Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
статья по русскому языку на тему

Харькова Елена Олеговна

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rkmchp.docx77.67 КБ

Предварительный просмотр:

Харькова Елена Олеговна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.

МАОУ «Моряковская СОШ» Томского района

Технология РКМЧП

            Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие).

            Технология РКМЧП была разработана в конце XX века в США. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума “За демократическое образование”. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.

           С 1996 г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 г.

Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997 года, основным источником о ней по-прежнему остаётся Интернет. У технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена» (http://www.reading.org).

   Основная идея технологии развития критического мышления через чтение и письмо – создание атмосферы учения  при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

           Работа в технологии РКМЧП требует от педагога  ставить перед собой задачи научить школьников:

выделять причинно-следственные связи;

рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

отвергать ненужную или неверную информацию;

делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

избегать категоричности в утверждениях;

отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

           Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология доставляет детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности.

          Её методы и приёмы способствуют свободному диалогу между учителем и учениками, она направлена на достижение определённых образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • делать выводы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе;

           Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения, имеет отличительные черты:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

           Она имеет концептуальные особенности:

Целью образования являются не объём знаний или количество информации, а умение ученика управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Задачей учащего должно быть не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

В критическом мышление главное не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Характеристика приемов технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе (вызов – верные и неверные утверждения; осмысление – инсерт; рефлексия – концептуальная таблица), так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.

              Технология РКМЧП предлагает шесть основных типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся.


урока


Урок №1


Урок №2


Урок №3


Урок №4


Урок №5


Урок №6


Тип урока


Работа с информа-

ционным текстом


Работа с художест

венным текстом


Взаимо-обучение


Дискуссия


Письмо


Урок –

исследо-

вание


Вызов


Мозговой

штурм

Составление

кластера


Мозговой

штурм


Верные – неверные

утверждения


Толстые

вопросы


Инвентари-

зация


Парная

мозговая атака


Осмыс-

ление


Инсерт


Чтение с остановка

ми


Зигзаг


Перекрестная дискуссия


Составление чернового текста

Правка


Заполнение таблицы


Рефлек-

сия


Возвращение к кластеру


Составле-ние кластера


Сводная таблица


Эссе


Редактиро-

вание,

издание


Дальнейшее целеполага-ние

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Например, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;

б) все предлоги пишутся в одно слово;

в) правописание производных предлогов надо запомнить;

г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;

д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Прием «Составление кластеров»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Этот прием применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом для наблюдения.

Пример 1. В 5-м классе при изучении темы «Чередование гласных в корне» предлагаем ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются.

Гора, загар, загорать, коснулся, косит, касается, изложение, излагать, ложный и др.

Составляется первоначальный кластер.

Обязательно выясняем, почему слова гора, косит, ложный не включены в кластер.

На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения (за неимением времени можно предложить готовый текст сводного правила), который представляет собой группы слов с чередованием гласных, правописание которых зависит:

1) от ударения:

гореть, загорелый – угар, загар;

заря, зарница – зори, зарево;

наклониться, склонять – раскланиваться, поклон;

творить – тварь, творчество;

пловец, пловчиха – плавать, поплавок;

2) от конечной гласной корня:

растение, выращенный – выросли;

предполагать – изложить;

скакать – вскочить;

3) от присутствия/отсутствия суффикса -а-:

беру – забирать;

запереть – запирать;

выдернуть – отдирать;

вытер – вытирать;

блестеть – блистать;

постелить – расстилать;

считать – вычесть;

сжег – сжигать;

коснулся – касается;

4) от значения слова:

макать в краску – промокнуть под дождем;

сравнить – заровнять.

Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных в каждой группе. При возникновении затруднений дети ищут ответ в тексте готового сводного правила. (Обычно трудности вызывает четвертая группа.)

Теперь необходимо познакомить учащихся со словами-исключениями.

– Как вы оцениваете написание данных слов?

Равнина, отрасль, Ростов, Ростислав, росток, утварь, скачок, скачу.

– Почему они вынесены в отдельную группу?

– В чем нарушается правило, почему эти слова являются исключением?

– Определите, к какой группе относятся слова-исключения.

На этапе рефлексии совместными усилиями формируется итоговый кластер.

Готовый кластер несколько раз озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание – обязательный этап, потому что дает возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.

Составление кластеров можно предлагать ребятам в качестве домашнего задания, когда необходимо графически систематизировать ту или иную информацию.

Пример приема «Верные – неверные утверждения»

    Постановка проблемы:

   - Разберите предложения   по членам предложения и сравните их.

В садах поспевают яблоки. В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- Яблоки, груши и сливы - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к  одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

Пример приёма «Учебный мозговой штурм»

Даны слова:

цирк                                  синицы                        акация

циркуль                            скворцы                       секция

цифра                                птенцы                        станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух  и скажите,  какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])  

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Пример приёма «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

  • Части речи – это слова.
  • К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
  • Признаки частей речи.
  • Отличия одной части речи от другой.

Пример приёма «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне  слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение  звука [о] после шипящих в корнях слов:

,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

[шолк] - шёлк

[крыжовн, ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё

Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть                            шов

жёлтый – желтеть                           обжора

шёл – вышел                                    крыжовник

жёлуди – желудей                           шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.

Примеры приёма «Синквейн»

Человек                                                   Солдат

Разумный, добрый.                                Смелый, выносливый.  

Помогает, любит, учится.                      Защищает, охраняет, служит.

Он умеет любить и сострадать.             Он бережёт родную Землю.

Личность.                                                 Воин.

Учитель                                                          Берёза

Умный, справедливый.                                  Белоствольная, кудрявая.

Рассказывает, объясняет, учит.                     Растёт, помогает, вдохновляет. Заботится о будущем страны.                      Является символом русской земли.

Преподаватель.                                               Дерево.

Примеры приёма «Круги Вена»

Тема. Родительный и дательный падежи имен существительных

Задание: сравнить родительный и дательный падежи.

Примерный результат работы:Безымянный

Р.п.                                 Д.п.

          кого? чего?            Где?               кому? чему?

откуда?               3скл. –и               куда?

предлоги                                   предлоги

1скл. –и, -ы                                    1скл.-е

2скл. –а, -я                                  2 скл.-у, -ю

Тема. Состав слова

Задание: сравнить приставку и суффикс.

Примерный результат работы:

Безымянный

Часть

Приставка         слова;             Суффикс

стоит             образует            стоит

перед               новые              после

корнем              слова              корня

                             

Примеры приёма «Сбор ассоциаций»

                     Всадник              Илья Муромец                        Древняя Русь

              Меч                

        Кольчуга

         Палица

         Картина

        Сила

        Мужество            Поединок

Приём используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарём.

Примеры:

Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т.д.)

Библиотека (книга, тишина, писатель, каталог, формуляр, газеты  и т.д.)

Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа и т.д.)

Праздник (подарки, смех, веселье, игры, танцы, шары, выходной и т.д.)

Пример приёма «Составление кластера»

Тема. Имя прилагательное как часть речи

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Примерный результат работы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

•Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость,рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений);•Развитие базовых качеств ли...

Использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках – залог успеха.

Изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает сис...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП ) при обучении русскому языку.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку, литературе, искусству

Мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы ученик...