Выступление по теме "Формы и методы в воспитании социально-успешной личности"
статья

Сыромятникова Елена Ильинична

В статье раскрыты методы и приёмы, а также формы работы классного руководителя по воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на секции

классных руководителей

 «Формы и методы в воспитании

социально-успешной личности»

Классный руководитель

МБОУ КР ОО «Кривчиковская СОШ»

Сыромятникова Е. И.

2019 год

      Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Наше время - время экономических, политических и нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Появилось широкое поле возможностей для реализации сил и способностей человека, но в нем нет однозначных ориентиров, и за подрастающее поколение борется множество религиозных и идеологических течений. Это требует от человека умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность. Выпускник школы должен быть современно образованной, нравственной, предприимчивой личностью, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, знающей историю и традиции своего народа, способной к сотрудничеству, готовой к межкультурному взаимодействию.

     Основной задачей педагогической работы коллектива остается   создание условий для формирования социально- успешной личности. Коллектив школы видит своих выпускников образованными, интеллектуально развитыми людьми и адаптированными к социальной среде в современном обществе. 

     Сегодня от классного руководителя требуется не только знания педагогики и психологии, но и развитие собственных профессиональных качеств, чтобы воспитать своих учеников полноценными личностями. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Она должна строиться на основе программы воспитания, анализа результатов предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Следует принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

     Сложившаяся в стране социокультурная ситуация требует от классного руководителя поиска инновационных методов работы для предупреждения социального исключения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Чтобы ребенок не попал в группу «риска», им нужно заниматься. А если он уже в этой группе, то от классного руководителя требуется особая помощь в поиске ребенком позиции в классе, регулировка его отношений в классном коллективе, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств. Умение успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире является основой социальной успешности. Класс – это маленький социум, в котором есть бедные и богатые, добрые и злые, лидеры и те, кто готов следовать за ними. Именно это и делает возможной социализацию ребенка в современном обществе через адаптацию к жизни в классном коллективе.

      Класс - маленькая модель большого мира. Надо просто любить классных детей, как своих собственных, желать видеть этих детей в будущем такими, какими хочешь видеть своих собственных: счастливыми, успешными, состоявшимися... Надо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого отдельно. Не подчинять, не ломать и не подстраивать под себя, а развивать все самое лучшее, что есть в каждом, помогать, если в этом есть необходимость, но тактично и ненавязчиво.

    Для успешного решения задач воспитания и социализации, классному руководителю необходимо:

  • убедить детей, что среди них нет неудачников, каждый из них успешен в чем-то своем;
  • научить ребенка выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию собственного развития;
  • научить ребенка понимать самого себя, свои возможности и потребности, учитывая, насколько последние сочетаются с социальными нормами.

    Этого и многого другого можно достичь, выполнив два условия: найти в детях те «зернышки, из которых можно вырастить настоящие колосья, которые готовы противостоять жизненным ветрам» и способные успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. А еще обязательно сделать своими друзьями и единомышленниками родителей. Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. И тогда все должно получиться.

     Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – моя задача. В своей ежедневной работе с детьми, я использую следующие методы и приемы воспитания:

Метод убеждения– способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.

Метод упражнения– осознание учениками действительности. Приемы: просьба, приучение, испытание.

Метод внушения, попечения— способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.

Метод управления– активизация ученического самоуправления. Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.

Метод поощрения– способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.

Метод наказания– способ воздействия средствами торможения. Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.

    Использование этих методов и приемов воспитания в работе, позволяет мне найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности и особенности здоровья.

    Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки, игры различной познавательной направленности, которые помогают видеть и познавать окружающий мир на тему: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», а также творческие задания: «Дорисуй, на что это похоже?», которые развивают творческое воображение. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции.

