Использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках – залог успеха.
статья на тему

Савельева Любовь Сергеевна

Изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которые может быть использованы в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tekhnologii_razvitiya_krit.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)  на уроках – залог успеха.

В Концепции компетентностно - ориентированного образования в Самарской области сказано, что образование должно быть нацелено на формирование ключевых компетентностей. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но я, как учитель начальных классов, познакомившись  с технологией  РКМЧП “Развитие критического мышления через чтение и письмо” поняла, что эта технология  является одной из тех образовательных технологий, которая поддерживает компетентностно - ориентированный подход в образовании.        Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. А роль учителя – быть помощником учащихся в познании окружающего мира, помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление  формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Поэтому актуальность использования технологии смыслового чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Она развивает те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас сейчас живёт в  насыщенное информацией время и должен уметь работать с этой информацией. Однако практика показывает, что те методы и формы работы,  которые используем на каждом уроке,  малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Это говорит о том, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Обучающиеся должны приобрести навыки такой работы ещё на первой ступени, чтобы впоследствии применять их при обучении на других ступенях образования. И в этом помогает технология РКМЧП. Понятия “вдумчивое чтение” и “рефлексивное письмо” являются для неё базовыми, основными направлениями. Технологии РКМЧП формируют новый стиль мышления: открытость, гибкость.        Развивает базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности. Происходит формирование культуры чтения, умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. А так же стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельности.     Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаём информацию. Поэтому нам необходимо научить детей хорошо читать и писать в начальном звене, а в процессе этих действий и  научить их размышлять. Лучше всего этого можно  добиться на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, используя технологии РКМЧП. В процессе письма человек размышляет о тех сведениях, которые получил при чтении. Поэтому эффективность чтения и письма взаимозависимы. А формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, работают даже самые пассивные ученики. В результате такого обучения прослеживается динамика в лучшую сторону, кроме того, учащиеся готовы к взаимодействию и умению сотрудничать и работать в группе. Я считаю, что структура урока с использованием технологий смыслового чтения соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе будут нужны полученные знания, и как ты сможешь их применить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.  Учебное занятие, проводимое по этой  технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста. Всё, что предлагается данной технологией  ценно и актуально.                 В заключении, хочу сказать, что изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которые может быть использованы в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Это современная универсальная технология, которую можно применять  с другими педагогическими подходами и технологиями, делая их более привлекательными для учащихся.  Базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии), активизируют имевшиеся ранее знания, пробуждают интерес к теме, определяют цели изучения предстоящего учебного материала. Далее идёт  направленная, осмысленная  работа ученика с текстом: маркировка, составление таблиц, ведение дневника, позволяющая отслеживать понимание поставленной задачи. В этом случае понятие «текст» - это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.  На стадии «рефлексии»  формируется личностное отношение к тексту.  Именно здесь происходит  процесс увязывания  нового с уже известными знаниями. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Это является непременным условием использования технологии ЧПКМ. Методические приёмы «Кубик», «Верные- неверные суждения»,   «Знаю – хочу узнать – узнал», «Дерево предсказаний» и другие приёмы помогают  активировать обучающихся получать  хороший результат усвоения темы. Как педагог начальных классов, использующая технологию РКМЧП, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети стали больше внимания уделять подготовке к уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя. Я планирую и дальше, более углубленно, применять другие приёмы технологии РКМЧП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

•Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость,рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений);•Развитие базовых качеств ли...

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, ино...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП ) при обучении русскому языку.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Использование технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

В статье говорится об актуальности использования технологии "РКМЧП" в рамках реализации компетентностного подхода в образовании....

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку, литературе, искусству

Мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы ученик...