ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
опыты и эксперименты (3 класс)

Маслова Ольга Николаевна

Введение

В данном методическом пособии рассматриваются теоретические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, а также методические рекомендации по реализации проектно-исследовательской деятельности и практический материал.

Современный педагог начальной школы ищет новые пути для развития у учеников творческих способностей, умения ориентироваться в мире информации. Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность является разновидностью творческой деятельностью, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время, предоставляя им реализовать свои способности и удовлетворить познавательные интересы.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу.

Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями:

- направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;

- формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.

Проектно-исследовательская деятельность является видом научно-исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, открывающего новые знания для себя, идентичны по своей сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания (5). В своей проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют следующие этапы, которые непосредственно имеют место  в научном исследовании: выявление проблемы, изучение данных, информации и др. Используя методы сходными с научными: наблюдения, сравнения, измерения и др.

Реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователя. Важно учитывать, что проектно-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления.

Процесс проектно-исследовательской деятельности реализуется согласно следующим этапам:

  1. Выбор темы;
  2. Постановка цели и задач исследования;
  3. Планирование исследования;
  4. Выбор методов;
  5. Поиск информации;
  6. Проведение анкетирования, наблюдения, опросов;
  7. Формирование выводов;
  8. Представление результатов;
  9. Анализ своей деятельности и самооценка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Маслова О.Н.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Барнуковка

        Саратовской области

        Балтайского района

Оглавление

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _    3стр

Теоретические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __  3-5стр

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников МБОУ СОШ с.Барнуковка» (материалы из опыта работы)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   6стр

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской

деятельности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  7-11стр

Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  12стр

Введение

В данном методическом пособии рассматриваются теоретические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, а также методические рекомендации по реализации проектно-исследовательской деятельности и практический материал.

Современный педагог начальной школы ищет новые пути для развития у учеников творческих способностей, умения ориентироваться в мире информации. Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность является разновидностью творческой деятельностью, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время, предоставляя им реализовать свои способности и удовлетворить познавательные интересы.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу.

Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями:

- направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;

- формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.

Проектно-исследовательская деятельность является видом научно-исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, открывающего новые знания для себя, идентичны по своей сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания (5). В своей проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют следующие этапы, которые непосредственно имеют место  в научном исследовании: выявление проблемы, изучение данных, информации и др. Используя методы сходными с научными: наблюдения, сравнения, измерения и др.

Реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователя. Важно учитывать, что проектно-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления.

Процесс проектно-исследовательской деятельности реализуется согласно следующим этапам:

  1. Выбор темы;
  2. Постановка цели и задач исследования;
  3. Планирование исследования;
  4. Выбор методов;
  5. Поиск информации;
  6. Проведение анкетирования, наблюдения, опросов;
  7. Формирование выводов;
  8. Представление результатов;
  9. Анализ своей деятельности и самооценка.

Наличие подобных этапов и нового продукта как результата деятельности характерно для творчества, поэтому неоспорим тот факт, что проектно-исследовательская деятельность является деятельностью творческой.

В педагогическом словаре творческая деятельность трактуется как форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существующего; стимулом к которой служит проблемная ситуация.

Умения проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Проектно-исследовательские умения мы рассматриваем, как способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне.

Проект предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности, от постановки проблемы до презентации результатов своей работы. Для формирования успешной реализации проектно-исследовательской деятельности школьников выделим следующие умения:

  1. Умения, поисковые, т.е. выбор темы, постановка цели и задач исследования, применение доступных методов исследования;
  2. Умения работать с информацией, т.е. находить источник информации, умения работать с текстом, выделять главное, формулировать вывод.
  3. Умения организовать свою работу, т.е. организовать свое рабочее место, планирование работы;
  4. Умения представить результат своей работы, т.е. использовать различные формы представления, уметь задавать и отвечать на вопросы, красиво и правильно говорить;
  5. Умения оценочные, т.е. оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки.

Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы педагогические условия:

- Любые занятия в начальной школе должны отвечать определенным требованиям, сформированным ещё Я.А.Коменским: доступность, посильность, соответствие детской природе. Знания об проектно-исследовательской деятельности, должны быть адаптированы для детского понимания, методы, используемые в обучении, связаны с активной деятельностью. Таким образом, обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы.

- Общеизвестно, что любая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это движущая сила любого действия. Мотивационные основы: потребность в новых знаниях; достижение значимого результата; приобретение опыта (4). Можно учить ребенка, но нельзя научить без его желания. Соответственно, необходимо сделать проектно-исследовательскую деятельность для учеников яркой, привлекательной, интересной, используя все возможные средства.

- Для организации проектно-исследовательской деятельности учитель должен обладать определенными качествами: владеть знаниями об проектно-исследовательской деятельности; стремится реализовать личностный подход к учащимся; включится в сотрудничество и сотворчество; обладать творческим потенциалом.

- Необходима четкая организация и направленность проектно-исследовательской деятельности. Важно постоянно, систематически включать учащихся в разнообразные формы проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, необходимо наличие четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования проектно-исследовательских умений младших школьников.

