Урок по окружающему миру ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
методическая разработка (4 класс)

Пичкур Елена  Михайловна

 Тема урока: «Жизнь древних славян»

     Данная разработка и презентация могут быть использованы для проведения урока УМК «Школа России», который  является первым по данной теме в 4 классе. Этот материал могут использовать учителя начальных классов, работающие по разным образовательным программам, так как материал универсален и может послужить хорошим помощником в изучении раздела окружающего мира «Страницы истории России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_drevnih_slavyan.docx448.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  окружающего мира  по теме: 

 «Жизнь древних славян»

Название УМК: «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Жизнь древних славян»

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в разделе: первый урок в разделе «Страницы истории России».

Образовательные ресурсы:

карточки для индивидуальной и групповой  работы;

презентация к уроку в программе SMART Notebook 10;

учебник А.А. Плешаков  для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. – Москва: «Просвещение» 2014г.

Цель урока: расширение словарного запаса учащихся, ознакомление с  новыми понятиями (предки, современники , потомки славяне) , формирование способности учащихся к новому способу действия.                                                                                                                        

Задачи урока

1. Обучающие:

- познакомить детей с историей своего государства;

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- учить работать с картой.

2.  Развивающие:

развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории.

3.  Воспитывающие:

-воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группе;
-воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.

Формы и методы работы: групповая.

Педагогические технологии достижения цели: 

1. ИКТ- информационно- коммуникационные технологии

2. ИТ – игровая технология

Планируемые образовательные результаты:

Получают  представление о жизни древних славян

Познавательные УУД:

развивают  умение читать и отвечать на вопросы к тексту;

формируют умение строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять текст.

Коммуникативные УУД:

развивают  умения выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией;

обеспечивают сотрудничество: умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, умение вести диалог.

Личностные УУД:

воспитывают чувство справедливости, способность к самооценке, самоконтролю;

воспитывают интерес к предмету, к истории родной страны, чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:

формируют умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

развивают умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

вырабатывают умение организовать собственную учебную деятельность посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, и оценки успешного усвоения.

Межпредметные связи:  литература, русский язык.

Оборудование:  проектор, интерактивная доска SMART Notebook 10.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент.

1 мин

- Здравствуйте ребята!

  Прозвенел звонок.

  Начался урок.

  Стали ровно, тихо сели.

  На меня все посмотрели.

-Приветствие учащихся

Проверяют готовность к уроку

II.Актуализация знаний

4мин

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие, на раскопки.

- Кто занимается раскопками?

-Зачем археологи занимаются раскопками?

- Сегодня на раскопки отправляются 3 группы археологов. Каждая группа выполняет своё задание. Я- ваш консультант. Вы можете ко мне обратиться, если возникнут трудности.

- Вспомним правила работы в группе.

Мотивация на урок

Внимательно слушают

Повторяют правила работы в группе

1. Слушаем задание.

2. Слушаем друг друга.

3. Разговаривать шёпотом.

4. Уметь уступать и договариваться.

5. Быть доброжелательным и терпеливым.

6. Помогать друг другу.

(Слайд 2)

- Проверим готовность к путешествию.

- Прочитайте на доске высказывания русского художника - живописца Виктора Михайловича Васнецова

 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»           В.М.Васнецов

         

Выполнение индивидуальных заданий на карточках.

Взаимопроверка ИД (интерактивная доска)

(Слайд 3)

  • первая эпоха - первобытная история;
  • вторая - история Древнего мира;                    
  • третья - история Средних веков;
  • четвёртая - история Нового времени;
  • пятая - история Новейшего времени.  

 

- Почему надо знать, ценить и любить историю своей страны?

 - Что изучает наука история?    

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали, выстроим цепочку времени, истории развития человечества. 

- Проверьте друг у друга

- Какая из них самая продолжительная?

 - Какая самая короткая?

История - это наука о прошлом.  История изучает,  как жили различные народы, какие события происходили.

 

   

Взаимопроверка, оценка

III. Постановка учебной задачи

3 мин

(Слайд 4-5 )

  Предки – ?

  Современники - ?

Потомки – ?

(Слайд 6)

Наши предки живут в далёком будущем

Наши потомки жили в далёком прошлом

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Каждая группа археологов должна будет изучить  древние рукописи, разгадать тайну,  поделиться с нами  информацией.

- В путешествии вам встретятся новые понятия.

Давайте их разберём, всё ли вам будет понятно

- Как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие?

- Кто знает, кто были наши предки?

- Есть какие-то  предположения?

-И так, группы археологов готовы к путешествию.

-Получите задание! И в путь!

  Предки – это люди , которые жили перед нами.

  Современники – это люди, которые живут с нами в одно время.

  Потомки – это люди, которые будут жить после нас.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Мы отправимся в прошлое

Узнаем об Истории образования нашего государства, о предках,   культуре…

Высказывания детей

Получают задание, приступают к работе

IV.Изучение нового материала

21 мин

Мини-физминутка

1мин

Мини-физминутка

1мин

Мини-физминутка

1мин

Слайд 7)   

Задание 1 для 1 группы  археологов

- Прочитайте. Вставьте пропущенные слова, ответьте на вопрос; - О каком народе идет речь?

