РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Карасева Ирина Владимировна

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.sretenskie_chteniya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сретенские образовательные чтения

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 «Вначале было Слово…»

(Евангелие от Иоанна, глава 1.)

Каждые 4 года, в мае, с радостью и доброй грустью я прощаюсь со своими учениками, прощаюсь и будто рождаюсь заново: новые ребята, новые уроки, новая жизнь, новой становлюсь и я. А новая жизнь закономерно заставляет задуматься: кто я, и какими новыми тропами я теперь поведу своих учеников к большой дороге жизни? Маленький Человек не может ещё задаваться вопросом, что и как я достигла раньше, он смотрит на меня как на Большого Человека, готового дать всё, что ему надо. Поэтому я, как учитель, должна доказывать свою состоятельность каждый день, начиная свой урок и глядя в чистые глаза ребенка.

Моя профессия мне на вооружение дала великую силу слова. Великую, потому что, словом, я могу соединить людей, словом можно не допустить разобщить их, словом можно служить любви и спасти от вражды и ненависти. "Слово есть действующая сила речи, глагол творящий" (П.Я.Чаадаев) – не согласиться с этим трудно.  Поэтому творю «словом», учу бережному его использованию, развитию правильной речи, а, значит, вместе с детьми мы творим чистоту родного русского языка – одну из духовных основ культуры и национальных ценностей.

Такому отношению к слову я приучена с малых лет, а, значит, не зря говорят, что все мы родом из детства. Самыми великими нравственными наставниками и вдохновителями в поисках истин были мои мама и бабушка. Поэтому я уверенно могу утверждать, что очагом внутренней культуры, в том числе и культуры речи, является семья. А проводниками духовности можно считать всех тех, кто не позволял произносить ругательства, делал замечания, услышав грубую речь, не допускал не только сквернословия, но и даже мысли о его возможности.

… Волны памяти снова и снова уносят меня туда, стоит лишь закрыть глаза… Моё детство, духовное становление, и определение прошло в небольшом селе Автодеево на Нижегородчине, куда я ездила к бабушке. В те годы велось активное восстановление Дивеевских скитов и нашу семью митрополит Николай (Кутепов) и матушка игуменья Сергия благословили потрудиться в этом святом месте. Совместные акафисты, с первыми Дивеевскими сестрами, ранние богослужения оставили неизгладимый след в моей душе, поэтому и теперь, каждый год я возвращаюсь туда вновь и вновь. Самым любимым моим послушанием в детстве было чтение и пение с сестрами на клиросе. Именно там я впервые смогла почувствовать, какую великую силу может иметь СЛОВО, которое проходит через чистое, полное веры и любви сердце человека. И теперь, спустя много лет, стоя перед учениками на уроках, испытываю истинное счастье от того, как это великое СЛОВО может преображать чистые сердца моих учеников - неотразимо влиять на их судьбы… И будто инстинктивно, возможно, благодаря внутренней чуткости своей натуры, угадывать ЕГО правдивость.

 Пройдет время… Из моих учеников вырастут отцы и матери, а я искренне верю: все, что было воспринято ребенком в детстве, то и отзовется в их взрослой жизни. В детях – будущее всего нашего общества, а посеянное мною СЛОВО с годами взойдет и даст плод в душах вверенных мне детей. Каков он будет? Как знать… Но я с трепетом принимаю на себя ответственность за этот посев. Мое высокое звание учителя не позволит мне сделать по-другому, ведь оно может быть оправдано только исполнением возложенных на меня обязанностей и надежд. Мое СЛОВО воспитывает в целых поколениях чувства любви, добра, взаимоуважения, милосердия.

Для меня СЛОВО стало хранителем истории собственного рода, и теперь может передавать её ход другим поколениям. История семьи – история рода – история региона – история страны – всё это сохраняется и транслируется при помощи СЛОВА. А, значит, слово – ключевой аспект патриотического и гражданского воспитания. Словом нельзя «научить любить» Родину, но словом можно дать яркое представление о том, что такое любовь к Родине, своему народу, раскрыть яркие примеры служения Отечеству, выразить чувства, которые испытывают люди, совершающие подвиги в лихую годину или мирное время…

В моей практике воспитательная сила слова возрастает, только если это слово подкрепляется делом. Нельзя воспитать в других то, чего сам не имеешь… Любовь к своим друзьям, близким, к своему народу, Отечеству коренится в каждом из нас, но для меня очень важно сделать эту любовь сознательной в ребенке. Чувство, которым всегда была сильна каждая русская семья.

На мой взгляд, именно эта любовь и способна открыть маленькому человеку высокие нравственные идеалы, совокупность которых и составляет наш великий русский народ.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности во внеурочной деятельности.

В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как одно из главнейших направлений в развитии личности ребёнка....

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...

"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...