«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.
методическая разработка

Татьяна Владимировна Лисянская

 Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.

 Квест-технология является популярной игровой формой и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Квест  - игра»  как средство развития

    социально – коммуникативных качеств младших школьников.

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

 Насыщенная информационная  среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм  в практике школьного образования можно считать  Квест - игру. 

 Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.

 Квест-технология является популярной игровой формой и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность.

Поэтому на протяжении нескольких лет и учитывая специфику коррекционной школы,   мы в нашей школе широко применяем технологию квест-игры.

Зачем и для чего мы это делаем? С какой целью?

Чтобы:

- Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

- Стимулировать и развивать речевое творчество детей.  Способствовать проявлению исследовательской активности детей в процессе решения задач разных видов и поиску результата оригинальными действиями.

- Формировать осознанную потребность в двигательной и физической активности.

- Воспитывать уверенность, чувство собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности каждого ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Это, прежде всего, деятельность в которой учащиеся  самостоятельно или в группе  совместно со взрослым открывают новый практический опыт.

Главное в том, что мы  учителя  должны  не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. И здесь на помощь учителю приходит квест-игра, где педагог определяет образовательные цели,  формирует сюжетную линию. Педагог оценивает не только конечный результат, а и сам процесс деятельности учащихся, обеспечивает организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся и т.д.

Структура квеста такова:

1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.

6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся на дальнейшее изучение и исследование учебного материала.

Применяя квест-технологию в коррекционной школе, мы убедились в том, как она значима для учащихся:

 - Является привлекательной, позволяет активизировать их внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

 - Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

 - Обогащает сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

- Формирует унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

- Позволяет  учителю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач.

При работе над Квестом у учащихся  развивается ряд компетентностей:


- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений .

- формирование потребности добывать знания, выстраивать работу по алгоритму

- приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме.

- делает собственный выбор роли.
- пользуется разнообразными информационными источниками.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что квест очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им реализовываться в условиях коррекционной школы. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт. Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

  Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС.

Интернет- ресурсы:

4.https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-lepbuka-na-urokah-v-korrekcionnoy-shkole-4009526.html

5.http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html

6.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-lyepbuk-izgotovlenie-lyepbuka.html

7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/07/konspekt-master-klassa-dlya-pedagogov-po-izgotovleniyu-interaktivnoy

Электронные ресурсы

http://fb.ru/article/183600/interesnyie-zadaniya-dlya-kvestov-zadaniya-dlya-kvest

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247

http://www.zavuch.ru/methodlib/182/77324/#sthash.cp6LyDYy.dpbs

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/01/29/zhivye-kvesty-v-obrazovanii

http://pandia.ru/text/80/050/23458.php

http://www.refsru.com/referat-27670-1.html

http://www.myshared.ru/slide/1193253/

https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-24-oktabr-2014-universalny

http://gigabaza.ru/doc/162772.html

http://referatbox.com/14662/soderzhanie-uchebnogo-processa/

Список использованной литературы

Быховский Я.С Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.

Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banauka.ru/33.html.

Каравка А.А. Урок как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение, определенными компетенциями / Каравка А.А. // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - № 3. - с. 1-7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http //mir-nauki.com/PDF/45PDMN315. pdf.

Кузнецова Т.А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда // ИТО - Иваново - 2011 / Секция 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12.html.

Лопатников Л.И. Экономический и экономико-математический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lopatnikov.pro/

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - с. 272.

Полат Е.С. Метод проектов в интернет-образовании / Полат Е.С., Иосо Рао. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: teacherikt.21306s11.edusite.ru.

Путешествие по Книжному океану: методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению квест-игры / БУКОО Библиотека им. М.М. Пришвина» / А.Г. Ноготкова. - Орел. - 2013. - 36 с.

Сокол И.Н. Квест: метод или технология? / И.Н. Сокол // Компьютер в школе и семье. - 2014. - № 2. - с. 28-32.

10. Сокол И.Н.  Классификация квестов 

11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и развитие социальных компетенций у младших школьников

Распространение собственного педагогического опыта учителя...

Статья "«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникативных качеств младших школьников в коллективе»

«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникативных качеств младших школьников в коллективе»           Внимание многих психологов ...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Игра как средство развития мыслительных операций у младших школьников с ОВЗ

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выв...

ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"

Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...

Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ

laquo;Квест  - игра»  как средство развития     социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...

Дидактические игры как средство развития познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.

Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки вызывали у детей интерес. А как этого добиться?...