Программа "Школа молодого специалиста"
рабочая программа
Программа разработана для реализации школного проекта "Школа молодого специалиста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 303.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель живет до тех пор,
пока он учится, как только
он перестает учиться,
в нем умирает учитель»
К. Д. Ушинский
Молодой специалист – учитель, специалист - педагог с высшим или средним профессиональным образованием в течение 3 лет с момента окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования.
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых пора зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.
Цели программы:
1.Создание условий для самореализации молодого учителя
2.Приобретение учителем практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи программы:
1.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
2.Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
3.Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
5.Оказать помощь при подготовке рабочих программ, составлении тематического планирования, в разработке уроков.
Формы работы:
индивидуальная, коллективная, групповая
Средства, методы
Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа
- информационные (лекции в «Школе молодого учителя» педагогические чтения и др.),
-творческие: проблемные, инверсионные;
- педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности
- комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)
(1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
№ | Направления деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
Презентация программы «Школы молодого специалиста». |
| август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
| сентябрь | |
Самообразование учителя – лучшее обучение. |
«Посвящение в педагоги» | ||
Современный урок. Требования к организации. |
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока» | ноябрь | |
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. |
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся» | Декабрь | |
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. |
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» | февраль | |
Бенефис молодого учителя. |
Неделя молодого специалиста. | апрель | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
(2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
№ | Направление деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года в условиях перехода к новым ФГОС | Сентябрь | |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
| Октябрь | |
Современные образовательные технологии | Семинар «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе». Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата» | Ноябрь –Декабрь | |
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. |
| Январь – Февраль | |
Анализ урока. |
| Март | |
Методическая выставка достижений молодого учителя. | Динамика роста профессионализма молодого учителя:
| Апрель–Май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
(3 год работы)
Тема «Выбор индивидуального маршрута»
№ | Направление деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь | |
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. |
| Октябрь – ноябрь | |
Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. |
| Декабрь | |
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. |
| Февраль – март | |
Предпрофильное обучение. Профориентация. |
| Апрель | |
Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. | Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»:
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других». | Май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
Формы организации занятий:
- Психолого - педагогические семинары;
- Семинары-практикумы;
- Мастер-классы;
- Тренинги;
- Педагогические чтения;
- Коллективные и групповые консультации;
- Круглые столы;
- Деловые игры;
- Диспуты;
- Конкурсы и т.д.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:
Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате обучения педагоги:
- будут знать основные нормативные документы;
- приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями;
- приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию наставничества;
- сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива;
- каждый молодой педагог разработает свою образовательную программу;
- овладеют технологией проектирования;
- познакомятся и приобщатся к традициям школы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка оценки молодого педагога
№п/п | Качество работы | |
1. | Выполнение порученной работы |
(справляется ли за установленное время?)С порученной работой справляется за установленное время2.Качество работы
(насколько тщательно, точно, добросовестно выполняется, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точка зрения руководителя)Результаты работы всегда на высоком уровне3.Уровень профессиональной подготовки
(хорошо ли педагог ориентируется в предмете своей деятельности, обладает ли достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей) Отлично ориентируется в предмете своей деятельности, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков4.Совместная работа
(сотрудничает ли с коллегами при решении задач, готов ли делиться знаниями и умениями, консультируется ли у других) Эффективно сотрудничает с коллегами5.Способность к деловому общению
(умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника) Речь хорошо воспринимается, убедительна; умеет слушать собеседника, стремится достичь полного взаимопонимания6.Особенности поведения во время урока
(умеет ли удерживать внимание учащихся и поддерживать дисциплину в классе) Объяснения учителя хорошо воспринимаются классом, в течение урока поддерживается деловая рабочая атмосфера7.Самостоятельность
(может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи) Даже нестандартные и сложные задания успешно выполняет без посторонней помощи8.Умение доводить начатое дело до конца (способен ли осуществлять порученное без напоминаний и постоянного контроля со стороны руководства дело) Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля9.Умение общаться с родителями учащихся
(воспринимается ли он родителями школьников как привлекательная, заслуживающая доверия персона) Налажено доверительное общение с родителями школьников, существует единство педагогических требований с семьей ребенка
