Развитие критического мышления через чтение и письмо.
материал (3 класс)

Маликова Эльвира Петровна

Выступление на МО учителей нач.классов на тему: Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.                                                    
                                                                                                            (С.И.Ожегов)

             Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение             обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривать возможности решения проблемы и т.д.

Технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)

 

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.

В России она появилась в 1997 году.

В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова)  и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи  эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. РКМЧП  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Сущность технологии

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.

            Задачи технологии РКМЧП

 

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления:
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.  

В основе ТРКМЧП лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Особенности организации

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия — ВЫЗОВ (EVOCATION)

Задачи:

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение ученика к активной деятельности.

 Вторая стадия — ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)

Задачи:

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Третья стадияРЕФЛЕКСИЯ (REFLECTION) – РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Задачи:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

А сейчас я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приемов критического мышления на уроках литературного чтения с текстами художественного произведения, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру речи. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.

И так, первый прием, или фаза – это кластер «гроздь». На фазе Вызова, это: рассказ по ключевым словам, по заголовку, графическая систематизация материала (кластеры, таблицы, они могут быть разного вида), верные и неверные утверждения. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером «гроздью» очень проста и доступна всем детям.

Наша тема урока – это центр (т. е. «гроздь») и от этого центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный  прием я использую на всех этапах урока.

С большим удовольствием мои ученики используют этот прием -  кластер. 

Приведу прием кластера, который использую на уроке литературного чтения, при изучении темы: К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома».

                                                                               

Пример кластера                                                                                  

Как работать с «гроздьями» - советы.

  • Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.
  • Нужно ли разбивать на «грозди».
  • Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы (это могут быть вопросы, ключевые слова по всему тексту).
  • Озвучьте «грозди» - т.е. смысловые единицы.
  • Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи.

  Вторая фаза – реализация смысла (или осмысление). Стадия осмысления помогает воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к  «новому». Здесь я использую методы активного чтения: «Чтение с остановками» и «Чтение с разметкой».

    Метод «Чтение с остановками» - выглядит так:

  • Обсуждение названия произведения.
  • Почему рассказ построен именно так?
  • Как будут развиваться события дальше?

   После нескольких остановок я использую прием «Дерево предсказаний», который провожу по группам. Дети с удовольствием работают по этому приему. На стрелочках, т.е. линиях соединения – ребята записывают объяснения своим версиям.

 Дерево предсказаний

Для стимулирования внимательного чтения я использую метод «Чтение с разметкой».

Всего отводится 10 – 15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием «Инсерт». Как работать по приему «Инсерт»? Я раздаю карточки с автобиографией писателя, поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.

«» - уже знал                          «-» - думал по- другому

«+» - новое для меня               «?» - не понял, есть вопросы

После окончания работы с текстом я предлагаю ребятам написать небольшое «эссе» (маленькое сочинение), в котором ребята в свободной форме выражают свои мысли по данной теме. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться с другими. Нельзя оценивать эти «эссе» с точки грамотности, их нужно рассматривать, как способы развития мышления и формирования культуры чтения.

Третья фаза – фаза рефлексии (размышление). На стадии рефлексии (размышление) идут не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое знание: исследование, эссе (размышление в письменной форме) или приём «Синквейн» (фразеологическое пятистишие).

1строка - название стихотворения, тема - обычно сущ - ое.

2 строка - описание темы, 2 прилагательных.

3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.

4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение

автора к теме.

            5 строка- повторение сути «синоним» 1 строки, обычно сущ.

Например, при изучении темы «Имя существительное» мои ученики составили такой Синквейн:

Существительное.

Одушевлённое, неодушевлённое.

Называет, отвечает, обозначает.

Существительные изменяются по родам, числам, падежам.

Часть речи.

На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких»  и «толстых» вопросов». На фазе Вызова - задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного.А сама таблица «тонких»  и «толстых» вопросов» выглядит так: в левой части таблицы – простые «тонкие» вопросы, в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные,  которые требуют от учащихся полных ответов.

Вопросами по теме: А.Н.Толстой «Детство Никиты» могут быть такие:

            Кто будет героем произведения?

  • К какому жанру относится произведение?
  • Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?

 Оценить свою работу на уроке и работу всей группы можно, заполнив таблицу «Двойной дневник»:

Что привлекло моё внимание в тексте

Мои комментарии

Есть множество вопросов по каждой фазе урока, но нет смысла их перечислять. Ведь критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:

  • Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
  • Повышать познавательное отношение к прочитанному;
  • Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

  1. Изменила отношение детей к уроку литературного чтения.
  2. Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
  3. Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
  4. Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
  5. Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Учителю на заметку.

Учителя, которые хотят использовать в своей работе технологию РКМЧП, нередко задают много вопросов. Приводим ответы на некоторые.

Хватит ли времени на уроке, чтобы успеть реализовать трехстадийную модель технологии РКМЧП? Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания - рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

А если в конце урока школьники не все уяснили или на этапе рефлексии - отвечают «неправильно»? Технология РКМЧП не является единственной панацеей. Если вы ставите цель сформировать определенные знания, то именно, исходя из этой цели, и конструируется урок. Но желательно сохранить демократическую атмосферу урока, на котором ученики имеют  возможность свободно высказываться.

Сколько всего приемов есть в этой технологии? Очень много. Все они увязаны с базовой моделью «вызов - осмысление содержания - рефлексия».

Важен ли набор и последовательность приемов? Нет, можно использовать те приемы, к которым привыкли учителя. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставите вы и ваши ученики.

Как часто необходимо использовать технологию? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. Можно использовать практически все «старые приемы». Суть ведь не в них, а в принципах и в модели «Вызов - осмысление содержания - рефлексия».

А можно ли использовать приемы технологии не в системе? Почему бы и нет. Только результаты будут несколько иными. Ведь вы в этом случае ставите другие цели. И приемы срабатывают (или, порой, не срабатывают) для этих целей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...