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Поэтому я использую активные методы обучения при ознакомлении детей с различными видами флагов, их функциями и значением.

Так, например, на одном из внеклассных занятий дети учились различать флаг России и Штандарт Президента Российской Федерации.

На следующем занятии знакомлю  детей с историей российского флага со времен Петра I  до сегодняшних дней, и обязательно знакомлю с  изображением Государственного флага России,  используя демонстрационный метод обучения (рисунки, флаги различных стран и флаг Белгородской области).

Работая над вопросом, почему государства имеют разные флаги, применяя групповой метод обучения, мы с детьми создали  альбом «Страны мира и их флаги». Дети сравнивали изображения флагов России, Франции (продольные полосы –  синяя, белая, красная),  Нидерландов (горизонтальные полосы – красная, белая, синяя). Используя различные информационные  источники (интернет, энциклопедии), дети учатся самостоятельно различать и читать флаги различных стран.

Результатом совместной работы учащихся над историей российского флага стал альбом «Прошлое и настоящее флага России». Он  включает в себя изображение российского флага в различные периоды истории с кратким пояснением.

На открытом внеклассном мероприятии познакомились с флагом Белгородской области. Данное мероприятие было посвящено 55-ой годовщине образования Белгородской области. Вопросы викторины, на данном занятии, позволили ребятам прочно закрепить знания по изучению флага Белгородской области.

         При знакомстве младших школьников с гербом предлагаю детям описать Государственный герб России. Учащиеся делают вывод: герб можно разглядывать, можно им любоваться. Изображение Государственного герба является произведением художественно-прикладной графики.

Считаю, что очень важно научить детей грамотно читать герб. В качестве образца я предлагаю детям порядок описания: вначале они называют цвет фона (щита), затем – изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел снимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла – короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. При этом использую активные и демонстрационные методы обучения и воспитания учащихся начальной школы.

Знакомлю детей младшего школьного возраста с историей происхождения современного герба на элементарном, доступном пониманию детей уровне. У ребят формируется представление о том, что с течением времени все, что нас окружает, меняется, также  изменяется  и государственная символика.

Я убедилась, что для детей младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления выразить в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. В спланированных беседах дети познакомились с государственным гербом, гербом города Белгорода и  Нового Оскола и на уроках изо и технологии дала им возможность самим создать эмблему своего села, школы, класса, семьи или личную эмблему.

Наиболее продуктивным является подход к ознакомлению детей с государственными символами, который я формирую на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Данный подход позволил мне развить у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу России через уроки эстетического цикла, исследовательскую и внеклассную деятельность учащихся.

Сообщение, подготовленное Пархоменко Е., учащейся 3 класса к занятию кружка «О происхождении Государственного герба России»: «Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях».

Объясняю учащимся, что двуглавый орел – это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Но система работы по данной теме позволяет детям совершенно адекватно воспринимать информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами. Например, они предполагают, что  орлу необходимо иметь две головы потому, что наша страна  огромная и ему необходимо зорко следить за всем, что происходит на нашей земле.

В информации, подготовленной Чернышовой Т., ученицей 4 класса дано подробное описание государственного герба России.  «… .Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами».

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет расширить знания школьников об образе солнца в русском речевом, песенном фольклоре и в гербе России, а также: зачем нужен стране герб, рассмотреть современные российские, советские, зарубежные монеты, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовую бумагу, рисунки с изображением герба России, Москвы, Белгорода, Нового Оскола. (

Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Поэтому, при проведении беседы, я сразу обращаю внимание детей на то, что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для семьи, села, города,  класса очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, я рассказала детям, что существует особая наука о составлении гербов – гербоведение. Эта наука изучает гербы, их историю, их происхождение, значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета, определяет правила, согласно которым можно создать герб или эмблему.

В процессе предварительной работы мы обсудили с детьми, какие образы лучше всего помогут охарактеризовать наше село, какие цвета лучше использовать.

