Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
рабочая программа на тему

Надежда Константиновна Беллер

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей   /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./; методического  пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е  изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Причулымская средняя школа»

Ачинского района Красноярского края

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол №____

от «       »                              2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по воспитательной работе _______________О.А.Игнатенко

«      »                                     2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Причулымская СШ»

_____________  С. В.Кураленко

Приказ №____________

от «      »                                  2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Основы проектной деятельности»

для обучающихся 1 класса

Направление развития личности обучающихсяобщеинтеллектуальное

Срок реализации  1  год  (33 часа)

Составитель программы  Беллер Надежда Константиновна, учитель начальных классов

Ф.И.О., должность

Педагог, реализующий программу Беллер Надежда Константиновна,

учитель начальных классов

п. Причулымский

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе:

-ФГОС НОО;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-программы формирования универсальных учебных действий;

- авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей   /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./;

- методического  пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е  изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2012г.

Курс «Основы проектной деятельности» - это дополнительное образование по общеинтеллектуальному направлению, связанное с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Во втором – четвертом классах по 34 часа (1час в неделю).

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе  творческих проектов  предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый обучающийся все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие обучающихся в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.  Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания обучающимися собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому  выполнение творческих проектов обучающимся интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу обучающемуся специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности обучающегося, направленной на создание им образовательных продуктов.  Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение  занятия «Основы проектной деятельности», как внеурочнойдеятельностьюобусловлено тем, что в последние годы  мощное движение все различных  конкурсов для младших школьников  дает интеллектуальное развитие обучающимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где каждый может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе. Обучающиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить  своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

 - обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира обучающимся;

- педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования;

  - неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения;

- знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах.

Практической значимостью данного курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Цель данного курса: развитие общеучебных умений и навыков. Теперь в начальной школе обучающегося должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений:

- универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться : навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации инфрмации;

- формирование у обучающихся мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

Основные задачи курса:

  • развивать исследовательские способности;
  • повышать степень самостоятельности  в деятельности;
  • повышать степень самостоятельности обучающегося, максимальное развитие его индивидуальных возможностей;
  • развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося;
  • формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Они предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов, которые отслеживаются педагогом.Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности обучающегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности  обучающихся.

Ценностные ориентиры в содержании программы

Ценность жизни–  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьикакпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченнойнормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Программа «Основы проектной деятельностью» ориентирована на применение широкого комплекса методик  добычи знаний. Она  построена на основе  методического  пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е  изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2012. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Принципы содержания курса:

  1. Принцип гуманистической направленности, который предполагает отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характеротношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.
  2. Принцип системности, предполагающий что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между

- основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным);

- урочной и воспитательной деятельностью;

- всеми участниками внеурочной деятельности.

3.  Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации

     деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

  1. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности.
  2. реализациюПринцип успешности и социальной значимости, который направлен на формирование у обучающихся потребностей в достижении лично значимых и коллективных результатов, создание ситуаций успеха в личностной и общественно-значимой деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихсяумения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательной деятельности;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Этапы реализации и их взаимосвязь:

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение обучающимися поисковых задач. Благодаря этому у них формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех обучающихся, а именно: повышение самооценки у тех обучающихся, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе слабо за счет отсутствия внимания.

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». Программа адресована обучающимся 1-4 классов и рассчитана на 135 часов (1 час в неделю).

1класс-33часа

2 класс -34 часа

3класс- 34часа

4класс- 34часа

Основные формы:

В преподавании курса используются  следующие формы работы с обучающимися:

  • Работа в малых группах;
  • Проектная работа;
  • Исследовательская деятельность;
  • Информационно-поисковая деятельность
  • Выполнение практических работ.

Основные технологии:

  1. Игровая
  2. Здоровьесберегающая
  3. ИКТ
  4. Развивающее обучение

Методы обучения:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой  обучающихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

 Знания и умения учащихся

Обучающиеся должны знать:

  • основные этапы создания проекта;

Обучающиеся должны уметь:

  • вносить свои размышления и дополнительные решения;
  • использовать приобретенные навыки для создания презентаций;
  • использовать полученные в процессе обучения знания при работе с компьютерными программами (Word, MicrosoftPowerPoint).

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности играет основную роль.

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и других). Обучающийся должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Содержание  внеурочной деятельности

В программе нет отдельно выделенных разделов, но каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

  Тетради «Учусь создавать проекты»   позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без  принуждения и продуктивно.

1- 2 классы

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

Проект.  Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

Наблюдение младших школьников за окружающим миром.   Знакомство  с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)

Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.

Практическая работа  на выдвижение гипотез, постановка цели проекта

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем  проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.

Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность обучающихся на выполнение творческих проектов.

Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с обучающимися.

Индивидуальная консультативная работа с обучающимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации  работы. Подготовка выступления. Практическая работа.

Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

1 класс

Название темы занятия

Вопросы для изучения

Кол-во часов

теория

практика

1

Кто я? Моя семья

Я, мои друзья, моя семья. Обучение умению  слушать других.

