Формирование коммуникативных умений и развитие социальных компетенций у младших школьников
статья на тему

Тимофеева Татьяна Анатольевна

Распространение собственного педагогического опыта учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Формирование коммуникативных умений и развитие социальных компетенций у младших                  школьников.

        ( выступление на городском семинаре по воспитательной работе

        классного руководителя 1 – а  МБОУ СОШ №2 Тимофеевой Т.А.).

     

                                       Февраль 2013 года

      Одна из главных задач начальной школы – сформировать группу детей как учебное сообщество.Чтобы совместная работа детей стала возможной ( а в идеале, это не первый год обучения и даже не четвёртый), для этого необходимо учителю создавать соответствующие условия. В начальной школе – это ежедневная, трудоёмкая и терпеливая работа. Дети хотят общаться с учителем, сверстниками, но не знают и не умеют этого делать по правилам. Они хотят сотрудничать, но не получается, так как не развиты коммуникативные универсальные  учебные действия у детей в возрасте 6,5 – 7 лет.

        Основные критерии коммуникативных УУД: они прописаны во всех документах ФГОС ко всем урокам и предметам. Исследования готовности детей к обучению в школе предполагает и коммуникативную готовность ребёнка к общению с учителем и сверстниками. Она бывает очень низка!

Коммуникабельность – легкость вступления в общение с другим ( это свойственно очень маленькому количеству детей).

         Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем, в первую очередь, и сверстниками во вторую. Не услышал, не понял, не запомнил. А спросить боится.

Коммуникативность – это общение, нахождение общего языка, умение общаться с другими. Способы учебного сотрудничества в разных ситуациях: где мы сталкиваемся с коммуникативными УУД? Уроки, внеурочная деятельность и внеклассная работа, органы самоуправления. Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в первые месяцы в 1 классе – это неумение детей общаться между собой и с учителем, договариваться даже о правилах игры, которые тут же нарушают если что – то не понравилось; плакать и обижаться, если спросили не его, а другого, или дали выучить стихотворение к празднику товарищу по парте; стоять в строю первыми, а не вторыми или последними. Всё это приводит к эмоциональному дискомфорту ребёнка.

   Есть коммуниканты, но их очень мало. Это зависит от родителей, от воспитания в семье, от понимания ситуации самими детьми. Если дети видят, что в семье друг другу уступают, считаются с мнением каждого члена семьи, они не испытывают трудностей. В большинстве же капризны, эгоистичны и требуют к себе особого внимания, чем к остальным.

Одной из первых задач учителя подружить детей,( так как они разобщены - из разных детских садов, домашние дети) сплотить, увлечь общим делом. Положить начало формированию коллектива, а значит и коммуникативности детей. Мне помогают правила, которые я использую постоянно в работе с детьми.

«Унас закон един, слушают все, говорит один». Золотые правила дружбы, которые помещены в уголке. Занковские правила:

       Слушать, слышать и услышать.

        Смотреть, видеть и увидеть.

        Думать и задумываться.

         Радоваться и сопереживать.

       Первая четверть была посвящена изучению правил поведения в школе, на уроке, перемене, в столовой, на улице во время экскурсий, посещение театра, школы искусств.

Дети часто ябедничали, ругались, ссорились, обзывались, дрались и даже выражались нецензурной бранью. Не имели понятия, что надо уступить друг другу в чём – то, договориться по – хорошему, терпеливо выслушать. Единицы приходя в класс здоровались и уходя прощались. Всему приходилось учить. Изо дня в день, пока не стало нормой. Беседы, обсуждения различных поступков и проступков, игра «Волшебный стул», конкурс «лучший ученик» на уроке, «лучший ученик дня, месяца», звание «хороший товарищ», получая за это бонусы(смайлики). Просмотр видеофильмов о животных с обсуждением: Как существуют они рядом друг с другом, вместе? А как же мы люди, разумные существа поступаем по отношению друг к другу? Что же будет? Если мы не научимся совместно сотрудничать, уважать друг друга, бать терпимыми?

Уже по истечении полугодия начинаю замечать первые ростки учебного сотрудничества, пытаются решать возникшие проблемы неагрессивно. Проявляя дружелюбие.

      В классе есть уголок игр, где они обмениваются своими настольными играми. Много использую игр на занятиях кружков «Мир геометрии», «Я – исследователь», «Любительский театр», «С азбукой по родному краю». Проводим с родителями огоньки, праздники, сладкие столы с чаепитием именинникам. Учимся поздравлять, оформлять пожелания одноклассникам, делать коллажи стенгазет к праздничным датам. В подготовке к праздникам задействую всех без исключения учащихся, где поём и танцуем, инсценируем стихи и сценки, показываем миниатюры. Один раз в месяц пересаживаю детей, чтобы в течение года все посидели друг с другом. Сочетание на уроке обучения и воспитания позволяет строить коммуникативные отношения школьников. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

    В начале второй четверти провела анкету по теме «Школьная мотивация», из десяти вопросов. На вопросы «У тебя в классе много друзей?». Да – ответили 15 уч – ся, нет – 5.

«Тебе нравятся твои одноклассники?» Да – 18, нет – 2.

Провожу 1 раз в четверть «Самооценку своих достижений», где дети рисуют лесенку и оценивают свои достижения не только по умению читать, писать, считать, но и по умению дружить и общаться.

Фраза «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы к тебе относились» - не действует пока. Они её не понимают. Только коллективная и совместная работа, общее дело: со – действие, со – трудничество!!! Внутри реальной деятельности происходит становление личности и развиваются коммуникативные качества, которые ох как нужны нам и нашим детям в современной жизни.

Большое внимание уделяется проектированию во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

       Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. А одной из задач – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров;

доброжелательно и чутко относиться к людям;

сопереживание, разрешение конфликтов;

формирование социально адекватных способов поведения, использование правил вежливости.

Ведение портфолио в начальной школе – незаменимый помощник в воспитании коммуникативности детей.

Социальное направление: кружок «Любительский театр» 1 раз в неделю, где все построено на воспитательных технологиях, способствующих формированию коммуникативной культуры и социальных компетенций учащихся:

1.Готовность слушать собеседника и вести диалог

2.Готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою.

3. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, быть корректным, оценивать события, соблюдать этикет, адекватно действовать и т. д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков как основа комптентности младшего школьника

Данная тема актуальна в свете решения задач по внедрению новых ФГОСов, поскольку  закладывает основу для формирования каждого компонента учебной деятельности младшего школьника. Без формирования ...

Формирование общеучебных умений и навыков как основа компетентности младшего школьника

Презентация иллюстрирует доклад по одноимённой теме, представляет приёмы работы над общеучебными умениями и навыками....

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...