Формирование читательской грамотности на урокахрусского языка и литературного чтения. Автор Губарева Марина Михайловна
учебно-методический материал (4 класс)

Страница МО учителей начальных классов.

Предварительный просмотр:

     

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей. 

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека  вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская
грамотность.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 году.

 В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как:

  • готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),
  • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью,
  • ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

   

Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение  .

В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные
процедуры международного уровня
(PISA, PIRLS)

и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность.

Одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык, задания 6-8): «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста» по результатам ВПР-2021  сформировано у обучающихся 4-х классов лишь на 58% (результаты в среднем по Российской Федерации).
Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных процедур позволит учителям начальной школы успешно реализовывать ФГОС.

Выделяют  три уровня сформированности читательской грамотности, которые связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности обучающегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.

Средний уровень  читательской грамотности  предполагает понимание текстов  для читателей, еще неполностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все же  нуждаются в помощи.

Низкий уровень читательской грамотности  делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе
необходимо осуществлять поэтапно, соответственно уровням познания. И при этом , важно понимать что не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность.

 В работе учитель сталкивается  со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
А часть  детей не понимает смысла прочитанного, даже в тех
текстах, где основная мысль лежит на поверхности.


Поэтому перед учителем встают задачи –
Научить:

1. Осознанно, правильно, выразительно читать.
2. Извлекать из текста полезную информацию.
4. Работать с разными источниками информации.
5. Высказывать оценочные суждения о прочитанном.
6. Развивать потребность в чтении и читательскую компетентность.

Для реализации задач  целесообразно применять следующие   приемы  работы.

Приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения.

  1. Прием «Творческие работы»

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

  1. Прием «Вопросник»

Прочитать текст и ответить на вопросы(предложить детям составить вопросы самостоятельно)

Чайки
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и
Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки
говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что
приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
Вопросы для контроля:
Что умеют животные?
Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, мо
Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?

  1. Приём – «Чтение с остановками».

Материалом  служит повествовательный текст. Обязателен разговор перед чтением. В начале  урока обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждой части, дети высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

  1. Прием «Уголки».

Данный прием можно использовать при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения.
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая – об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

      5.Прием «Создание викторины»

         Использовать после изучения темы или нескольких тем.

        Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят
       вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся
       соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока»,

        а   потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

      6.«Логическая цепочка».

         После прочтения текста обучающимися,

         предлагается  построить события в логической  последовательности.    

         Данный прием  эффективен при пересказе текстов.

     7. Приём “тонких” и “толстых” вопросов.

       Эффективно использовать для организации взаимоопроса. В начале

       урока   обучающимся предлагается задать своему соседу три “тонких”

       и  три “толстых” вопроса по изученной теме.
       Тонкие вопросы (по содержанию).
      Толстые вопросы (по смыслу).

       8. Приём «Концептуальная таблица»

           Полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали

          располагаются критерии, по которым происходит сравнение,

          по   горизонтали записываются объекты сравнения.
         Рассмотрим этот приём при изучении и сравнении басен Эзопа

         «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица» .

Басня Эзопа

Басня И.А. Крылова

Название

«Ворон и лисица»

«Ворона и лисица»

Герои басни

Ворон, лисица

Ворона, лисица

Композиция

Мораль в конце басни

Мораль в начале басни

Из чьих уст
звучит мораль?

Лисица становится в
позицию автора, читает
ворону мораль: «Эх,
ворон, кабы у тебя ещё
и ум был в голове…»

Из уст автора: «Уж
сколько раз твердили
миру, что лесть гнусна,
вредна…»

Можно ли
прочитать по
ролям?

нет

да


Приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.

1.Прием «Собери слово».

Слово упало и разлетелось на кусочки.

 Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлеолушкягазмлнеякиакпдосонулх
тюсаленьлеонапардлягушликадязателинжидюккастфурюля

  2.Прием «Цепочка».

