Подготовка к ВПР учащихся с низкой мотивацией к учению
методическая разработка

Мартынова Ольга Валерьевна

Маериаы для выступления на РМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pri_podgotovke_k_sdache_vpr.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

      Подготовка к ВПР  учащихся с низкой  мотивацией к учению

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки обучающихся школы. Такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.

 При подготовке к сдаче ВПР, я  выделяю три составляющие готовности к ним:

  • Информационная готовность
  • Предметная готовность
  • Психологическая готовность

Информационная готовность

Сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения – это информационная готовность.

График проведения сдачи ВПР утверждается в начале календарного года. Моя задача состоит в том, чтобы довести до сведения каждого родителя и ученика эту информацию.

На информационном стенде в кабинете размещен график проведения ВПР для учащихся, на родительском собрании знакомлю родителей с графиком сдачи ВПР под роспись. Периодически напоминаю детям и родителям о приближении сроков проведения ВПР. В дневниках в день поведения ВПР делаю пометки.

Процедура проведения ВПР также должна быть известна детям и родителям. С детьми провожу урок-подготовку, родителям даю полную информацию:

  • Каждому участнику ВПР заранее присваивается индивидуальный код (четырёхзначное число), который используется на всех этапах проведения ВПР. В день проведения ВПР каждому ученику выдаётся его код, проводится инструктаж в течение 5 минут, выдаются распечатанные варианты проверочных работ для выполнения заданий. Каждый участник вписывает выданный ему код в специально отведённое поле в верхней правой части каждого листа с заданиями.
  • На написание ответов на каждый предмет отведено 45 минут.
  • Запрещается пользоваться любыми учебниками, словарями, справочниками во время выполнения заданий.
  • По окончанию все работы сдаются.
  • . Процедура проверки носит анонимный характер (по коду), персональные данные детей защищены. Результаты вносятся в итоговые сводки также по коду.
  • Общий балл формируется путем суммирования баллов за выполнение всех заданий работы.
  • Первичные баллы за выполнение проверочной работы переводятся в отметку по пятибалльной шкале.
  • Отметка выставляется в день проведения ВПР в классный журнал по желанию учащегося.
  • Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.

Структура заданий должна быть очень хорошо знакома детям и родителям. Для этого на информационный стенд помещаю демоверсии.  Подготовку к ВПР  провожу  в таком же виде, не уменьшая формат. Дети должны хорошо знать какие задания находятся под каким номером. Сколько баллов они получат за правильно выполненное задание, а сколько потеряют, если не справятся. Проверенные тексты заданий с выставленными баллами  систематически показываю  родителям – так они также как и дети начнут лучше ориентироваться в заданиях и увидят проблемные места и примерное количество баллов, которые набирает ребенок.

Предметная готовность

Готовность по учебным предметам к выполнению всех видов заданий.

Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике.

Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.

ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических, логических задач, работать с представленной в разных формах информацией.

ВПР по окружающему миру проверяет не только предметные знания, но и жизненный опыт и знание своего края.

Формы подготовки к ВПР:

  • На уроках (при выполнении заданий, которые являются типовыми для ВПР необходимо об это напоминать, целенаправленно включать задания);
  • На дополнительных занятиях ( вначале года мною был разработан график дополнительных занятий)
  • Домашняя подготовка (тоже очень эффективна, но при условии, что контролируется родителями и есть обратная связь с учителем).

На дополнительных занятиях решаем наиболее трудные задания. Работу строю следующим образом: сначала мы читаем задания, затем обсуждаем, анализируем и совместно решаем.

После этого учащиеся решают типичное задание самостоятельно.

Затем обязательно провожу самооценку: поднимите руку те, кто легко справился с заданием и уверен, что также легко справится с подобным, поднимите руку те, кто испытывал затруднения и неуверен, что справится с подобным заданием. Поднимите руки те, кто не понял, как выполнять такое задание.

Далее самопроверка по ответам, постановка заработанных баллов, анализ затруднений.

Когда все задания уже  хорошо знакомы  учащимся, то работу выполняем в виде репетиции сдачи ВПР.

Ближе к срокам сдачи ВПР класс делю на группы. В первой группе ребята, которые достаточно быстро и правильно справляются с базовыми заданиями. С этими детьми в классе мы больше работаем над разбором логических задач.

А выполнение базовых заданий они отрабатывают дома.

В другой группе  разрабатываю  индивидуальные маршруты. С каждым ребенком выявляю самые доступные по решению и времени задания и задания, которые вызывают трудности .Затем разрабатываю пошаговую инструкцию, которая помогает выполнить задание. Здесь важно, чтобы учащийся выработал для себя четкий алгоритм решения заданий ВПР.

Для подготовки к ВПР заводим тетради по каждому предмету, куда записываем алгоритм  решения  заданий, нужную информацию, которой нет в учебниках.

Кроме того, по совместному с родителями решению, приобрели тетради на печатной основе «ВПР. Тренировочные работы (по математике, русскому языку,окружающему миру)» издательства «Лицей». В тетрадях размещены несколько работ в формате бланка ответов , на которых ученики будут работать во время проведения ВПР. Тетради помогают в проведении уроков – репетиций, а также служат материалом для домашних тренировок.

На сайтах https://rus4-vpr.sdamgia.ru/

https://www.eduniko.ru

https://vpr-ege.ru/размещены материалы для подготовки к ВПР, которыми мы активно пользуемся на дополнительных занятиях и во время подготовки дома.

Очень удобно, что дети сами могут проконтролировать правильность выполнения заданий, т.к. почти ко всем заданиям даны ответы.

Психологическая готовность

Эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия.

По моему мнению, чем больше времени мы посвящаем  подготовке, выбирая и сочетая разные формы и приемы, тем психологически комфортнее учащиеся  подойдут  к испытаниям.

Вот такие рекомендации я даю ученикам при подготовке к ВПР:

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования, когда ты прояснил все непонятные моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Отвечай сначала на те вопросы, в знании ответов на которые не сомневаешься, и не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. Потом твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до заданий, которые мог бы легко выполнить, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Не старайся понять условия задания "по первым словам". Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь о том, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и верно решить новое задание. Забудь также о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не "по зубам"). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать явно неверные. Метод исключения позволяет сконцентрировать внимание всего на 1-2 вариантах.

Запланируй два круга! Рассчитай хронометраж так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям (“первый круг"). На них ты успеешь набрать максимум очков, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (“второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, доверься интуиции! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

Доклад на тему: "К вопросу об особенностях подготовки младших школьников к написанию эссе" для выступления на VII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

В докладе даются рекомендации для учителей начальных классов, по вопросу обучения детей техники написания сочинения эссе, с практическими примерами....

«Ученье свет, а не ученье тьма или волшебные приключения Маленькой Бабы-Яги»

Данная игровая программа направлена на приобритение детьми кульурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в...

Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...