1 отрывок «Повесть временных лет»

Они………. пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же…………, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем ……………и построили город и назвали его Новгородом.  А другие сели по Десне и по Сейму и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся……………. народ, а по его имени и грамота назвалась «…………………..».

(Слайд 8) 

Задание 1  для 2 группы археологов

- Прочитайте. Ответьте на вопрос: - Что объединяет выделенные слова? - Кто были наши предки?

   2 отрывок «Повесть временных лет»  

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем.

(Слайд 9) 

Задание1  для 3 группы археологов

- Заполните кроссворд. Узнайте кодовое слово.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/635329/img1.jpg

1. Произведение, создаваемое народом. (Сказка)
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. 
(Летопись)
3.Вещественный исторический источник. 
(Картина)
4. Наука о языке. 
(Лингвистика)
5. Наука, изучающая историческое прошлое. 
(Археология)
6. Люди, живущие с нами в одно время. 
(Современники)
7. Люди, которые жили перед нами. 
(Предки) 

Задание 2 для групп.

Задание 2  для 1 группы археологов

- Прочитайте в учебнике с.34, 35.

- Дополнительно изучите информацию в ПАПКЕ №1

- Составите рассказ о расселении древних славян.

(Слайд 10 )  

- Покажите на карте территорию расселения восточных славян.

(Слайд 11 )  

- После долгого путешествия нужно  отдохнуть

- Поработаем с ИД

 Задание для всех групп

- Правильно расставить названия национальностей под картинками

Задание 2  для 2 группы археологов                    

- Прочитайте в учебнике с. 35,36.

- Дополнительно изучите информацию в ПАПКЕ №2

- Составите рассказ о внешности,  качествах которыми обладали древние славяне?  

Слайд 11 )

Отдыхаем.  Поработаем с ИД

 Задание для всех групп

- Выбрать те признаки, которые были присущи славянам

Задание 2  для 3 группы археологов

- Прочитайте в учебнике  с.37,38.

- Дополнительно изучите информацию в ПАПКЕ № 3

- Составите рассказ о занятии восточных славян.

( Слайд 13)  

 Отдыхаем.  Поработаем с ИД

 Задание для всех групп

- После тяжёлого труда славяне  отдыхали. И мы отдохнём немного.

- Выберите те  виды деятельности, которыми занимались древние славяне

-Контролирует, оказывает помощь

- А какая жизнь была у славян? Нам это предстоит узнать.

Контролирует и помогает при затруднении

Работают в группах по заданию

если есть вопросы, спрашивают у консультанта

Через отведенное время группы отчитываются о проделанной работе и  заполняют листы путешественника

славяне

у них корень слав

Дети вставляют корень слав

Слав+ ян +е  -      славяне

Наши предки были славяне

славяне

-Группы получают новое задание и приступают к его выполнению.

- Через отведенное время  отчитываются о проделанной работе  и  заполняют «Листы путешественника»

-Показывают на карте  территорию расселения древних славян

русские, украинцы, белорусы

- Рослые, красивые,   выносливые, крепкие

голубоглазые, светловолосые

храбрость, свободолюбие, преданность, трудолюбие, гостеприимство

 

Собирательство, скотоводство, земледелие, охота, бортничество, рыболовство, охота

V.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

5 мин

Обобщение изученного  материала с опорой на «Лист путешественника»

- Нашим археологам пора возвращаться из путешествия.

- Проанализируйте записи в  «Листах путешественника»  и обобщите полученные знания.

Участники каждой группы делятся  знаниями, полученными во время путешествия, обобщают, дополняют, делают выводы

 

VI. Рефлексия

2 мин

Стихотворение, состоящее из пяти строк

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое?

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предметов

Что делает?

Три глагола, раскрывающие действия предмета

Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки

Существительное, выступающее как итог

- По результатам нашего путешествия, каждая группа составит синквейн и запишет его в таблицу.

 Вспомните правила    синквейна

Группы  самостоятельно подбирают соответствующие таблице имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Составляют фразы, подводят итог. Из всего количества слов группа составляет и читает свой вариант синквейна.

Славяне

-Трудолюбивые, смелые………….

- Охотились, рыбачили, выращивали,………..

- Жили, племенами,….. сообща,………..

(Они наши) предки……

VII.  Домашнее задание

1 мин

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

  -В рабочей тетради выполнить задание 1, 3, 4 на страницах 13 – 14

 - Подготовить материал о вере древних славян их  традициях и праздниках.

Консультирует учащихся.  

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

подпись ______________             расшифровка подписи____________________            «       »__________________20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРУПП

Группа №1

        Полторы тысячи лет назад славяне населяли огромные  пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрными морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр,  Дон, Волга. 

      Самой многочисленной группой была группа восточных славян. Она включала в себя 12 племен (полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы) – от которых позднее произошли русские, украинцы, белорусы.

