Формирование общеучебных умений и навыков как основа комптентности младшего школьника
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Данная тема актуальна в свете решения задач по внедрению новых ФГОСов, поскольку  закладывает основу для формирования каждого компонента учебной деятельности младшего школьника. Без формирования обобщённых способов действияй и овладения универсальными учебными действиями невозможно личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Данная работа содержит некоторые конкретные приёмы работы  по формированию общеучебных  умений и навыкоав.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учебное заведение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов»

город Выборг

Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников.

                                                                                                               

       

              Модернизация общего образования привело к новой модели начальной школы, к переходу от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к развитию личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Главной задачей учителя  начальной школы стала задача научить учеников учиться, а не давать готовые знания.

Отсюда такое большое внимание  к формированию  общеучебных умений навыков.

В Стандартах нового поколения  выделены 5 основных групп общеучебных умений и навыков.

 К каждой группе разработаны   требования, меняющиеся от класса к классу.

1.Учебно-организационные умения.

   Учебно-организационные общеучебные умения и навыки :…..(слайд 1-6)

Программные требования….

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями.  

1.Работа над организационными  начинается с первых дней в школе. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места.

Особенно много предметов находится на парте на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. С первых дней выясняем, почему  одни предметы всегда должны лежать  справа,  другие  - слева, книги, а третьи  – перед собой. Чтобы убедиться в целесообразности такого расположения учебных принадлежностей, меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются в целесообразности порядка на рабочем месте.

Другой приёмы работы – организация деятельности на уроке…. 7слайд
2. Учебно- деятельностные

Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Это положение определяет группу учебно-деятельностных  умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков

Основа любой деятельности – мотив. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.  Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе.

Важным этапом процесса  организации учебной деятельности  является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. 

Пример постановки … фрагмент урока окружающего мира…..

Проверить уровень сформированности  умения  принимать  учебную  задачу  помогают …(дети работают полностью самостоятельно)

Другим важным компонентом учебной деятельности являются учебные действия. 

  • Составление памятки – эффективный приём для формирования обобщённого способа действий.
  • Опорные схемы напоминают учащимся те   теоретические сведения, которые помогут им точно выполнить задание.

Особое  место отводится  самоанализу и самоконтролю    деятельности.

Основной приём – памятки (закрепляют алгоритм умственных действий)

Работа над этим видом умений проходит в трёх направлениях:

  • Совместное определение оценочных критериев
  • Как не допустить ошибку?
  • Как найти и исправить?
  • Определение критериев оценки работы по развитию речи приводит к ….

3.Учебно-интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало.

Организация исследовательской деятельности.

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно – интеллектуальных умений.

 Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный.

Учитель сообщает, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом:

«Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». 

Далее они доказывают своё мнение и приходят к выводу, который и является ответом на вопрос.

 Частично- поисковые методы применяем на уроках русского языка во время словарной работы , исследуя слово с точки зрения разных разделов науки о языке.

В программе «Гармония», которая реализует принципы развивающего обучения, исследовательская  деятельность заложена в виде вопросов и заданий.

Небольшие вопросы помогают выполнять важную роль – учить детей задавать вопросы.
4.
Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Работу ведём в двух направлениях:

1.Максимально полное  использование материалов учебника.

2.Использование дополнительной литературы

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования.  Требует от учащихся не только обращения к различным источникам информации, но и выполнение практических работ, экспериментов, моделирования, составления рассказов на заданную тему.

Используем метод как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

5 .Учебно- коммуникативные умения помогают школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать.

В связи с этим большое внимание уделяем слушанию и включению в разговор третьего лица с объяснением чего – либо своему сверстнику, с дополнениями, с высказыванием своей точки зрения. Диалог должен происходить  не только между учителем и учеником, но и между учащимися. Этому способствует работа в парах, а также работа по исправлению ошибок и недочётов, допущенных учащимися на доске. Учим не исправлять сразу ошибку, а выступать в роли «помогаев». В 1 классе сама помогаю найти ошибку, последовательно задавая вопросы и привлекая других учащихся.

Такая работа учит детей культуре диалога, развивает речь, орфографическую зоркость, создаёт благоприятную обстановку сотрудничества на уроке.

Список литературы:

  1. «Учитель года России». М., ГИЦ, 2000 г., с. 44, 45.
    Е.А. Родионова «Олимпиада».
    Ж. «Начальная школа» № 5-2001г., с. 109.
    Ж. «Школа 2100» № 6-2002 г., с. 150.
    М.М. Безруких , С.П. Ефимов «Знаете ли вы своего ученика» , с. 5.
  2. С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина «Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях., М., «Просвещение», 2010.
  4. Стандарты второго поколения. Планируемые резуль таты начального общего образования. //Под ред.Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой, 2-ое издание.  М., «Просвещение», 2010.
  5. Стандарты второго поколения. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.//  А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2-ое издание.  М., «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников

Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....

Формирование общеучебных умений и навыков как основа компетентности младшего школьника

Презентация иллюстрирует доклад по одноимённой теме, представляет приёмы работы над общеучебными умениями и навыками....

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников в сфере ФГОС

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.В современном обществе повышаютс...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...