0,5 ч

0,5 ч

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

Понятие «хобби». Просмотр презентации «Мои увлечения»

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Учить читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. 

4

Как собирать материал?

Знакомство с понятием «формулировка». Обсуждение вопросов и диалога.

0,5 ч

0,5 ч

5

Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним

Знакомство с понятиями «помощник», «этап». Знакомство с этапами работы над учебным проектом на примере образца

0,5 ч

0,5 ч

6

Проблема

Знакомство с понятием «проблема». Учить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон.

7

Проблема. Решение проблемы

Учить составлять алгоритм решения проблемы

8

Гипотеза. Предположение

Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

9

Гипотеза. Играем в предположения

Учить выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники

10

Цель проекта

Знакомство с понятием «цель проекта». Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)

0,5 ч

0,5 ч

11

Задача проекта

Знакомство с понятием «задача проекта». Поиск способа или способов решения проблемы проекта.

0,5 ч

0,5 ч

12

Выбор нужной информации

Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

0,5 ч

0,5 ч

13

Интересные люди - твои помощники

Ролевые игры. Использование в речи    ранее изученных понятий.

1 ч

14

Продукт проекта

Знакомство с понятиями «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради.

15

Виды продукта. Макет

Выполнение исследования и работы над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради..

1 ч

16

Повторение пройденных проектных понятий

Исследовательская работа: составление сообщений. Ролевые игры

1 ч

17-18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

Знакомство с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Составление визитки.

19-20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление

Знакомство с понятием «мини-сообщение». Подготовка мини- сообщений и анализа стихотворения .

21

Выступление перед знакомой аудиторией

Ролевые игры. Участие  в диалоге. Изучение инструкции к подготовке выступления перед аудиторией.

22-23

Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Проведение опыта по окрашиванию одного цветка в разные цвета

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Работа в малых группах. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале

25-

26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Ролевые игры. Участие  в диалоге. Повторение правил, которые помогут выступить  перед незнакомой аудиторией Репетиция выступления перед аудиторией

27

Повторение. Давай вспомним

Беседа о результатах опыта, проведённого дома. Рисование водного транспорта по заданию учителя

1 ч

28

Играем в учёных. «Мобильные телефоны» Это интересно

Проведение опыта по изготовлению и использованию «мобильного» телефона

29

Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Проведение опыта по получению электричества с помощью волос

1 ч

30

Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно

Проведение опыта по изготовлению и использованию поилки для цветов

31

Тест «Чему я научился?»

Решение теста. Организация проверки заданий теста

32-33

Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектом. Советы на лето от Мудрого Дельфина

Интеллектуальные игры. Сочинение советов  выступающим перед аудиторией.

1 ч

1 ч

Итого

13 ч

20 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы занятия

Форма организации занятия

Содержание занятия,

 виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата

1

Кто я? Моя семья

Вводная беседа.

Беседа – размышление.

Участие в обсуждении вопросов беседы «Я, мои друзья, моя семья». Обучение умению  слушать других.

1

2.09

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

Просмотр презентации

Понятие «хобби». Просмотр презентации «Мои увлечения»

1

9.09

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

Беседа

Знакомство класса с темой. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Учиться читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

1

16.09

4

Как собирать материал?

Беседа - размышление

Знакомство с понятием «формулировка». Обсуждение вопросов и диалога.

1

23.09

5

Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним

Ролевые игры

Знакомство с понятиями «помощник», «этап». Знакомство с этапами работы над учебным проектом на примере образца

1

30.09

6

Проблема

Беседа

Знакомство с понятием «проблема». Учить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон.

1

7.10

7

Проблема. Решение проблемы

Беседа - размышление

Работать над сплочением коллектива и формированием команды

1

14.10

8

Гипотеза. Предположение

Беседа

Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

21.10

9

Гипотеза. Играем в предположения

Беседа – размышление

Игры

Учить выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники

1

28.10

10

Цель проекта

Мини-выступления

Знакомство с понятием «цель проекта». Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)

1

11.11

11

Задача проекта

Мини-выступления

Знакомство с понятием «задача проекта». Поиск способа или способов решения проблемы проекта.

1

18.11

12

Выбор нужной информации

Работа в малых группах

Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

1

25.11

13

Интересные люди - твои помощники

Работа в группах.

Ролевые игры

Ролевые игры. Использование в речи    ранее изученных понятий.

1

2.12

14

Продукт проекта

Исследовательская работа

Знакомство с понятиями «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради.

1

9.12

15

Виды продукта. Макет

Исследовательская работа: составление сообщений

Выполнение исследования и работы над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради..

1

16.12

16

Повторение пройденных проектных понятий

Мини - проекты

Исследовательская работа: составление сообщений. Ролевые игры

1

23.12

17-18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

Творческая работа

Знакомство с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Составление визитки.

1

1

13.01

20.01

19-20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление

Мини-сообщение

Знакомство с понятием «мини-сообщение». Подготовка мини- сообщений и анализа стихотворения .

1

1

27.01

3.02

21

Выступление перед знакомой аудиторией

Ролевые игры.