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число младших школьников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования и исследования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей младшего школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

Для формирования выделенных показателей на уроках в 1-2 классах в качестве подготовки к последующей работе по совместной проектно-исследовательской деятельности проводились занятия, в ходе которых дети, объединяясь в группы, обсуждали вопросы, интересующие их тем: «Профессия родителей глазами детей», спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы.

Среди проектов, которые вызвали у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такие: индивидуальный проект-исследование «Автопортрет класса», индивидуальный проект «Чтобы было все как в сказке, надо очень много краски» - иллюстрированный проект, посвящённый созданию красок, групповой проект «Календарь классных дел».

В творческих заданиях по курсу «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков) заложены темы, которые могут быть также разработаны как ученические проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Реклама овощей» (1кл), «Красная книга  Саратовской  области или они могут исчезнуть» (2кл.), после изучения темы «Дикие и домашние животные» (2кл.) дети выполняли индивидуальные проекты. Такие как: «Кто поможет бездомным собакам?», «Ох, уж эти кошки!», «Кто самый быстрый?». В процессе работы определили круг исследуемых вопросов, были представлены интересные факты.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Сам проект до этапа презентации стараются держать в секрете.

  1. Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности

Проект «Овощной марафон»

1 класс

Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини-доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний.

Задачи. 

Познавательные: расширять представления об овощах: о многообразии их сортов, истории их появления в нашей стране, способствовать поиску новой информации.

Речевые: формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.

Воспитательные: формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности детей.

Предполагаемые результаты. Изготовление стендовых презентаций об овощах. Связные логически оформленные сообщения детей по теме. Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности.

План мероприятий в рамках проекта:

  1. Выставка «Удивительные овощи». Участники: дети. Результат: мотивация детей на предстоящую деятельность.
  2. Сбор информации: рассматривание энциклопедий, подбор иллюстраций, вырезок из газет, открыток. Участники: дети, учитель, родители.
  3. Выбор темы для познавательного сообщения. Участники: дети.
  4. Составление плана-сообщения. Участники: дети, учитель.
  5. Оформление газеты. Участники: дети, родители. Результат: выпуск газет.
  6. Презентация газеты (стенда): заслушивание мини-докладов с опорой на модель. Участники: учитель, дети. Результат: фотографии.
  7. Досуг: представление «Рекламы овощей» на празднике Осени. Участники: дети, родители, учитель. Результат: чувство удовлетворения всех участников.

Проект «Календарь классных дел».

1 класс

Цель: придумать календарь 1 класса.

Задачи: Познавательные: выяснить, что такое календарь, расширить представления о многообразии календарей, истории их появлении.

Речевые: формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.

Воспитательные: формировать интерес к дизайнерской работе, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности детей.

Предполагаемые результаты. Изготовление календаря. Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности.

План мероприятий в рамках проекта:

  1. Выставка фотографий «Первый раз в первый класс». Участники: дети. Результат: мотивация детей на предстоящую деятельность.
  2. Сбор информации: рассматривание энциклопедий, подбор иллюстраций, фотографий, открыток. Участники: дети, учитель, родители.
  3. Выбор темы для познавательного сообщения. Участники: дети.
  4. Составление плана-сообщения. Участники: дети, учитель.
  5. Оформление календаря. Участники: дети, родители. Результат: выпуск календаря.
  6. Презентация календаря: заслушивание мини-докладов с опорой на модель. Участники: учитель, дети. Результат: календарь.
  7. Досуг: представление проекта «Календарь классных дел» на творческой конференции «Наука. Творчество. Исследование», в школе  

Участники: дети, родители, учитель. Результат: чувство удовлетворения всех участников.

Примеры планов детских проектно-исследовательских работ

1 класс.

Индивидуальные краткосрочные проекты-исследования

Автор:  Максим К.1 класс; тема «Кактусы»

Цель: узнать как можно больше о кактусах.

Задачи: 1) Выяснить, где находится родина кактусов; 2) Рассмотреть многообразие форм и разновидностей кактусов; 3) Выяснить, что интересного связано с этим растением.

План: 1. Родина кактусов. 2. Разновидности кактусов. 3. Интересное о кактусах.

Комментарии: Каждый параграф занимает страницу, где расположен текст и рисунок или картинка. Первая часть посвящена описанию родины кактусов. Вторая – многообразию их форм и разновидностей, а также включает конкретные советы по уходу за этим растением. В последней части ученик предлагает разные блюда из кактусов.

Автор:  Полина И. 2 класс; тема «Матрешка»

Цель: узнать как можно больше о матрешке и придумать свою.

Задачи: 1) Выяснить, откуда появилась матрешка; 2) Описать, как выглядят разные матрешки; 3) Придумать эскиз своей матрешки.

План: 1. Как появилась матрешка в России. 2. Семеновская, Полхов-Майдановская и Загорская – сходства и отличия. 3. Авторские матрешки. 4. Придумать эскиз матрешек «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 5. Расписать заготовки матрешек.

