Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку, литературе, искусству
опыты и эксперименты (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин — всё можно обсуждать или подвергать анализу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на ШМО312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку, литературе, искусству

Выступление учителя начальных классов Горбачёвой С.В.

на ШМО

Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.

Адольф Дистервег (1790 – 1866)

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов

второго поколения (ФГОС)

В настоящее время школа находится в активном процессе реформирования, введения новых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС второго поколения), которые предполагают формирование у подрастающего поколения определенных качеств, вызванных требованием времени. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства, поэтому  новые Стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Среди них согласно заявленной теме можно выделить следующие актуальные качества выпускника школы:   

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Кроме этого, новый Стандарт устанавливает требования и к результатам обучения. Так метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Эти требования могут быть выполнены только при новом подходе к самому процессу обучения, взаимодействия с учеником. В связи с этим освоение учителем современных образовательных технологий становится не только желательным, но неизбежным условием соответствия времени и его задачам. На сегодняшний день появилось множество новых подходов в обучении. Одним из них является развитие критического мышления через чтение и письмо.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)        при обучении русскому языку, литературе, искусству

РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и Новосибирск, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих  регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всём мире — в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.

РКМЧП — это и программа, и технология, и подход. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем (уже вместе с Чарлзом Темплом) они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Она включала описание не только базовой модели обучения, но ещё и целый ряд мер по её внедрению в практику (методы внедрения технологии в школах, подготовку учебных пособий, количество и последовательность обучающих семинаров для учителей и многое другое).

Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов — осмысление содержания — рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов. В некоторых источниках Джинни Стил, Курта Мередита и Чарлза Темпла не совсем корректно называют авторами, но они не столько придумали, сколько сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практи ческий опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями (например, «Обучение сообща» Э. Аронсона и Р. Славина или активные стратегии письменной работы, описанные Д. Грейвзом, Д. Мюрреем и их коллегами). Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые бы ли исследованы в работах классиков — Ж. Пиаже, Л. Вы готского, Д. Дьюи, Б. Блума, К. Роджерса и др.

И наконец, мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин — всё можно обсуждать или подвергать анализу.

Приёмы технологии РКМЧП

Прием “Корзина   идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.  

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Например.

Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

Мороз, снег, снежки, холод

( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Прием “Составление кластера”

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Так, на уроке по теме «Стили речи. Публицистический стиль» учащиеся вначале могут составить список известной информации по теме «Стили речи». Затем полученные данные систематизируют в виде кластера.

Например, на уроке искусства может быть составлен ассоциативный кластер на тему «Красота»:

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Тема «Местоимение».

1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

3.   В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.   Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.   В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

\юПрием “Написание синквейна”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Строка

Вопрос

Слова

1-я строка

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка

Какой?

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

3 глагола

4-я строка

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что?

(Новое звучание темы)

1 существительное

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

  • Звуки
  • Гласные и согласные.
  • Льются, звенят, гремят.
  • Используются в устной речи.
  • Фонетика.

Прием “Диаманта”

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению.

Алгоритм написания диаманты:

1 – тема (существительное);

2 – определение (два прилагательных к первому существительному);

3 – действие (три глагола к первому существительному);

4 – ассоциации (два словосочетания с существительными);

5 – действие (три глагола ко второму существительному);

6 – определение (два прилагательных ко второму существительному);

7 – тема (существительное-антоним).

Пример диаманты:

  • Обломов
  • Ленивый, добрый,
  • Лежащий, мечтающий, умирающий.
  • Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
  • Работающий, решающий, живущий,
  • Настойчивый, расчетливый
  • Штольц.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

«Тонкие»

«Толстые»

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием “Нарисуйте счастье”

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием “Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием “Пометки на полях”(INSERT)

I – interactive         самоактивизирующая

N – noting              разметка

S - system              в системе

E - effective          для эффективного

R – reading and     чтения и

T – thinking           размышления

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком V отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком + отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком ? отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка - “+” и “V”,

3 значка - “+”, “V”, “?”