Пробное выступление

Ролевые игры. Участие  в диалоге. Изучение инструкции к подготовке выступления перед аудиторией.

1

10.02

22-23

Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Практическая работа (опыты)

Проведение опыта по окрашиванию одного цветка в разные цвета

1

1

24.02

2.03

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Работа в малых группах

Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале

1

9.03

25-26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Ролевые игры. Пробное выступление

Участие  в диалоге. Повторение правил, которые помогут выступить  перед незнакомой аудиторией Репетиция выступления перед аудиторией

1

1

16.03

23.03

27

Повторение. Давай вспомним

Творческая работа

Беседа о результатах опыта, проведённого дома. Рисование водного транспорта по заданию учителя

1

6.04

28

Играем в учёных. «Мобильные телефоны» Это интересно

Практическая работа (опыты)

Проведение опыта по изготовлению и использованию «мобильного» телефона

1

13.04

29

Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Практическая работа (опыты)

Проведение опыта по получению электричества с помощью волос

1

20.04

30

Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно

Практическая работа (опыты)

Проведение опыта по изготовлению и использованию поилки для цветов

1

27.04

31

Тест «Чему я научился?»

Решение теста

Самостоятельное выполнение теста . Организация проверки заданий теста. Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний

1

4.05

32-33

Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектом. Советы на лето от Мудрого Дельфина

Игры.

Самостоятель

ная работа

по оценке   умений и навыков приобретён

ных  в процессе проектной деятельности

Интеллектуальные игры. Сочинение советов  выступающим перед аудиторией.

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников

1

1

11.05

18.05

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:

  • умение выделять проблему;
  • умение ставить цель исследования;
  • умение формулировать гипотезу;
  • умение выделять объект и предмет исследования;
  • умение осуществить анализ результатов;
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения пректных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании обучающимися сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов

(2-3  класс)

Предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  1,2,3,4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  1,2,3,4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.

Компьютер

Мультимедийный проектор.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Список литературы для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • 2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Причулымская средняя школа»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе _______________О.А.Игнатенко

«      »                                     2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Причулымская СШ»

_____________  Н.П. Никулина

Приказ №____________

от «      »                                  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Основы проектной деятельности»

Направление развития личности обучающихся  общеинтеллектуальное

Учитель   Беллер Надежда Константиновна, высшая квалификационная категория

Уровень образования  начальное общее образование, 2 класс

п. Причулымский

2016 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе:

-ФГОС НОО;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-программы формирования универсальных учебных действий;

- авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей   /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./;

- методического  пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е  изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2012г.

Курс «Основы проектной деятельности» - это дополнительное образование по общеинтеллектуальному направлению, связанное с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю).

Содержание курса «Основы проектной деятельности»  

В программе нет отдельно выделенных разделов, но каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

  Тетради «Учусь создавать проекты»   позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без  принуждения и продуктивно.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

1- 2 классы

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

Проект.  Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

Наблюдение младших школьников за окружающим миром.   Знакомство  с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)

Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.

Практическая работа  на выдвижение гипотез, постановка цели проекта

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем  проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.

Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность обучающихся на выполнение творческих проектов.

Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с обучающимися.

Индивидуальная консультативная работа с обучающимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации  работы. Подготовка выступления. Практическая работа.

Представление результатов деятельности. Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Основные формы организации учебных занятий:

С учетом возрастных особенностей обучающихся используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе; (вариативный курс)
  • дискуссии, беседы.р
  • работа в малых группах;
  • проектная работа;
  • исследовательская деятельность.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:

  • умение выделять проблему;
  • умение ставить цель исследования;
  • умение формулировать гипотезу;
  • умение выделять объект и предмет исследования;
  • умение осуществить анализ результатов;
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

1.09

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

1

8.09

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

1

15.09

4

Выбор помощников работе над проектом

1

22.09

5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

1

29.09

6

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

1

6.10

7

Проблема. Решение проблемы

1

13.10

8

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

1

20.10

9

Цель проекта

1

27.10

10

Задачи проекта

1

3.11

2 четверть

11

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».  

1

17.11

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

24.11

13

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

1

1.12

14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»

1

8.12

15

Играем в учёных. Это интересно

1

15.12

16

Тест. «Чему ты научился?»

1

22.12

3 четверть

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

12.01

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

1

19.01

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

1

26.01

20

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

1

2.02

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.  

1

9.02

22

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

1

16.02

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

2.03

24

Тест  «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

9.03

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

16.03

26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

23.03

4 четверть

27

Играем в учёных. Это интересно

1

6.04

28

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности

1

13.04

29

Памятка жюри конкурса

1

20.04

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

27.04

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

4.05

32

Играем в учёных. Это интересно

1

11.05

33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам

1

18.05

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

25.05

Список литературы

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.  

  • Сизова Р. Ф., Селимова Р. Ф.  «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для

      1,2,3,4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам.

      Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность » 3 класс

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность 2 класс.

Проектная деятельность(1 час в неделю, 34 часа в год) Рабочая программа «Проектная деятельность» (социального направления) составлена в соответствии с требованиями Федерального госуда...