Совместная работа семьи и школы по созданию интереса к учению.
методическая разработка (1 класс)

Шалыгина Светлана Евгеньевна

Доклад , презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.15 КБ
Файл pedosvet.pptx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа семьи и школы по созданию интереса к учению.

С.Е. Шалыгина

        Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь.

К.Д. Ушинский

      Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение длительного времени, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Взаимодействие семьи и школы.

    Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.  Так как все семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности,  невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

     Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Важно, чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если учитель и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

В организации взаимодействия школы и семьи необходимо опираться  на основные правила педагогики:

1. Использование мероприятий и действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей.

Нельзя использовать нравоучительный, назидательный, категоричный тон, так как это может быть источником обид, раздражения и неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических  «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношения учителя и родителей  - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, советы, совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ни в коем случае нельзя постоянно говорить родителям о детях только плохо. В таком случае у родителей пропадет желание идти в школу, где об их детях говорят только плохое, возникает негативное отношение,  как к школе, так и к педагогу.

2. Необходимо доверять воспитательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической культуры и активности в воспитании через беседы, собрания, школьные мероприятия, изучение специальной методической литературы. Многие родители, которые не имеют педагогической подготовки и  образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей и повышению их интереса к обучению

3. Очень важен педагогический такт учителя, недопустимы неосторожность грубого вмешательства во взаимоотношения в семье.

4. Жизнеутверждающий  настрой необходим в решении проблем вместе с родителями, нужно иметь в виду именно положительные качества ребенка, его сильные стороны, ориентироваться на успешное развитие личности. Не жалеть похвалы, если это заслужил ребенок. Родителям всегда радостно и приятно услышать добрые слова в свой адрес о своем ребенке.

Неоценимую помощь в повышении интереса к обучению оказывают совместные с родителями мероприятия, концерты, конкурсы, посещения театров, музеев.

5. Учитель вместе с родителями должен создавать ситуацию успеха, отмечать даже самые небольшие достижения ребенка. Воспитывать положительные эмоции по отношению к музыке, к искусству, к занятиям.

К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести:

     Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д. Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной.

     Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.                 Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
-особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.

Консультация  может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – соц.педагогом, психологом.
Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя несколько обязательных компонентов:
• Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса.
• Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
• Психолого- педагогическое просвещение.

      Открытые уроки – помогают родителям прочувствовать атмосферу в классном коллективе. День открытых дверей - радость от совместного сотрудничества, более близкого знакомства родителей, детей и учителей и несомненная польза для всех.
     Внеклассные мероприятия – совместные праздники с  родителями, экскурсии, поездки, походы, которые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие; совместные экскурсии на выставки, музей, – это возможность увидеть своих детей со стороны.      Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.

Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.

      Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе.  Во время индивидуальных бесед, консультаций, собраний для формирования интереса  к учебе родителям можно дать следующие рекомендации.

  1.  Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
  4. Покупайте и дарите книги, картины, развивающие игры.
  5. Помогайте ребенку выполнить трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте ему давать возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  6. Активно слушайте своего ребенка. Пусть он пересказывает прочитанное, делится впечатлениями.
  7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка.
  8. Создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
  9. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

      Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместная работа семьи и школы по созданию интереса к учению. С.Е.Шалыгина

Слайд 2

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Слайд 4

Взаимодействие семьи и школы. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Так как все семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Слайд 5

Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит , педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей . Важно, чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

Слайд 6

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Слайд 7

В организации взаимодействия школы и семьи необходимо опираться на основные правила педагогики: Использование мероприятий и действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей. Необходимо доверять воспитательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической культуры и активности в воспитании через беседы, собрания, школьные мероприятия, изучение специальной методической литературы . Очень важен педагогический такт учителя, недопустимы неосторожность грубого вмешательства во взаимоотношения в семье. Жизнеутверждающий настрой необходим в решении проблем вместе с родителями, нужно иметь в виду именно положительные качества ребенка, его сильные стороны, ориентироваться на успешное развитие личности. Учитель вместе с родителями должен создавать ситуацию успеха, отмечать даже самые небольшие достижения ребенка.

Слайд 8

К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести: Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д. Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя несколько обязательных компонентов. Открытые уроки – помогают родителям прочувствовать атмосферу в классном коллективе. Внеклассные мероприятия – совместные праздники с родителями, экскурсии, поездки, походы, которые сближают родителей и педагогов Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.

Слайд 9

Во время индивидуальных бесед, консультаций, собраний для формирования интереса к учебе родителям можно дать следующие рекомендации. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Покупайте и дарите книги, картины, развивающие игры. Помогайте ребенку выполнить трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте ему давать возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

Слайд 10

Активно слушайте своего ребенка. Пусть он пересказывает прочитанное, делится впечатлениями. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

Слайд 11

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

Проект: «Читаем всей семьей». Совместная работа семьи, школы, библиотеки.

Проект: "Читаем всей семьей". Совместная работа семьи, школы, библиотеки....

Родительское собрание Тема: Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Задачи:·         показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка;·         р...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

Родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению».

В данном материале прослеживается мысль о роли семьи и школы в формировании интереса к учению, о том, что ребенок должен стать главным содержанием наших мыслей и чувств. Ребенок не может быть дополнен...

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...