На этапе творческой работы каждый ребенок придумал эскиз герба села Голубино. Очень интересно происходило обсуждение созданных работ. Дети объясняли, почему их герб так выглядит. В процессе обсуждения содержания герба села, его значения, предоставила детям возможность высказать свое мнение, что позволило мне услышать интересные идеи, которые они могут предложить.

          При знакомстве с гимном России подчеркиваю, что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

На занятиях кружка обращаю внимание детей на то, что при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Предлагаю прослушать гимн, стоя как это принято при его официальном исполнении в обществе.

После прослушивания гимна провожу беседу, предлагаю детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка?» (величавая, торжественная).

При этом  направляю внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее.

На занятии обращаюсь к личному опыту детей, прошу вспомнить моменты, когда они слышали гимн (каждое утро гимн звучит по радио и телевидению, когда наши спортсмены выигрывают золотые медали).

Очень важно дать детям почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.

Через внеклассную деятельность познакомила детей с малой Родиной – селом Голубино, его улицами, достопримечательностями. Чувство гордости за свой родной край вызывают иллюстрации картин природы, фотографии памятников и исторических мест нашего села.

Даю понятие, что гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), который любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

В ходе беседы учащиеся узнают, что законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей Родины называется Конституцией.

На внеклассных занятиях  школьники познакомились с правами гражданина РФ: право на образование, на охрану здоровья, на отдых, на труд. Кроме прав, у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Применяя метод заочной экскурсии – совершили интересные и увлекательные  путешествия по главному городу нашей Родине - Москве, Красной площади, Кремлю (знакомство с историческими и культурными достопримечательностями столицы).

Одним из условий эффективности работы по ознакомлению детей с государственными символами, по формированию гражданской культуры, воспитанию патриотизма, на мой взгляд, было и остается просвещение родителей.

Если в семье адекватно понимают происхождение и образно-символический смысл современного герба и флага, то и у детей формируется положительное отношение к государственным символам. Мною было запланировано и проведено несколько консультаций для родителей, которые способствовали более наглядно продемонстрировать материалы по истории становления и развития государственных символов. На одном из таких встреч совместно с детьми были созданы гербы своей семьи.

Очень эффективными были выставки работ детей. Они вызывали большой интерес у ребят к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

В заключении следует подвести итог.  Мною проведено исследование, рассмотрены и систематизированы приемы ознакомления младших школьников с государственными символами России, которые способствовали формированию умения осознавать смысл государственных символов, была проанализирована научно-методическая литература и выявлена сущность понятия гражданственности как черты личности.

Любовь к родному городу, селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуре, без понимания сущности и значения государственных символов России, без уважительного отношения к ним невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А., «Дети, взрослые и мир вокруг». – М: Просвещение. – 1993
  2. Романовский В.К. Символы русской государственности. М.: Русское слово, 2002
  3. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» в первом классе. Письмо Департамента общего образования №13-51-68 от 04.06.2002.
  4. Жариков А.Д. «Растите детей патриотами». – М.: Просвещение., 1980.

                     

Авторская справка

 

1.

Фамилия, имя, отчество

Попова Татьяна Николаевна

2.

Название статьи (материала)

«Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой  России»

3.

Должность, предметная область, квалификационный разряд

Учитель начальных классов,                         1 квалификационной категории

4.

Город, населенный пункт

309616 село Голубино, Новооскольский район Белгородская область

5.

Представляемая организация

МОУ «Голубинская СОШ»

6.

Телефон служебный с указанием

8-(47-233) 5-60-00, 5-60-01

7.

Телефон домашний с указанием

8-(47-233) 3-64-06

8.

 Е-mаil (если есть)

9.

Как Вы узнали о нашем сборнике?

Методиста РМК по начальным классам Смоленской В.Ф.

10.

Дата отправления материалов

28.10.2010г.

11.

Следует ли Вас информировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание патриотизма у младших школьников.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...