Сообщение на ШМО "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"
материал

Чипитова Анжелика Александровна

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

 Константин Сергеевич Станиславский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа»

Доклад ШМО

на тему:

«Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты»

Составитель:

учитель начальных классов

Чипитова А.А.

2020-2021 учебный год

         Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

 Константин Сергеевич Станиславский

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовании  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике...

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие   к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. 
  • Желание творчества. 
  • Стремительный рост современной науки.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. 
  • Конкуренция. 
  • Общественное мнение. 
  • Материальное стимулирование. 
  • Интерес.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим данные этапы.

     1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое, ориентированное на обучающихся и родителей;
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • здоровьесбережение;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • интересы и хобби;
  • и т.д.

  2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.

2. Актуальность

Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения образования детей в целом:

  • социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
  • формирования здорового образа жизни;
  • привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков;
  • создание воспитательных систем в детских сообществах;
  • обобщение инновационного опыта педагогов.

3. Соответствие современным достижениям науки

Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4. Стабильность

Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями образования детей

ПОО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.

6. Оптимальность опыта

Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

  3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

     При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

     Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

    Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • материалы сети Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • уроки коллег;
  • путешествия и т.д.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

  • индивидуальная;
  • групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.  

6 этап – составление плана самообразования

   На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

 Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
  • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
  • общение с коллегами в районе, области и в Интернете.

  7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования   на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • разработка модели образовательного процесса;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • и т.д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта;
  • доклад;
  • сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

  • Повышение качества преподавания предмета.
  • Готовность к педагогическому творчеству.
  • Профессиональный и карьерный рост.
  • Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
  • Соответствие педагога требованиям  общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного  образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования»  уч...

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

Доклад ШМО на тему: "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"

Совершенствование качества обучения и воспитанияв образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов....

План самообразования « Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся»

        Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоян...

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...

доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....