Докладом по теме: "Проведение школьных праздников!"
учебно-методический материал

Ходатова Светлана Ивановна

Выступление на семинаре перед учителями начальных классов с докладом  по теме : "Проведение школьных праздников!" Мероприятие было очень интересное,  все педагоги делились своим опытом и обменивались мнением по теме доклада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по саморазвитию педагога.54.55 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ходатова С.И.

2017 учебный год

  Здравствуйте, уважаемые коллеги!

( 1 слайд)

Тема моего выступления звучит таким  образом «Проведение школьных праздников!»

Проработав в школе с детьми  недолгое время, больше всего в моей педагогической деятельности у меня получается,  проведении на хорошем уровне общешкольных праздников.

  Позвольте мне рассказать Вам, о том, что школьные праздники – это средство воспитания учащихся, как я организовывала праздники для детей, какие у меня возникали затруднения при проведении праздников впервые, как я преодолевала трудности в работе,  и что в результате у меня получилось.

( 2  слайд)

   Праздник -  это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

   Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников, в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей. В системе подготовки и проведения праздников, которая направлена на развитие личности ребёнка, его интеллектуального, творческого, духовного потенциала.

   Праздник – есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Любой детский праздник «развлекая – поучает…». Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух. ( 3  слайд) «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – писал К. Д. Ушинский.

  В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из нас, вспоминая своё раннее детство, ярко представляет картины праздников, на всю жизнь врезавшиеся в память.

( 4  слайд)

Праздники в жизни общества занимают важное место:

– во-первых, это часть духовного наследия народа – обряды, ритуалы, традиции;
– во-вторых, сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника;
– в-третьих, праздничные дни – яркое событие жизни, на которые ориентируются, которые ждут;
– в-четвёртых, праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка;
– в-пятых, праздники – пространство «роскоши человеческого общения»
.

Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений.

Количество и многообразие праздников знакомо не только взрослому человеку, а даже ребёнку. С первых лет жизни у него вырабатывается особое восприятие праздника или отдельной значимой для него даты. Широк диапазон праздников, находящих отражение в школьной жизни, можно выделить следующие ( 5  слайд)

 виды праздников:

  1. Общенародные – Международный женский день «8 Марта»; «День космонавтики!»
  2. Официальные – «День знаний»,  «День защитника Отечества»;

« День Конституции!»

  1. Православные – «Святки», «Масленица»;
  2. Народно – фольклорные – «Посиделки»;
  3. Тематические – « Прощание с азбукой »; « Линейка памяти, посвященная  9 мая!»,  
  4. Спортивные – «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».
  5. Интеллектуальные – «Счастливый случай».
  6. Праздники искусств – «В мире сказок и мелодий».
  7. Экологические – «Праздник цветов», «День птиц».
  8. Литературные – «Времена года в творчестве разных писателей».

  Я проводила не все праздники, которые были выше перечислены, а  их часть.  Праздники были проведены,  как и в классе для своих детей, так  и общешкольные.

   Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную.

( 6  слайд)

Раскроем их суть:

Функция

Определение

1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Процесс систематического и

целенаправленного воздействия на

душевное и физическое развитие личности

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ

Сведения, передаваемые людьми, получаемые из

средств массовой информации, периодической

печати, книг.

3. РАЗВИВАЮЩАЯ

Направленное, закономерное изменение

сознания, расширение кругозора, интеллектуального

роста личности.

4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

Проявление целостного отношения между

человеком и миром и область духовной

деятельности людей.

5. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

Отношения, возникающие в результате

общения между людьми.

В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга.

( 7  слайд)

Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:

– объединение педагогических усилий;
– формирование межличностных отношений;
– тематическая направленность праздника;
– отслеживание творческого роста ребёнка.

Рассмотрим каждое из этих направлений:

( 8   слайд)

Объединение педагогических усилий. Создание триединого союза:

http://festival.1september.ru/articles/630187/img2.jpg

В начальных классах при подготовке праздника необходимо максимально привлекать потенциал родителей. В начале учебного года на классном родительском собрании обсуждается план мероприятий на весь учебный год, которые обычно проводятся в школе и классе. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. В ходе собрания выслушиваются мнения родителей. В процессе совместного общения родители в непосредственной обстановке ближе общаются друг с другом, с коллективом детей, с педагогами.