Комментарии: Первая часть работы посвящена истории появления матрешки в нашей стране. Вторая часть содержит описание каждой матрешки, девочка сравнивает, чем они похожи и в чем отличия. Эта часть иллюстрирована картинками матрешек. В третьей части представлены авторские современные работы. Это фотографии из магазинов, где продают современную матрешку. Четвертая и пятая часть – это творческий проект. Ученица расписала по своему эскизу матрешек: сестрицу Аленушку и братца Иванушку.

2 класс

Групповой  проект-исследование в рамках тематики «Профессии родителей глазами детей»

Авторы:   Кирил К.,  Лаврент А.  по теме «Все профессии важны»

Цель: узнать о профессиях родителей.

Задачи: 1) Выяснить всё о профессиях родителей; 2) Определить какие профессии самые важные; 3) Найти стихи о профессиях или сочинить самим.

План: 1.Что такое профессия? 2. Профессии наших родителей. 3. Какие профессии важные…4. Стихи о профессиях. 5. Заключение.

Комментарий: Интересная, и, казалось бы, известная тема для детей позволила выявить много нового. В результате проведенной детьми работы, они: читали книги о профессиях; написали сочинения «Профессии моих родителей»; раскладывали анкеты по группам; искали и сочиняли стихи о профессиях. Ребята узнали, какие профессии есть в нашем городе. Выяснили, что все профессии  по-своему важны и нужны.  В своей работе они доказали, что важен труд каждого человека, а значит и каждого из нас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

Групповой  проект-исследование в рамках тематики «Подкормите птиц зимой»

Авторы:  Софья Д., Анжелина М., Анастасия Т. по теме «Помоги птицам зимой»

Цель: организовать «столовые» для птиц.

Задачи: 1) Изготовить кормушки и расположить их на открытом воздухе; 2) Провести акцию по сбору птичьего корма; 3) Провести исследования (изучить количество, видовой состав птиц, посетивших кормушки); 4) Сфотографировать  птиц; 5) Нарисовать рисунки; 6) Написать сочинения.

План: 1. Какие птицы зимуют в наших краях? 2. Питание птиц зимой. 3. Какие бывают кормушки? 4. Наши кормушки. 5. Наши наблюдения. 6. Рисунки, стихи и сочинения о птицах.

Комментарий: Выявив объем своих знаний, свои интересы и пожелания, учащиеся определили перспективу (составили план - “паутинку”) организации  своей работы в центрах активности: центр конструирования - изготовление совместно с родителями кормушек и приготовление кормовой смеси для птиц; центр наблюдений - наблюдения и счет результатов, сколько птиц прилетело, в какие дни прилетало больше; центр искусства - рисунок или фотография выходного дня; центр литературы - сочинить стихи или написать сочинение «Как я помог птицам зимой».  

Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий, ученики которые кормили птиц в течение 10-15 минут, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых. Результаты вносили в таблицу.  Ребята поняли, что получить положительные результаты возможно только совместными усилиями педагога, родителей и детей. Их труд был вознаграждён грамотой от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Саратовской области.

Индивидуальные самостоятельные проекты-исследования

Автор:  Виолетта Т. тема «Вкусные краски»

Цель: расширить свои знания о красках

Задачи: 1) Узнать, как появились первые краски, и как они назывались; 2) Выяснить первичный состав красок, сохранившихся до наших  дней; 3) Доказать, могли ли древние люди рисовать такими красками.                                                              

План: 1. Как люди научились рисовать. 2. Какие бывают краски. 3. Мои «вкусные» краски. Заключение.

Комментарий. В первой части Юля рассказывает о красках. Во второй части она доказывает, что существует пять красок-первоисточников. Приводит интересные данные, где и когда появилась краска-первоисточник. А также рассказывает о её составе. В результате она приходит к выводу, что все краски-первоисточники сделаны из природных компонентов. И в третьем параграфе она доказывает, что краску можно изготовить самим из натуральных компонентов. Юля приготовила «вкусные» краски из свёклы, ягод, киви, лимона и нарисовала несколько картин.

Автор:  Алина Т. тема «Автопортрет класса»

Цель: составить автопортрет класса.

Задачи: 1) Узнать, что такое темперамент? Составить на основе наблюдений портрет  «поведения» класса. 2) Что такое автопортрет? Анализ анкеты «Какой я?». 3) Создать  «Волшебный календарь». 4) Посчитать результат анкеты «Мир моих увлечений».

План: 1. Что такое темперамент? 2. Портрет «поведения» класса. 3. Автопортрет – какой я. 4. «Волшебный календарь». 5. Результаты анкеты «Мир моих интересов». Заключение.

Комментарий. В данной работе ученица составила психологический портрет класса. В ходе работы она провела анкетирование, а также наблюдала за поведением учащихся. Результаты анкет и наблюдений Даша представила в виде рисунков, таблиц и схем.

  1. Список литературы:
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  2. Исследовательская работа школьников // Научно-методический и информационно-публицистический журнал.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2004. №2.
  4. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: МГУ, 2000.
  5. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбор...

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....