Доклад «ФГОС для детей с ОВЗ».
статья

Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на МО воспитателей34.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»

Доклад

«ФГОС для детей с ОВЗ»

Воспитатель: Ананьева Т.И.

пгт. Селенгинск

2016г.

Слайд 2.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Учащиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программ до завершения обучения.

Содержание стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития школа должна разработать специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Фиксация педагогов на решение программных задач, содержащих энциклопедические знания из различных дисциплин и репрессивные методы воспитания, основанные на внешней стимуляции, могут ограничить развитие самореализации детей со специальными потребностями. Коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать каким путем шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Это дает возможность определить ту возрастную “точку”, после которой началось “уклонение” от идеальной программы развития (условно-нормативного варианта развития). Таким образом, появляется возможность построить программу, создающую оптимальную последовательность включения тех или иных развивающих компонентов. При этом необходим и постоянный контроль за прохождением ребенком “коррекционного пути”. Необходимо рассматривать коррекционную работу как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В коррекционной работе с детьми с особенностями развития выделяются принцип единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.

Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация — это тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.

В коррекционной работе соблюдается принцип мультидисциплинарности сопровождения: в этом случае речь идет о согласованной работе "команды" специалистов, владеющих единой системой методов.  

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Слайд 3. Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Слайд 4. В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

Слайд 5.Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 6.Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • нарушениями слуха,
  •  зрения,
  •  речи,
  •  опорно-двигательного аппарата,
  • интеллекта,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • с задержкой и комплексными нарушениями развития

Слайд 7.Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса:

Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании специального государственного стандарта общего образования. В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования.

Слайд 8.Организация внеурочной деятельности  в соответствии с ФГОС создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей:

  •  создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Слайд 9-13.Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности.  Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я».  В связи с этим режим школы оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников. Нормальное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.

При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребёнок, должны быть фактически провоцирующими развитие.

Слайд 14.Исходя из общности основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности младшего школьника.

Личностное развитие: При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:

  • на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера младших школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...);
  • формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик;
  • развитии умения играть;
  • создании условий для развития соуправленческих начал в формирующемся коллективе класса;
  • культурно-нравственной ориентации.

Охраны здоровья и физического развития. Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению уделяется пристальное внимание.

  • Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями,
  •  формирование ответственности за своё здоровье,
  •  отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко не полный перечень аспектов работы классного руководителя и воспитателя по данному направлению.

 Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.

Трудового воспитания. Отработка навыков и умений учебного поведения;

  •  формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;
  •  формирование первоначальных представлений о личной гигиене;
  •  привитие навыков самообслуживания;
  •  выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;
  •  формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
  •  формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;
  •  развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

Социализации и общения: Так как большинство детей с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в неблагополучных семьях, имеют отрицательный опыт общения, особое внимание и усилия концентрируются:

  •  на знакомстве с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;
  •  практической отработке этических норм и правил;
  •  определение сущности нравственных понятий;
  •  формирование понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;
  •  воспитание доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим;
  •  анализ своих поступков;
  •  реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;
  •  в экологическом воспитании.

Развитие творческого воображения: Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации;

  •  развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

Основ гражданского и патриотического воспитания:  Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Достижение этой цели реализуется :

  •  воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  •  уважительному отношению к языку своего народа;
  •  гордости за социальные и культурные достижения своей страны;
  •  уважительному отношению к историческому прошлому Родины;
  •  воспитанию милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.

Досуговая деятельность. Досуговая и рекреационная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.

В структуре свободного времени выделяют:

  •  активную деятельность: учёбу, самообразование (самоподготовка);
  •  культурное (духовное) потребление - чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия;
  • спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады;
  • конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки;
  • экскурсии, лекции, викторины, различные гостиные и пр. Слайд 15-16.

Слайд 17.Воспитательные результаты любого из видов деятельности младших школьников распределяются по трем уровням:

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • Слайд 18.Второй уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

     Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • Слайд 19.Третий уровень результатов: - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Слайд 20.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Во втором и третьем классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Слайд 21.

При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребёнок, должны быть фактически провоцирующими развитие.

    Исходя из общности основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности младшего школьника. Слайд 22-23.

    Слайд 24.Программу коррекционно-воспитательной работы с детьми первого класса составить  с учётом: специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

  * ведущих мотивов и потребностей   первоклассника;

  * характера ведущей деятельности;

  * типа общения и его мотивов;

  * социальной ситуации развития ребёнка.

Слайд 25-38.Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "ФГОС начального общего образования"

Доклад зачитан на родительском собрании . О необходимости введения ФГОС НОО...

Доклад ФГОС турында

ФГОС ны кертү үзенчәлекләре...

Доклад о положении детей,и семей имеющих детей

Доклад о положении детей,и семей имеющих детей...

Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"

Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"...

Доклад ФГОС 2 поколения

Доклад  ФГОС 2 поколения...

Доклад "ФГОС НОО"

Доклад на  педагогическом  совете о  формировании   техники  чтения и пути решения проблем...