проектная деятельность в 1 классе
методическая разработка (1 класс)
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_1_klasse.doc | 164.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в 1 классе.
Пояснительная записка.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-х классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.
Главная цель программы : развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных , творческих , коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Курс « Узнаем сами» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно- исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем сами» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
-в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер , что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
-проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
-проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;
-проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
-в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
-реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта).
Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы : географический аспект, исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)
Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.
Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по
Изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе ( возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе ,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.
Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой .Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).
К представлениям можно отнести:
- спектакли (в том числе кукольные);
- концерты;
- устные журналы (аналоги телепередач);
- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
- показ моделей одежды.
К изготавливаемым изделиям можно отнести:
- тематические выставки рисунков, поделок;
- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
- видеожурналы и видеофильмы.
Основные принципы программы.
Принцип системности. ( реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом ).
Принцип гуманизации. ( уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей ).
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип обратной связи ( каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение ).
Принцип успешности.
Принцип стимулирования.
Планируемые результаты.
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Сформированные действия.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели)
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
На курс «Узнаем сами» отводится по одному часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
Тематическое планирование для 1 класса.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения проведения |
1. Введение (1 час) | |||
1. | Что такое проект. | 1 | |
2. Учимся делать проекты (7ч.) | |||
2. | Что такое проблема. | 1 | |
3. | Как мы познаем мир. | 1 | |
4-5. | Школа «Почемучек» | 2 | |
6-7. | Удивительный вопрос. | 2 | |
8-9. | Источники информации. | 2 | |
3. Мы узнаем сами. ( 23 часа) | |||
10-11. | Эти важные буквы ПДД ! | 2 | |
12-14 . | Скоро праздник НОВЫЙ ГОД ! | 3 | |
15-16. | Алфавит. | 2 | |
17-19. | Игры наших бабушек и дедушек. | 3 | |
20-23. | Растения. | 4 | |
24-25. | Симметрия. | 2 | |
26-31. | Сказки. | 6 | |
32-33. | Заключение (2ч.)Что мы узнали сами. Моя лучшая работа. | 2 |
Содержание программы. (33 часа).
Занятие 1.
Тема : Что такое проекты.
Цель : Знакомство понятием « проект» , развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия : проект, проблема, информация.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель : ознакомить с понятием «проблема» , формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.
Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаем мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия : наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятие 4-5.
Тема: Школа « Почемучек».
Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Проект «Эти важные буквы- ПДД«.
Цель: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Презентовать свою работу.
Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.
Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Скоро праздник Новый год» . Новогодние подарки. Новогодний концерт.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.
Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.
Занятия 15-16.
Тема : Проект «Алфавит» .
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: Систематизировать знания о знакомых детям буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
Занятия 17-19.
Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России ,привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Московской области.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 23-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятия 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа).
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро , зло, театр, спектакль, герои.
Занятия 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Материально-техническое обеспечение курса.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2021
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2020
3.Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2021.
4.Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточником. ММ: Издательский центр «Академия», 2019
Для обучающихся
1. Энциклопедия для детей Аванта+. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь том 23- М.Аванта +, 2018
2.Плешаков А.А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобр. Учреждений -М. «Просвещение», 2021
3. Мазуров А.Б. Сказ о Кирилле и Мефодии: Книга для чтения -М. «Учебная книга бис»,2017
4.ПДД для детей.-М. «Эксмо», 2020
Электронные ресурсы
1. Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/
2. Интернет-журнал «Затеево» http://zateevo.ru/
3. Красная Книга Московской области. Официальная интернет-версия. http://kkmo1.verhovye.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.
Рабочая программа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность". 2 класс
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...