Особенности обучения детей с ОВЗ
презентация к уроку

Пшенникова Наталья Викторовна

Выступление на школьном семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила учитель начальных классов

Школы № 36 г. Улан-Удэ

Пшенникова Н.В

Тактильная память-ощущение прикосновения

Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Выкладывание по памяти»
Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.
«Выучи стихотворение»
Ребенку зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.
«Запомни картинки»
Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок.

«Запомни слова»
Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.
Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?»).
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Буквы»
Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика организации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Подготовила:Учитель начальных классов школы №49 г. Улан-Удэ Пшенникова Н.В

Слайд 2

Кто такой ребёнок с ОВЗ? Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 3

Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 г. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г.

Слайд 4

Основные организационные модели реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ В образовательных организациях Обучение в стационарах мед.организаций и соц.защиты Вне образовательных организаций Специальные коррекционные образовательные организации Специальные коррекционные классы (группы) в образовательных организациях Совместное обучение с другими обучающимися в образовательной организации Структурные подразделения образовательных организаций в медучреждениях Обучение в классе Обучение на дому Самообразование Семейное образование

Слайд 5

Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованием Стандарта Вариант 1 – уровень развития ребенка близок к возрастной норме. Среда обучения Нормально развивающиеся сверстники. Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей. Вид программы ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план. Аттестация Аттестат. Имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ.

Слайд 6

Вариант 2 – на начало обучения ребенка очевидны задержки развития. Среда обучения Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы. Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Пролонгированы. Вид программы Адаптированные образовательные программы. Аттестация По завершению освоения Программы определенного уровня, обучающиеся с ОВЗ получают документы, предусмотренные законодательством по итогам промежуточной и/или итоговой аттестации. ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

Слайд 7

Вариант 3 – выраженные нарушения развития. Среда обучения Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях. Конечный результат усвоения содержания образования Образование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Пролонгированы. Вид программы Адаптированные образовательные программы. Аттестация Обучающимся с ОВЗ выдается свидетельство об обучении. Имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

Слайд 8

Вариант 4 – значительные, комплексные нарушения развития. Среда обучения Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания Конечный результат усвоения содержания образования Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося. Сроки обучения Пролонгированы. Вид программы Индивидуальные специальные образовательные программы. Аттестация Выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной.

Слайд 9

Варианты Стандарта для категорий детей с ОВЗ Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО Глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3 Слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 С тяжёлыми нарушениями речи 5.1, 5.2 С нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 С задержкой психического развития 7.1, 7.2 С расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пр. №1599, вариант 1 Пр. №1599, вариант 2

Слайд 10

Технологии психолого-педагогического сопровождения Выделение детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой); Оценка особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи; Проведение междисциплинарных консилиумов специалистов, что способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения; Построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

Слайд 11

Оценка внутригрупповых взаимоотношений , для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения; Коррекционно-развивающая работа с включаемыми детьми и с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства; Психокоррекционная работа с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

Слайд 12

Основные направления программы адаптации (интеграции) Нарушения Направления программы адаптации (интеграции) Коммуникативные Формирование алгоритма учебной деятельности. Индивидуальный подбор способов предъявления, выполнения учебного материала и оценки. Коррекция письменной речи. Развитие навыков общения с взрослыми, сверстниками в социально-значимых ситуациях. Развитие творческих и других способностей. Обучение русскому языку и основам русской культуры (для иностранцев) Сенсорные Индивидуальный подбор способов предъявления, выполнения учебного материала и оценки. Развитие учебной деятельности с опорой на ведущий вид восприятия. Формирование алгоритма учебной деятельности. Двигательные Формирование алгоритма учебной деятельности. Развитие учебных навыков с использованием специальных приспособлений. Развитие учебных навыков с опорой на ведущий вид восприятия. Индивидуальный подбор способов предъявления, выполнения учебного материала и оценки учебных заданий.

Слайд 13

Структура урока при внутренней дифференциации Этапы урока Методы и приёмы Организация работы по ООП Организация работы по АООП Орг.момент Словесные Общие для всех детей класса Проверка дом.задания Словесные, практические Фронтальный опрос, проверка, взаимопроверка Инд. проверка Повторение изученного Словесные, практические Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам Подготовка к восприятию нового материала Словесные, наглядные Беседа Беседа по вопросам, соотв. уровню развития детей Изучение нового материала Словесные, практические, наглядные Объяснение нового материала … с опорой на наглядность и работой над алгоритмом Закрепление изученного Словесные, практические Выполнение упражнений. проверка Работа над усвоением нового материала (по алгоритму) Итог урока Словесные Общие для всех детей класса Инструктаж по выполнению дом.задания Словесные Уровень дом.задания для детей с нормой развития Уровень дом.задания для детей с ОВЗ

Слайд 14

Психолого-педагогические особенности развития и трудности обучения младших школьников с ЗПР

Слайд 15

Классификации ЗПР Классификация К.С. Лебединской (1986): ЗПР конституционального генеза; ЗПР соматогенного генеза; ЗПР психогенного генеза; ЗПР церебрально-органического генеза.

Слайд 16

Характерные особенности детей с ЗПР низкий уровень познавательной активности ; незрелость к мотивации учебной деятельности; снижение работоспособности ; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; неравномерность проявлений недостаточности развития; несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту; недостаточная сформированность умственных операций ; замедленный темп переработки информации; отставание в речевом развитии.

Слайд 17

Особенности восприятия низкий уровень развития восприятия (недостаточная полнота и точность, ограниченность, фрагментарность); затруднён процесс узнавания предметов , предъявляемых в непривычном ракурсе; замедленность рассматривания предъявляемых объектов; снижение активности восприятия; затрудняются в построении целостного образа и выделении объекта на фоне других; наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер;

Слайд 18

Нарушения восприятия у младших школьников с ЗПР приводят к затруднениям в овладении навыками чтения и письма (часто смешивают сходные по начертанию буквы и их элементы, близкие по акустическому признаку буквы и т.п.); отрицательно влияет на восприятие ухудшение внешних условий восприятия: недостаточная освещённость, частая смена объектов восприятия, необходимость выявления нескольких сенсорных сигналов одновременно.

Слайд 19

Особенности внимания недостаточная сформированность и повышенная истощаемость произвольного внимания; дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, распределения, объёма, повышенная отвлекаемость или инертность ; инд.различия невнимания: у первой группы детей максимальное сосредоточение внимания наблюдается в начале урока, учебного дня; у второй группы – сосредоточение внимания наступает не сразу, требуется постепенная врабатываемость, осуществление какой-либо деятельности; у третьей группы – наблюдается периодичность сосредоточения внимания на протяжении всего урока; периоды устойчивой произвольности внимания чередуются с рассеянностью);

Слайд 20

Нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР препятствуют реализации мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

Слайд 21

Особенности памяти более длительный период приёма и переработки сенсорной информации; снижение объёма кратковременной и долговременной памяти; недоразвитие произвольного и непроизвольного запоминания; недостаточная продуктивность произвольной памяти, неточность и трудность воспроизведения, обусловленная снижением познавательной активности; недостаточно сформированы умения использования рациональных, опосредованных способов запоминания ; наглядный материал запоминают лучше, чем вербальный;

Слайд 22

Нарушения памяти у детей с ЗПР являются одной из основных причин неуспеваемости учащихся: плохое усвоение содержания текстов, таблиц, схем; трудности удержания в уме цели и условия задач, упражнений, других учебных заданий.

Слайд 23

Особенности мышления неравномерность развития всех форм мышления у каждого конкретного ребёнка; неумение ставить перед собой конкретную цель при самостоятельном решении мыслительных задач; отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач; отсутствие поэтапного планирования умственных действий; непонимание важности поиска рациональных способов решения интеллектуальных задач; снижение уровня сформированности всех мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, переноса; стереотипность мышления, его шаблонность;

Слайд 24

Нарушения мышления у детей с ЗПР вызывают затруднения в обучении: дети плохо владеют общепринятыми терминами и понятиями; недостаточно сформировано умение выделять части предметов и устанавливать между ними отношения; дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений, не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций; из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи; значительно снижены продуктивность и динамичность умственной деятельности, отсутствует контроль за результатами своей работы.

Слайд 25

Особенности эмоционально-волевой сферы несформированность произвольной регуляции поведения ; отсутствие или слабость учебной мотивации , преобладание игровых интересов над учебными; повышенная утомляемость , которая при нарастании проявляется в медлительности или импульсивности; немотивированные расстройства настроения (слезливость, капризность, сонливость, болтливость и т.п.); эмоциональная неустойчивость , вспыльчивость, конфликтность .

Слайд 26

Взаимодействие специалистов Учитель реализует коррекционное направление в ходе индивидуального подхода к детям на уроке (при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся). Психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений психического развития ребёнка и определения его индивидуальных потребностей; проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. Дефектолог проводит индивидуальные и групповые занятия (на практике это делает учитель).

Слайд 27

Общие рекомендации учителю Обучение должно быть осмысленным; На каждом уроке должны сталкиваться типы объяснения «от простого к сложному» и «от общего к частному»; Эффективное обучение должно быть не «мультимедийным», а «мультимодальным»; В эффективном обучении должна использоваться не «интерактивность», а совместная продуктивная деятельность.

Слайд 28

давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика; учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность (период врабатывания); изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении); не предъявлять для выполнения ребёнку сразу более одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы; использовать групповые методы работы на уроке, при которых каждый ученик делает посильную для него часть задания, выполнение которой ведёт к достижению общего результата; устраивать паузы активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями или расслаблением;

Слайд 29

использовать в процессе обучения игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры; создавать ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны; поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка; избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику; ввести знаковую систему оценивания, поощрять хорошее поведение и успехи в учёбе, хвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием; ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов в классе (картин, стендов и т.п.); по возможности придерживаться постоянного расписания занятий, т.к. дети с ЗПР отличаются забывчивостью; совместно с психологом помогать ребёнку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе.

Слайд 30

методические приемы Поэтапное разъяснение заданий последовательное выполнение заданий повторение учащимся инструкции к выполнению задания близость к учащимся во время объяснения задания. Перемена видов деятельности подготовка учащихся к перемене вида деятельности чередование занятий и физкультурных пауз предоставление дополнительного времени для завершения задания предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения использование упражнений с пропущенными словами/предложениями дополнение печатных материалов видеоматериалами обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки разрешение переделать задание, с которым он не справился оценка переделанных работ использование системы оценок достижений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с разным каналами восприятия

 Известно, что дети по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. У раз...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии кон...

Особенности обучения детей с ОВЗ с использование СОР.

Основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траект...

Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности

Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....

Особенности обучения детей с РДА в классе.

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом в классе....