4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

“V” - знаю

“+” - новое

“?” - есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя  учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед  учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

 Прием “Лекция по стОпам”

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием “Фишбоун” (рыбный скелет)

Суть приема состоит в постановке проблемы, которая изучается  на уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. Составление опорной схемы в виде скелета рыбы: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

        Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.        «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
  • Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
  • Согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе

Прием “ИДЕАЛ”

Расшифровывается он следующим образом:

  • И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
  • Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
  • Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)
  • А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
  • Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)

Прием “Мудрые совы”

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

  • Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
  • Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
  • Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
  • Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
  • Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

    Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Прием “Очерк на основе интервью”

  1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. До того, как будете писать вопросы, узнайте как можно больше об этом человеке. Это поможет вам принять его, сформулировать вопросы, на которые действительно стоит получить ответ. 
  2.  Составление списка вопросов. Вопросы, которые вы сформулируете, должны показать действительную заинтересованность и знание предмета обсуждения. Если вы не заинтересованы в предмете или ничего о нем не знаете, трудно задавать хорошие вопросы. Нельзя забывать, что только на интересный вопрос можно получить интересный ответ (помните народную мудрость: "Каков вопрос - таков ответ"?)
  3. Интервью. При интервью старайтесь меньше прерывать респондента и помните: люди, как правило, осторжнее высказываются, когда их слова открыто фиксируются на листе бумаги. Лучше максимально запоминать ответы, конечно, делая небольшие пометки в блокноте. 
  4. Письмо на время. Вопросы заданы, а ответы получены. Можно изложить свои мысли, эмоции, впечатления, факты на бумаге. В течение 20 минут из разрозненных ответов вы "складываете" текст. Это свободное письмо (мы рассказывали о нем выше), поэтому не спешите корректировать написанное. Не забывайте, что это ЧЕРНОВИК.
               Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого-либо до занятия).
  5. Когда время, отведенное на письмо, закончено, учитель показывает, как усовершенствовать написанное, как осуществлять правку текста. Текст, предложенный учителем, должен хорошо передавать мысль, но отличаться невыразительным языком, который сообщает, а не изображает. Демонстрируя это сочинение, спросите, что ребятам нравится в нем, что и как, на их взгляд, можно изменить. По ходу разговора вносим фломастером необходимые изменения. 
  6. Правка. Только после того, как учащимся показан принцип, алгоритм правки, можно предложить зачитать друг другу свои работы, чтобы услышать замечания, критику. Работы читаются поочередно. Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык. Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.
       На этом этапе возможна и групповая форма работы. Сотрудничество при создании текста позволяет "направить работу по верному пути", упростить процесс, сделать его радостью, а не мукой творчества. Желающим можно предложить вопросник для подобного собеседования. 
  7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Учащимся легче редактировать свой текст после того, как им указали сильные и интересные стороны, задали вопросы, помогающие увидеть слабые моменты. Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз. 
  8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле. Остальным предлагаем найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось. Надо отметить: это хорошо для совершенствования навыка письменной речи. Заканчивая работу, можно предложить подарить друг другу сочинения. Приятно получить в подарок текст, где главным героем являешься ты.

Прием “Зигзаг” 

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

  1. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

  1. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

  1. Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

   Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Прием “Зигзаг-2” (Автор Славин)

Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

Приемы проведения рефлексии.

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

 Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная рефлексия.

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск") в данной статье представим описание одного из них, наиболее эффективно применяемого в рамках работы с педагогами и студентами в процессе педагогической практики. Данный прием - "Двухрядный круглый стол" - имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

«Двухрядный круглый стол».

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Письменная рефлексия.

Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. 
Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии.

Прием “Написание эссе”

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

  1. Регулярная возможность писать.
  2. Выбор интересной темы для письма.
  3. Наличие образцов.
  4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
  5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
  6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

«Бортовой журнал» - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие.  В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

Создание «личных» текстов.

Одна из форм личного текста - дневник или записная книжка. Многие профессиональные литераторы имеют привычку делать записи в специальный блокнот или вести дневник, фиксируя в нем интересные факты, суждения, комментарии. Этот прием может научить "включать" воображение, высвечивать в нем отдельные детали по собственному выбору, четко, неспешно изучать эти детали, а затем передавать их словами.

Ход занятия. 

1. Организация пространства класса, создание условий. Можно притушить в классе на время яркий свет, предложить ребятам сесть поудобнее, желающие могут закрыть глаза. Чтобы расслабиться, посоветуйте сделать три глубоких медленных вздоха. 

2. Предложите учащимся вспомнить какой-либо уголок природы, близкий и дорогой сердцу. Именно об этом уголке и будет сочинение. Пусть ребята посидят одну- две минуты молча, представят это место, подумают о нем.