        Наши предки жили все вместе, племенем. По одиночке они бы погибли. Управляли племенем  вожди. Семьи у славян большие, несколько родов составляют племя, несколько поселений - общину. Каждое племя занимало свою территорию.

Группа №2

      Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, светлые волосы и правильные черты лица. Одевались они в домотканую одежду. Шили её  изо льна и шерсти.

           Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

      На рассвете, вместе с первыми лучами солнца просыпался славянский посёлок. Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие

       Храбрость была их природным свойством. 

      Свободолюбие, патриотизм (преданность своему народу) были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врага считалось аморальным.

 Летописцы хвалят гостеприимство славян редкое в других землях и до ныне весьма обыкновенно у всех славянских народов. Так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков. Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь, отворённую и пищу готовую для странника на столе.

Группа №3

          Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами.

        В лесах было много всяких  зверей: медведей, волков, лис, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных  с помощью лука со стрелами , деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Охота давала не только дополнительное  продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли  верхнюю одежду. Кроме того шкуры пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег.  Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

     Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

      В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Кроме того его охотно покупали у славян многие народы.          Собирательство мёда  лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы)

        Чтобы собрать душистый, сладкий  мёд, бортники ещё по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомиться мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

       Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы - звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной.

      Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох.

Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:

- Вспомните пословицы о хлебе?

 

КРОССВОРД

C:\Users\Пичкур\Desktop\Безымянный.png

1. Произведение, создаваемое народом. (……………)
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (
………………….)
3.Вещественный исторический источник. 
(………………..)
4. Наука о языке. 
(……………………..)
5. Наука, изучающая историческое прошлое. 
(……………………….)
6. Люди, живущие с нами в одно время. 
(………………………)
7. Люди, которые жили перед нами. 
(…………………………) .

  1. группа                                                          

Лист путешественника

Вопрос

Ответ

1.

- Кто были наши предки?

2.

Где поселились наши предки?

а)  В какой части Европы было поселение славян?

б)  Между какими морями расселились славяне?

в)  Вдоль каких рек селились славяне?

г)    Какие национальности  позднее произошли от Восточных славян?

д)  Как жили славяне?

3.

 Информация,  полученная  при выступлении других групп.

2-группа                                                        

Лист путешественника

Вопрос

Ответ

1.

- Кто были наши предки?

2.

-Какой внешностью и какими качествами обладали древние славяне?

а)   Как выглядели славяне?

б) Какими качествами обладали?

в)   Из чего шили одежду древние славяне?

3.

Информация,  полученная  при выступлении других групп.

3-группа                                  

Лист путешественника

Вопрос

Ответ

1.

- Кто были наши предки?

2.

-Чем  занимались наши предки?    

 а)  Чем занимались мужчины славяне?

б)  Расскажите о бортничестве.

в)  Какой основной вид занятий ?

г)    Как расчищали поля для занятия земледелием?

д)  Чем занимались женщины? Что такое собирательство?

ж) Что они пряли и шили? Чем лечили?

3.

Информация,  полученная  при выступлении других групп.

СИНКВЕЙН

Стихотворение, состоящее из пяти строк

 

Кто? Что?

                         ______________________________________

Какой? Какая? Какое?

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предметов

   ____________________________________________________

Что делает?

Три глагола, раскрывающие действия предмета

   _____________________________________________________

Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки

   ____________________________________________________

Существительное, выступающее как итог

  ______________________________________________________

   ______________________________________________________

 1. Проверка Д/з.             Ф.И._____________________________________________-

- Соедините стрелочками. К какой эпохе относится история развития человечества?                  

Первая эпоха                        Мир древности

Вторая эпоха                        Средние века

Третья эпоха                         Первобытная история

Четвёртая эпоха                   Новейшее время

Пятая эпоха                          Новое время                                      Оценка……..   

1. Проверка Д/з.                   Ф.И.__________________________________________

- Соедините стрелочками. К какой эпохе относится история развития человечества?                  

Первая эпоха                        Мир древности

Вторая эпоха                        Средние века

Третья эпоха                         Первобытная история

Четвёртая эпоха                   Новейшее время

Пятая эпоха                          Новое время                                    Оценка…….. 

1. Проверка Д/з.                 Ф.И.__________________________________________

- Соедините стрелочками. К какой эпохе относится история развития человечества?                  

Первая эпоха                        Мир древности

Вторая эпоха                        Средние века

Третья эпоха                         Первобытная история

Четвёртая эпоха                   Новейшее время

Пятая эпоха                          Новое время                                    Оценка……..   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" 4 класс.

-  Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. - Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества»....

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....

Проект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян 4 класс"

1-й  урок в разделе «Страницы истории Отечества»Цель: формировать представление о жизни древних славян и выявить  особенности их занятий и быта....

Конспект урока по окружающему миру" Жизнь древних славян"

Конспект урока по окружающему миру " Жизнь древних славян"...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о жизни древних славянПланируемые результатыПредметные:-знать, как  и где жили древние славяне, о быте и их  веровании,-уметь дава...