Карточка оценки молодого педагога
ФИО ________________________________ Должность _______________________________ Наставник _____________________________
Дата________________________________
(справляется ли за установленное время?) | ||||||||
На работу затрачивается гораздо больше времени, чем это диктуется опытом или планом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | На работу затрачивается гораздо меньше времени, чем это диктуется опытом или планом |
(насколько тщательно, точно, добросовестно выполняется, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точка зрения руководителя) | ||||||||
Работу постоянно необходимо существенно переделывать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Результаты работы всегда на высоком уровне |
(хорошо ли педагог ориентируется в предмете своей деятельности, обладает ли достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей) | ||||||||
Знания предмета своей деятельности слабые, профессиональные навыки развиты недостаточно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Отлично ориентируется в предмете своей деятельности, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков |
(сотрудничает ли с коллегами при решении задач, готов ли делиться знаниями и умениями, консультируется ли у других) | ||||||||
Не любит и не умеет работать в группе, редко принимает и предлагает помощь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Проявляет выраженную склонность к работе в группе, всегда эффективно сотрудничает с другими |
(умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника) | ||||||||
Высказывания воспринимаются с трудом; не умеет слушать собеседника, не стремится к взаимопониманию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Речь хорошо воспринимается, убедительна; умеет слушать собеседника, стремится достичь полного взаимопонимания |
(умеет ли удерживать внимание учащихся и поддерживать дисциплину в классе) | ||||||||
Не владеет вниманием класса при объяснении материала, не умеет поддерживать рабочую обстановку на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Объяснения учителя хорошо воспринимаются классом, в течение урока поддерживается деловая рабочая атмосфера |
(может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи) | ||||||||
Без посторонней помощи не знает, что предпринять, при малейших трудностях теряется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Даже нестандартные и сложные задания успешно выполняет без посторонней помощи |
(способен ли осуществлять порученное без напоминаний и постоянного контроля со стороны руководства дело) | ||||||||
Требует постоянного напоминания и жесткого контроля выполнения работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля |
(воспринимается ли он родителями школьников как привлекательная, заслуживающая доверия персона) | ||||||||
Общение с родителями происходит эпизодически, отсутствует согласованная педагогическая позиция в отношении ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Налажено доверительное общение с родителями школьников, существует единство педагогических требований с семьей ребенка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
Выявление затруднений
в педагогической деятельности учителя
___________________________________________________
(ф.И.О.)
При ответе на вопросы необходимо поставить знак «+» в колонках 1,2,3, если:
1 – получается лучше всего; могу поделиться опытом работы с другими;
2 – получается хорошо, но необходимо совершенствовать данное направление работы;
3 – испытываю затруднения, хотелось бы познакомиться с опытом по данной проблеме.
№п/п | Дидактико-методические умения | 1 | 2 | 3 |
1 | Перспективное и текущее планирование обучения |
|
|
|
2 | Умение определять и разъяснять цели учебных занятий |
|
|
|
3 | Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях |
|
|
|
4 | Выбор оптимальной структуры учебного занятия |
|
|
|
5 | Выбор и применение активизирующих школьников методов, приемов и средств обучения |
|
|
|
6 | Организация самостоятельной работы обучающихся |
|
|
|
7 | Установление внутри - и межпредметных связей |
|
|
|
8 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке |
|
|
|
9 | Создание на уроках благоприятного психологического микроклимата |
|
|
|
10 | Обеспечение системы повторения, закрепления и обобщения изученного учебного материала |
|
|
|
11 | Осуществление контроля усвоения учебного материала обучающимися |
|
|
|
12 | Методика работы с учебником и информационно-справочной литературой |
|
|
|
13 | Знание и применение различных современных педагогических технологий (указать каких) |
|
|
|
14 | Знание и применение современных компьютерных технологий |
|
|
|
15 | Использование учебного материала в воспитательных целях |
|
|
|
16 | Анализ собственной деятельности и ее результатов |
|
|
|
17 | Обобщение собственного опыта |
|
|
|
18 | Умение провести самоанализ педагогической деятельности |
|
|
|
19 | Методика создания учебно-методического комплекса (УМК) |
|
|
|
20 | Знание и проведение нетрадиционных типов уроков |
|
|
|
21 | Применение передового педагогического опыта и рекомендаций психолого-педагогического опыта |
|
|
|
22 | Внедрение инновационного педагогического опыта |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы молодым специалистам
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ СОВЕТЫ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ 1.Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке. 2.Изучи материал этого раздела. 3.Проанализируй учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/19/picture-89478-1647672801.jpg)
Советы молодым специалистам. Статья "Как научиться маленьким секретам обучения чтению".
Как научиться маленьким секретам обучения чтению. Когда наступил новый учебный год, ко мне на курсы пришли очередные...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312932-1381416313.jpg)
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (материал конференции молодых специалистов)
Истоки системно-деятельностного метода, его характерные черты и способы внедрения на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-65942-1390915874.jpg)
Конкурс молодых специалистов 2010
Принимала участие в конкурсе молодых специалистов 2010http://lib2.podelise.ru/docs/15316/index-4694.html...