Формы работы классного руководителя

     В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

    При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

-учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

-определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

-учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

-осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

-обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Я хотела бы рассказать об одном дне работы с классом. Перед началом занятий ребята первым делом заглядывают ко мне в кабинет. Кто-то просто поздороваться, кто-то – положить спортивную одежду, кто-то переброситься словами. Я же замечаю, что кого-то нет, кто-то пришёл в новой кофточке, кто-то сменил причёску, кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид. Они чувствуют свою необходимость и значимость. А главное, они приходят вместе, вперемежку мальчики и девочки – это наше общее достижение. На переменах делятся своими  впечатлениями,  успехами,  неудачами,  полученными на уроках. Своими мыслями по поводу поведения и учёбы. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит, они хотят со мной поделиться. Это мой успех. Я как классный руководитель должна  всё видеть, всё слышать и все замечать. Они же учатся доверять, нести ответственность за произошедшее в классе с ними и их товарищами .После уроков листаю журнал, выписываю оценки: у кого-то троек стало меньше, кто-то получил пятёрки. Главное, не пропустить даже маленького достижения и похвалить! Вечером СМС и звонки от родителей с предупреждением о возможном пропуске уроков. Это тоже стало правилом: я всегда должна знать о месте нахождении детей. Утром же я буду знать, кого не будет и почему. Вот из таких действий складывается мой день классного руководителя, в распорядке которого, конечно же, и проверка дневников, и проведение классных часов, собраний, индивидуальных бесед, заполнение документации.
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Успешность включает – учебу и внеклассную деятельность.

Учеба это главное для обучающихся. У ребят разная мотивация, поведение, интеллект и одаренность к учебе. Алгоритм создания ситуации успеха в учебе заключается в создании заинтересованности учебой, умения преодоления страха – некоторые и могут учиться, но стесняются внимания класса при вызове их  к доске, теряются при ответах, не могут сформулировать свои ответы  - поэтому приходится убеждать, оказывать им помощь. Большую помощь оказывают учителя предметники, координируя свои действия. С ними мы пытаемся  больше заинтересовать детей в учебном процессе. Постоянно провожу отслеживание оценок и посещаемость.

Главный принцип ФГОС - вариативность образования. Урочная и внеурочная деятельность неотделимы друг от друга, представляют единый процесс. Моя задача помочь учащимся реализоваться также и во внеурочной деятельности. Так же как и в учебе одним это дается легче, чем другим, т.к. наклонности и способности у всех разные. Они очень активны, и не надо их упрашивать участвовать в различных общешкольных или классных  мероприятиях. Какие стенгазеты они выпускают к 23 февраля и к 8 марта (здесь проявляется талант и художников и поэтов). Провожу   различные виды классных часов: классное собрание, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким-то причинам. Стараюсь при проведении классных часов привлекать самих учащихся, распределяю обязанности.

Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне. Это еще один из алгоритмов создания ситуации  успеха - персональная исключительность.

Конечно, не все так гладко бывает в классе. Возникают различного рода конфликты, которые обязательно разбираются в моем присутствии. В результате ребята понимают, что каждый из них является членом коллектива, и он должен подчиняться правилам коллективного существования. Большая доля успеха учащегося, зависит от климата  в коллективе и взаимоотношений между учащимися.

Алгоритм успеха - высокая оценка, которая дается при проведении любого удачного или неудачного  дела, при котором нужно ребенка поддержать и похвалить.

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

Несколько слов о трудностях воспитания обучающихся:

1. Неумение справляться со своими эмоциями, чувствами.

2. Интернет зависимость.

3. Переход на пятидневную неделю обучения – очень мало времени на подготовку и участие во внеклассной деятельности, проведения классных часов.

4. Работа с электронными дневниками - работа с родителями и обучающимися.

Я стараюсь «Нести детям радость, содействовать успеху».

Классным по-разному можно быть,
И не испытывать радости.
С горечью к детям своим заходить,
И выполнять обязанности.
А можно и так: Утром встать
И, помышляя о чуде,
В школу лететь, к классу бежать
К таким ещё не совсем взрослым детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».

​​ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство интегрировано в урочн...

Использование фасилитационных методов обучения и воспитания в развитии личности младших школьников

Я считаю, что мои воспитанники должны учиться мыслить самостоятельно, используя разные методы познания окружающей действительности....

Из опыта работы по теме: Формирование навыков социальной успешности личности.

Задача воспитания успешной лич­ности определена как одна из приоритетных в новой Концепции Государственного стандарта общего образования.      Важнейшей характеристикой в сист...

«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции». Доклад.

В материале сообщения «Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции"подробно раскрывается механизм работы с портфолио ученик...

Формы и методы в воспитании социально ответственной личности. Из опыта работы.

         В документах ФГОС нового поколения отмечается важнейшая задача воспитания – формирование у несовершеннолетнего гражданской ответственности, способности к...

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений....