проектная деятельность в 1 классе
методическая разработка (1 класс)

Кузнецова Надежда Викторовна

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_1_klasse.doc164.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Проектная деятельность в 1 классе.

 Пояснительная  записка.

   Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

  Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-х классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

   Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

    Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.

   Главная цель программы : развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных , творческих , коммуникативных  способностей.

    Задачи:

   - познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  - мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  - прививать интерес к исследовательской деятельности.

   Курс « Узнаем сами» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

   Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

  Проектно- исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем сами» имеет отличительные особенности:

  - имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

 

  -в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер , что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  -проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  -проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;

  -проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  -в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  -реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.

   Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

  Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта).

  Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

  Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

  Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы :  географический аспект,  исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)

   Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.

   Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по

Изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе ( возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

  Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе ,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.

    Какие бывают типовые проекты?  

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой .Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).

 К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- концерты;

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

Основные принципы программы.

Принцип системности. ( реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом ).

Принцип гуманизации. ( уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей ).

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип обратной связи ( каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение ).

Принцип успешности.

Принцип стимулирования.

Планируемые результаты.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированные действия.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

На курс «Узнаем сами» отводится по одному часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

                           Тематическое планирование для 1 класса.

№  п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

проведения

1. Введение (1 час)

1.

Что такое проект.

1

2. Учимся делать проекты (7ч.)

2.

Что такое проблема.

1

3.

Как мы познаем мир.

1

4-5.

Школа «Почемучек»

2

6-7.

Удивительный вопрос.

2

8-9.

Источники информации.

2

3. Мы узнаем сами. ( 23 часа)

10-11.

Эти важные буквы ПДД !

2

12-14 .

Скоро праздник НОВЫЙ ГОД !

3

15-16.

Алфавит.

2

17-19.

Игры наших бабушек и дедушек.

3

20-23.

Растения.

4

24-25.

Симметрия.

2

26-31.

Сказки.

6

32-33.

Заключение (2ч.)Что мы узнали сами. Моя лучшая работа.

2

                                     Содержание программы. (33 часа).

Занятие 1.

Тема : Что такое проекты.

 Цель : Знакомство понятием « проект» , развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.

  Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.

   Понятия : проект, проблема, информация.

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель : ознакомить с понятием «проблема» , формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.

   Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».

  Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

   Понятия : наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятие 4-5.

Тема: Школа « Почемучек».

Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

   Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».

   Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.

  Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

   Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Проект  «Эти важные буквы- ПДД«.

Цель: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Презентовать свою работу.

 Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.

   Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Скоро праздник Новый год»    . Новогодние подарки. Новогодний концерт.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

  История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.

  Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.

Занятия 15-16.

Тема :  Проект «Алфавит» .

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: Систематизировать знания о знакомых детям буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

   История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

  Понятия: буква, алфавит.

Занятия 17-19.

Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».

          Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России ,привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

   Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

  Понятия: игра, товарищ, друг.

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

   Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Московской области.

  Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Занятия 23-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

  Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

   Понятия: симметрия.

Занятия 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

            Выбор темы школьного проекта.

             Моя любимая сказка.

             Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных.

             Сочиняем сказку.

             Театрализация сказки. (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

   Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

  Понятия: добро , зло, театр, спектакль, герои.

Занятия 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

          Материально-техническое обеспечение курса.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2021

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2020

3.Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2021.

4.Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточником. ММ: Издательский центр «Академия», 2019

Для обучающихся

1. Энциклопедия для детей Аванта+. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь том 23- М.Аванта +, 2018

2.Плешаков А.А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобр. Учреждений -М. «Просвещение», 2021

3. Мазуров А.Б. Сказ о Кирилле и Мефодии: Книга для чтения -М. «Учебная книга бис»,2017

4.ПДД для детей.-М. «Эксмо», 2020

Электронные ресурсы

1. Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/

2. Интернет-журнал «Затеево» http://zateevo.ru/

3. Красная Книга Московской области. Официальная интернет-версия. http://kkmo1.verhovye.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность". 2 класс

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их    ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...