( 9  слайд)

   Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта; способствуют установлению партнёрских отношений семьи и школы. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений, возможность побыть с родителями и учителями вместе как бы на равных и подольше.

Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.

Формирование межличностных отношений выстраивается посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность. Обмен мнениями, впечатлениями при выборе темы праздника, обсуждение сценария, оформление помещения, изготовление костюмов, репетиции музыкальных и художественных номеров.

Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых, – тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. При этом первая задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений:

( 10  слайд)

http://festival.1september.ru/articles/630187/img3.gif

Тематическая направленность праздника выражается в органическом вхождении проводимого праздничного мероприятия: 

( 11  слайд)

  1. С изучаемой темой по школьной программе – « Прощание с азбукой».
  2. В соответствии с установленными календарными датами – «День матери», «Линейка памяти, посвященная 9 мая!»;
  3. Проведение праздников, исторически сложившихся в культурной жизни народа – «Масленица».

( 12  слайд)

Отслеживание творческого роста ребёнка осуществляется путём сравнения первоначальных способностей с момента его поступления в первый класс и через определённые периоды времени – полугодие, год. Окончательный результат подводится по завершению обучения в начальной школе. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе жизни детского коллектива: добры ли они, внимательны ли к людям, доброжелательны. И мы видим те позитивные изменения в характере, в поведении, в умственном развитии ребёнка, в отношении к сверстникам, к родителям, на которые и была нацелена вся работа.

Всё вышеизложенное позволяет предложить педагогическую модель по использованию праздничных мероприятий в работе по обучению и воспитанию детей в начальной школе.

http://festival.1september.ru/articles/630187/img4.gif

( 13  слайд)

Выделим основные этапы технологии подготовки и проведения праздников:

  1. Выбор темы праздника;
  2. Организационный;
  3. Разработка сценария;
  4. Подведение итогов;

Первый этап – выбор темы праздника. «Он определяется всей системой работы. Возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиций школы.

( 14  слайд)

Например,  было проведено общешкольное мероприятие «Прощание с азбукой! »  в 1 классе,  когда дети закончили изучать азбуку. Это мероприятие  я  проводила в первый год своей педагогической деятельности совместно с учителем Агафонкиной Христиной Александровной.  Изначально в составлении и организации праздника было очень сложно сориентироваться, так как у нас было много идей, но совсем разные. В нашей работе помогали  педагоги наставники, к их мнениям и советам мы прислушивались. В целом праздник прошел хорошо, но были мелкие недочеты, над которыми мы работали в последующее время.

   В первую очередь необходимо продумать введение детей в тему праздника. Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, создать ситуацию «завтрашней радости». В процессе этой беседы рождается совместная мысль – как устроить праздник? Обсуждается программа праздника.

( 15  слайд)

     Так, беседы по подготовки проведения праздника в классе, посвящённого Дню 8 Марта, провожу каждый год. Дети высказывают своё видение формы проведения мероприятия. Мы видим, как меняется характер проведения беседы и самого праздничного мероприятия, в зависимости от возрастных особенностей детей.

( 16  слайд)

 В  3 классе провела общешкольное мероприятие для детей, праздник посвященный « Дню Космонавтики!» Были достигнуты цели праздника:

Образовательная - формирование представления об освоении космического пространства человеком;

Развивающая - формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;

Воспитывающая - эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств;

Культурологическая - развитие представлений о науке и технике.

Были проведены игры,  при утомляемости учащиеся 3 «б» класса провели интересную физминутку, дети пели песни, танцевали. Все были в восторге от праздника.

( 17  слайд)

На праздник был приглашен Агафонов Роман Александрович – это человек, который работает в космических войсках. Он рассказал о своей деятельности и о пользе,  которую  приносит его работа.

Второй этап – организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению. Вся эта работа открывает большие возможности как для коллективной, так и индивидуальной деятельности школьников. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные.

( 18 слайд)

В ходе подготовки к официальным праздникам на уровне общешкольного мероприятия «День знаний!» детям были заранее розданы роли( мальчики были гномиками, вожатая  Полина – была Белоснежкой, Кикимора – была Аиша)  и взяты костюмы из школьной костюмерной, вместе с родителями подготовили костюмы к выступлению персонажей, а также  готовили реквизиты и атрибуты праздника.

