Динамическое чтение
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Мироманова Светлана Ивановна

В статье описаны методы и приемы динамического чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinamicheskoe_chtenie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение динамическому чтению.

                                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                         ГБОУ «С(К)ОШИ № 2», г Улан-Удэ

                                                           С.И. Мироманова

    Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможности достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок-это катастрофа школы, общества.                                                                                              Динамическое чтение - качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя рече-двигательные и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

  Начинать работу можно в любом классе, в любое время. Единственное условие- работать каждый день. Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:

1.Регрессия- возвратные движения глаз.

2.Малое поле зрения (участок графической информации).

3.Неумение найти главное в тексте. Большинство читателей  видят в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

4.Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

5.Артикуляция. Сова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель таким образом не только видит, но и проговаривает слово , а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли, замедляется чтение.

  Вывод: динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности. Но как это сделать, с помощью каких методов и приемов?

  Динамическое чтение - это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число - двадцать один, про себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все ,что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем. После команд: «Приготовиться! Внимание!» делается команда «Фотографируем».

  Если учитель начинает работу в 1 классе. То по мере того. Как дети будут знакомиться с букварем и учится читать, можно предлагать следующие задания:

1. найди лишнюю букву (фотографируем): а, о. в, у, и.

2. найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.

3. Найди лишнее слово:

река             слон               мала

речка            лев                 моль

ручей            мак               мила

ручка            тигр

4. Раздели слова на две группы:

корова          заяц            ленивый

соловей        горох          смелый

коза               ежик           честный

ворона          медведь      жадный

овца             капуста        добрый

сорока           волк           трусливый

5. Из какой сказки слова?

«Я – мышка-норушка…»

«Бежит молочко по вымечку…»

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за десять секунд.

5   7   3

9   1   8

10   6   4

2

По такому же принципу изготавливаются в положении стоя или сидя. Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры  ( или буквы ). В работе с таблицами используем памятку:

1.Как можно быстрее назови все числа ( или буквы) по порядку. Указывая их карандашом.

2.Старайся запомнить расположение двух – трех следующих друг за другом чисел ( букв).

3.Помни : глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.

  Работая над текстом на уровне чтении, используйте следующие упражнения : «чтение – спринт», « чтение – разведка», чтение со счетом слов.

  «Чтение- спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста , отвечают      на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

  Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. А после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения - «загрузить» уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае, школьники лишены возможности  произносить текст, про себя. Они приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана следующая памятка:

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. читай только глазами.

3. Читай как можно быстрее.

4. ответь на вопросы к тексту.

  Чтение со счетом слов заключается в том, сто учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. А после окончания подсчета числа слов, назвать это число и ответить на сформулированные учителем пред чтением, вопросы к тексту. Цель этого упражнения –« загрузить» уши       учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае, школьники лишены возможности произносить текст, про себя. Они приучаться читать только глазами. К этому упражнению используется памятка:

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. читай только глазами.

3. Читай как можно быстрее.

4. ответь на вопросы к тексту.

  Наряду с основными упражнениями, используются и другие:

1.Упражнение «финиш». Методика работы такая же. Как и при «чтение-спринт», только читаем до указанного слова или выражения.

2.Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами текст. А после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

3. Чтение страницы текста при условии, что закрыто - пять букв слева, а потом пять букв справа; затем пять букв справа и пять букв слева одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

4.Чтение со звуковыми помехами при звучании музыки.

  Одновременно с работой по динамическому чтению, полезно развивать память, воображение учащихся, используя следующие упражнения:

1. Пересказ ранее прочитанных текстов, без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

2. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы к называемым учителем словам, например: грустить-горевать, радоваться-огорчаться , а так же антонимы: веселый -грустный.

3. Игра «Буду поэтом». Предлагается сочинять стихотворение по данной рифме:

…не обижаю

…приглашаю

…угощаю

…играю

Или закончить стихотворение: « В зоопарке бегемот   проглотил ежа и вот…»

4.Каждый день заучивать по стихотворению.

  Совершенствование техники чтения про себя - лучший фрагмент, совершенствование техники чтения  вслух. Поможет методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке используются такие приемы и методы:

1. Чтение за диктором.

2. чтение с отрывом взгляда от текста.

3.Чтение с убыстрением текста.

4. Жужжащее чтение.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Зрительный диктант.

  На каждом уроке проводится артикуляционная зарядка, чтение в темпе скороговорки. Работа с числовыми таблицами, замена скорости чтения.

  Давайте читать! Читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки чтения, быстрого чтения. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент окружающего нас мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение динамическому чтению

Нельзя быть счастливым, не умея читать....

мастер - класс по обучению динамическому чтению

показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...

Статья "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»

Проектная работа "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся" выполнена учителем начальной школы Пинчук Светланой Евгньевной, где данаы рекомендации для обучения динамиче...

Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»

Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....

мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимал...

Приёмы формирования навыка динамического чтения у учащихся младших классов

Приёмы формированиянавыка динамического чтенияу учащихся младших классов...

Динамическое чтение как способобучения сознательному чтению

В статье представлены приёмы работы над динамическим чтением...