3. Учащимся бывает трудно начать сочинение, подобрать нужные слова. Задача учителя - подсказать эту важную фразу. Продиктуйте первое предложение или зачин, состоящий из нескольких предложений.

Например: "Совершая путешествие на воздушном шаре, я неожиданно для себя посмотрел на землю и увидел знакомую картину".

Фраза может быть и короткой: "Еще издали я увидел ..." 

 4. Когда первая фраза написана, медленно направляйте воображение ребят, давая намеки на возникновение образов, картины, переживаний по принципу: от общего к частному. 

 Например: 

1. Опишите 2-3 предложениями это место с высоты птичьего полета. Каким вы его видели? 

2.А теперь наш воздушный шар стал снижаться, и какой-то участок местности появился более конкретно. Опишите его 2-3 предложениями. Таким образом, можно постепенно снижаться, пока мы не очутимся на земле. 

3.Мы на земле, вглядитесь очень внимательно в то, что вас окружает. Что вы видите? Какие звуки слышите? Какой запах ощущаете? Опишите подробно, вглядываясь в детали, какой-либо заинтересовавший вас предмет. 

4.Задача учащихся в процессе письма - подметить как можно больше интересных деталей. Именно детали помогут выстроить целое, и об этом нельзя забывать.
Учитель же должен дать возможность увидеть эти детали, делая паузы для фиксации увиденной, услышанной картины, подробного описания деталей.

5. Заканчиваем сочинение высказыванием причин, по котором это место так дорого и близко сердцу. Пусть ребята объяснят, с чем связана тяга к этому месту. 

Далее работаем с текстом по уже известному вам алгоритму: правка - редактирование - читка.

В результате может получиться такой текст: 

 Перед моим мысленным взором картина. На этой картине я вижу контуры Петропавловской крепости, ее четко очерченную территорию. Кругом вода, но из неё выступают стены Петропавловки.

 А вот и участок Петропавловки, выходящий на Неву. Лежит снег на бывшем пляже, скамейки, вероятно, слегка покрыты ледяной коркой. Снежный берег единым белым покрывалом сливается с голубоватым льдом Невы. Вот аллея. Каждое дерево - история. И стоят они, хранители, гордыми, прямыми. Тихо падает снег, покрывая их все тем же белым покрывалом. 

 А вот и эта скамейка. Она ничем не отличается от других: серая, грязная, местами обшарпанная. Кто-то пытался вырезать на ней какие-то буквы, но и они почти слились с этим серым, даже серовато-зеленым цветом. Вид у этой скамейки при этом не несчастный, а скорее капризный. Но для меня она именно та скамейка. Теперь я сижу на ней одна, но еще совсем недавно нас было трое: он, я и скамейка, которая и сейчас вызывает, кроме воспоминаний, ощущение весеннего восторга, когда вырастают крылья и жизнь только начинает отсчет годов.

Конечно, данная работа - сочинение-описание. Описывать можно все, что угодно, переходя от общего к частному (от крупного плана к деталям), можно использовать элементы игры, понятной учащимся (снижаться на парашюте, менять бинокли, бежать, замедляя темп).

 Основным при правке должен стать вопрос: действительно ли твои слова изображают (с яркими подробностями), а не рассказывают (с расплывчатыми общими местами)?

 На уроке литературы можно использовать этот прием при разговоре о каком-либо писателе, поэте. Например, проходя по вечернему Петербургу, можно заглянуть на Мойку 12, к Пушкину. Тогда этапы работы будут такими:

  1. Какой увидели комнату?
  2. Каким увидели Пушкина? 

 а) Как выглядит, в чем одет?

 б) Что делает Пушкин, чем занят? Выражение его лица при этом. 
· Вот Пушкин взял лист бумаги, перо и начал писать. Можно подсмотреть, что он пишет.

  1. Передайте примерное содержание этой страницы. 
  2. Выскажите свое мнение об увиденном, а затем об авторе. Постарайтесь избежать избитых фраз.

Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

 Стихотворные формы (например, синквейн и диаманта) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

 Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.

Литература.

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  3. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
  4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
  6. http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

•Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость,рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений);•Развитие базовых качеств ли...

Использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках – залог успеха.

Изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает сис...

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, ино...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП ) при обучении русскому языку.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...