( 19  слайд)

Общешкольное мероприятие « День Конституции!», было проведено для учащихся 3 – х классов. Это мероприятие позволило воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны. У детей расширились представления о родной стране. В ходе мероприятия были проведены разнообразные конкурсы, игры, дети танцевали, пели песню про Россию. Все были довольны праздником!

   Особого внимания учителя требуют индивидуальные задания учащихся. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе пока чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей. Помню, как во  второй  класс пришла девочка Маша, которая долго не могла найти себе друзей, была замкнута. Приобщаясь к творческой деятельности, в конце года она раскрылась, стала более общительна, появилась уверенность в себе, исчезло давление комплексов, периодически выступает в конкурсе чтецов, а также  принимает активное участие в проведении чтении стихотворений на праздниках.

 ( 20 слайд)

 Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий, инициативы учителем, одноклассниками. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Ход подготовки к празднику периодически обсуждается в классе. Коллектив класса решает, как использовать собранный материал.

Третий этап важная часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.

При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет.

( 21  слайд)

Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления, во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы.

( 22   слайд)

     При проведении тематического праздника для учащихся 3 –х классов

 « Линейка памяти, посвященная 9 мая!»,были созданы условия  для воспитания патриотических чувств обучающихся. Детям напомнили об истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Все это способствовало воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.  Учащиеся подготовили выразительное чтение стихотворений, а также показали театральную постановку, используя стихотворение Л.Тасси «Оборванного мишку утешала», читал за автора  Бузыкин Иван, роль играла девочки Савинкова Стефания. Позвольте показать вам видео постановки сценки. ( 23  слайд)

 ( 24   слайд)

 На праздник был приглашен ветеран Великой Отечественной Войны, писатель – Бузыкин  Георгий Андреевич. Ветеран зачитал свои стихотворения о войне, дети с  большим интересом слушали его выступление. На мероприятии дети спели песню. Праздник был трогательным  для всех учащихся.

( 25   слайд)

    На данный момент у нас 2017 год посвящен экологии, и в честь этой знаменательной темы, учащиеся 4 «б» класса готовят мероприятие,  посвященное «Дню птиц!», которое будет проводиться 3 апреля. Всем желающем педагогам,  прошу прийти и посмотреть  наш праздник.

   Я считаю, что подготовка к празднику – это  большая и серьёзная работа педагога, коллектива родителей, детей. От её качества зависит ход праздника, его эмоциональное воздействие на ребят.

 Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства. Такие обсуждения желательно проводить после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника.

Таким образом, каждый праздник – это вдумчивая, разносторонняя, объёмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, но зато приносит удовлетворение и педагогу, и детям, и родителям.

( 26   слайд)

Основная цель всего воспитательного процесса – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Большую помощь в эстетическом, духовном развитии детей оказывали и оказывают родители, являясь постоянными участниками, зрителями, болельщиками, праздников.

 Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которая, увлекает сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуется. Учитель призван реализовать мечты детей». И мы в своей работе с детьми стараемся следовать этому.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения детей в начальной школе несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

( 27   слайд)

  1. Повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
  2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
  3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных учеников и целого коллектива.
  4. Повышение общего кругозора ребят и познавательной активности учащихся.
  5. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

( 28   слайд)

Благодарю всех за внимание!

Список литературы:

  1. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  2. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 263 с.
  3. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.:АСТ-АТД, 1998. – 256 с.
  4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.

Например, некоторые из них:

– Хотелось бы вам побывать ещё раз на таком празднике?
– Что вам больше всего понравилось на празднике, а что не понравилось? Почему?
– Если бы награждал каждый из вас, то кого бы из ребят и за что наградил бы?
– До того, как вы увидели главного героя на празднике, каким вы его себе представляли? А на празднике он оказался лучше или хуже? Чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники

Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...

Школьные праздники. Праздник "Прощай, весёлый первый класс!"

Праздник, посвященный окночанию первого класса....

Школьные праздники. Праздник первой оценки

Цели: познакомить с нормами оценок по предметам,  воспитывать интерес к знаниям....

Праздник букваря. Сценарий школьного праздника.

Костюмированное представление....

Доклад по теме: «Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.Читательская компетентность опр...