Найди и прочитай  слова, начинающихся с буквы А.
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ.

Найди и прочитай  слова, в которых все гласные –буква А.
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай  слова, в которых все гласные –буква О.
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ


Читай только первые слоги.

 Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка

Найди в  строчке 5 слов.
ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнг

Вставь в слова только букву А, прочитай слова.
слтсткнзвтркрндшсрфнквдртткньпрдбрбнмскрдфлгхлт

  1. Прием «Алфавит»

Выбери только буквы русского алфавита, составь и отгадай загадку
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L –

Y B W J Е S N C FЬ G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U

 B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

  1. Прием «Замени букву»

По печи узнают человека.
Терпенье и
прут всё перетрут.
Здоровому -
грач не нужен.

5. Прием «Письмо с пробелами»

Из слов для справок дети выбирают слова и вставляют вместо точек. Читают и записывают текст.

Скворец
В комнату   …   кот. В зубах у кота   …   скворец. Коля   …  у него птичку.
Мальчик   …   раненое крылышко. Потом Коля   …   скворца на волю.

Слова для справок:   подлечил    был    выпустил    вбежал     отнял

6.Прием «Кластер» («гроздь»).

Суть данного приема  в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке. Использовать этот прием можно на всех этапах урока.  «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

 Выделяем центр – это тема,от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

 Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, можно предложить им
озаглавить смысловые блоки или дать готовые вопросы.

7.Прием «Лови ошибку»

Учитель предлагает информацию , которая содержит неизвестное обучающимся количество ошибок. Дети , работая индивидуально, в парах, группами ищут ошибки, затем их проговаривают.

8.Прием «Письмо по кругу»

 Класс делится на группы, Каждая группа получает рабочий лист, на котором записаны два предложения по заданной теме. Затем лист передают друг другу , по очереди, и каждый ребенок  должен прочитать информацию и написать свое предложение по теме. Затем  один человек из группы читает информацию, а класс дополняет то , что считает важным.

9.Прием «Мозаика»

Данный прием предполагает сложение текста из частей в правильной последовательности ( предварительно текст разделен на части).

10. Прием «Шаг за шагом»

Прием используется для активизации знаний, полученных ранее.

(Обучающийся, выходя к доске, на каждый шаг называет термин , понятие, и т.д по заданной теме)

Разнообразные интересные задания по формированию функциональной грамотности можно найти  на бесплатной российской образовательной платформе «Яндекс.Учебник».

Вывод:

Использование на уроках русского языка и литературного чтения различных технологий, методов, приемов по формированию«читательской грамотности школьников», позволяет научить обучающихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог.

  Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность обучающихся, выработать активную жизненную позицию, формировать
творческую личность.
  Но эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать:

 «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци)



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуально в настоящее время. В нашей школе практически в каждом классе есть по одному, а то и по два ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 2

В связи с требованиями новых стандартов, указывающих на реальные виды деятельности обучающихся, школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве, социализируя их.

Слайд 3

Данная категория детей уже на этапе поступления в школу, характеризуется низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

К данной категории относятся дети с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и дети с психосоциальной запущенностью. Поэтому, школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность обучающегося.

Реализация поставленных задач перед учителем возможна только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи, чему способствуют ФГОС.

Поэтому работа на уроке географии в условиях индивидуального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья строится на основе разнообразных методов и приемов, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.

При проектировании и планировании уроков необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. 

Учитывая, что эти обучающиеся отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются обучающимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. 

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление сверкает многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс.

Информационно-коммуникационные технологии я использую на всех этапах комбинированного урока: при   изучении нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Использование средств наглядности на уроках обеспечивает успешное развитие у обучающихся наглядно-образного мышления, формирование навыков работы с информацией, развитие познавательного интереса, активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к изучению географии. Поэтому на своих уроках я использую средства SMART для более успешного усвоения материала учениками, для поддержания в них интереса к учебе. Интерактивная доска помогает совершать увлекательные путешествия в науку география. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ребенка неподдельную заинтересованность. Он не только видит и воспринимает, но и переживает эмоции. У учащихся появилась возможность раскрыть свой потенциал, так как даже у слабого ученика возникает желание идти на урок и работать. Дети чувствуют себя комфортно, не боятся выходить к доске для ответа.

Используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений.

С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива и укреплению межличностных отношений. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с интерактивной доской. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Слайд 4

Предлагаю вам смоделировать этап урока: «Целеполагание».

Расставьте цели, которые вы видите на экране, в нужном порядке.

Слайд 5

На следующем слайде вы видите изображение модели солнечной системы. Это задание можно использовать как на этапе «Актуализации знаний», так и на этапе «Закрепления» или «Контроле знаний».

Предлагаю вам «подписать» планеты.

Слайд 6

Это задание предполагает уже применение обучающимися полученных знаний.

Подпишите названия материков.

Слайд 7

На данном слайде представлена игра, в которой предлагается распределить карточки по предложенным группам. Используется при изучении животного мира океанов.

Если карточка распределена правильно, то она пропадет, если ребенок допустил ошибку, то карточка вернется на свое место. Тем самым ребенок получает возможность сделать правильный выбор.

Слайд 8

Ученики любят разгадывать различные кроссворды.

Сегодня я вам предлагаю решить «Филворд»

Слайд 9

Сейчас вы видите закрытый слайд. Таким образом детям представляется возможность угадать задание, пофантазировать. Что позволяет держать интригу.

Предположите, какое задание может быть спрятано?

Посмотрим?

Решите кроссворд. Слова закрыты шторками. Ребенок, который называет верный ответ получает право открыть слово. Если обучающиеся затрудняются с ответом, то можно давать им подсказки в виде открывания отдельных букв.

Слайд 10

Помимо смарт презентации на своих уроках я использую различные образовательные интернет ресурсы.

Якласс.  В основе сервиса лежит технология генерации задач). Эта система была задумана как инструмент разработки учебных курсов, а также для генерирования, контроля и проверки заданий для образовательных учреждений. На её основе создаются тренировочные упражнения как по географии так и по другим школьным предметам.

(работа на платформе Якласс)

Российская электронная школа. – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование

-Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы.

(работа на платформе Российская электронная школа)

Seterra - это увлекательная образовательная географическая игра. Изучайте страны, столицы, флаги, океаны, реки и многое другое при помощи упражнений с контурными картами! Разработанная в 1997 году и переведенная на 39 языков, Seterra пользуется большой популярностью среди людей любых возрастов и помогает познать мир, в котором мы живем.

(Демонстрация других интернет – ресурсов)

В связи с нынешней эпидемиологической обстановкой в стране по заболеванию Ковид 19, остро стоит вопрос о дистанционном обучении.

Для проведения дистанционных уроков можно использовать например такие платформы как гуглмит, зум, скайп и другие программы, которые позволяют установить видеосвязь с обучающимися.

В своей работе я использую онлаин – платформу учи. ру.

(Работа на платформе учи.ру, проведение видеоконференции)

 

Подобное дистанционное обучение удобно в использовании для детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями: одарённые дети, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования и др.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

-повышает мотивацию учащихся к учению;

-активизирует познавательную деятельность;

-развивает мышление и творческие способности;

-формирует активную жизненную позицию.

Принятие ФГОС для обучающихся с ОВЗ гарантирует каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, дифференцируя при этом не только сами уровни образования, но и оценивание результатов обучения.

ЯКласс

https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass

Учи.Ру

https://uchi.ru/teachers/stats/main

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/class/1/

Географические игры

https://online.seterra.com/ru

Google карты

https://www.google.ru/maps/@51.5347374,81.2253184,14z

Конструктор пазлов онлайн

https://online-puzzle.ru/own_puzzle#

Леарнинг Апс

https://learningapps.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...