Развитие логического мышления у младших школьников
статья

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._razvitiya_logicheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

Развитие логического мышления у младших школьников

Составитель: учитель начальных классов

Дьякова О.Н., 1 квалификационная категория

       

м. Сольба 2022г.

Оглавление

Введение

1. Особенности логического мышления детей младшего школьного возраста

2.Особенности развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Вывод

Источники

Введение

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики. В современной ситуации обучения математике ставятся задачи, связанные не только с вооружением младших школьников математическими знаниями, умениями и навыками, но и с развитием познавательных способностей на математическом материале. Большое внимание решению последней задачи уделяют развивающие программы математического образования.

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника

Цель работы заключается в теоретическом изучении особенностей развития логического мышления младших школьников на уроках математики.

Цель реализуется в ряде следующих задач:

1.Выявить особенности логического мышления детей младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть систему упражнений по развитию логического мышления на уроках математики

3. Проанализировать критерии и показатели уровня развития логического мышления младших школьников

  1. Особенности логического мышления детей младшего школьного возраста

В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Одним из ведущих познавательных процессов является логическое мышление.

Логическое мышление детей  развивается в возрасте между 6 и 10 и происходят огромные когнитивные (познавательные) изменения. Они перемещаются от дошкольников в середину детства, где в жизни доминируют фантазии, которые начинают регулировать логику и разум. Они начинают видеть себя как автономная личность, способная решить основные независимые задачи. Они начинают принимать к сведению «правильный» способ делать вещи, инвестировать больше времени и энергию в выполнении задач ожидаемым образом. Однако они по-прежнему предпочитают структурированную деятельность открытого состава, и они по-прежнему нуждаются в последовательном направлении взрослыми.

Именно в этом возрасте задачи на развитие логического мышления улучшают познавательное и эмоциональное развитие с учетом их собственных природных шагов.

Для создания оптимальных условий развития мышления необходимо знать эти особенности ребенка. Ряд ученых выявили психологические особенности и условия развития мышления в обучении. Наибольшую известность и признание не только в отечественной, но и мировой науке получила теория развивающего обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

         Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов не только декларировали необходимость логики и изменения в связи с этим методом и приемом обучения, но и заложили ее принципы в структуру учебных предметов, их содержание. Естественно, что ключевым звеном цепи умственного развития школьников они сделали логическое мышление.

Именно в младшем школьном возрасте  наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Формирование логического мышления  тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

- поиск и открытие нового знания;

-обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;

-анализ событий или объектов;

- восприятие предметов.

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер .

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;

 наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;

 абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;

понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте в значительной степени связано с совершенствованием мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, с усвоением различных мыслительных действий.

         Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

         Учитель учит:

         - находить взаимосвязи в окружающей жизни;

         - вырабатывать правильные понятия;

         -применять на практике изучаемые теоретические положения;

         -анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

         Всё это позитивно влияет на развитие логического мышления младших школьников.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Развитие логического мышления младших школьников –одно из важнейших направлений обучения учащихся.  На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы и приемы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого  логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников.

Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).

Для мышления младших школьников 7-10 лет характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее). Им доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели особенности В процессе формирования логического мышления детей 6-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей развития логического мышления детей младшего школьного возраста.

Развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования общелогических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.

         Вывод по главе. Логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребенок накапливаетчувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных,наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формироватьзадачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делатьвыводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий.

2. Особенности развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.

         Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности. Это реально в том случае, когда учитель учитывает индивидуальность каждого. Кроме этого, раскрытию потенциала младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда.

         Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию логического мышление ученика:

         -Задания на уроках, которые побуждают детей размышлять. Лучше, когда такие задания не только на уроках математики, а и на всех остальных. А некоторые учителя делают логические пятиминутки между уроками.

         Общение с учителем и сверстниками - в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.

         Хорошо, когда учебный процесс наполнен элементами, где ученик:

         - может сравнивать понятия (предметы, явления),

         - понимать различия между общими признаками и отличительными (частными),

         - выделять существенные и несущественные признаки,

         - не брать во внимание несущественные детали,

         -анализировать, сравнивать и обобщать.

         Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым логическим мышлением. По новым требованиям ФГОС, педагог должен не просто дать ученику знания, умения и навыки, но и научить его применять их в реальной жизни. Необходимо развивать неординарность мышления, отойти от способа решения задач с помощью «подражания».

         Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведён под данное понятие.

         За время обучения в начальном звене ребёнок, прежде всего, должен познакомиться с понятиями, с их существенными и несущественными признаками.

         Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий. На втором этапе нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, то есть речь идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.

         На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.

         Первые три этапа реализуются в 1-2 классах начальной школы. На четвёртом этапе (3 класс) школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умение давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: ринг (видовое понятие) – это площадка (родовое понятие) для бокса (видовой отличительный признак).

         Пятый этап (3-4 классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2 класс)  заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4 классу в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и другое).

         К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.

         Выделение существенных признаков объектов, их свойств и отношений – основная характеристика такого приёма умственных действий, как обобщение. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения – теоретическом и эмпирическом.

          В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений (умозаключений).Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:

        Дождь – град                                    жидкость - газ         

        Нос – глаз                                          предательство-трусость

        Сумма – произведение                  водохранилище - канал

        Сказка – былина                             школа - учитель

        История – природоведение           доброта – справедливость

         Можно предложить 5 пар слов. Время 3-4 минуты. Обработка полученных данных: Уровень умения общаться = число правильных ответов : 5 заданий.

         Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации». Другие авторы считают, что классификация – это операция по объединению предметов, признаков, явлений по их сходству в разные классы. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. С младшими школьниками классификацию можно проводить по заданному основанию (по размеру, по форме, по цвету и т.д.) или на определенное количество групп, на которые следует разделить множество предметов.

         Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.

         Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез – через анализ.

         Развитие теоретического мышления, то тесть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и себе.

         Особенности логического мышления младших школьников отчетливо выступают в любых выполняемых ими мыслительных операциях. Сравнение является основой всякой последующей группировки, классификации и систематизации предметов и явлений. Используя сравнение, человек узнает особенности каждого нового предмета и целых групп.

В процессе обучения младших школьников сравнение играет важнейшую роль. Первоклассники сравнивают знаки 3 и 5, 5 и 8, 9 и 6, 1 и 7 или Т и Ш, Р и В, Р иФ и др. Позже учащиеся сравнивают арифметические выражения: 7 + 2 и 7 - 2; 46х3 и 46х7 и т. Д.

         На основе сравнения дети усваивают понятия «равенство» и «неравенство», составляют таблицы (умножения и падежных окончаний), узнают роль суффикса, сравнивая сходные слова («гриб» и «грибочек»).

         Эти задания позволяют каждому школьнику включиться в процесс их выполнения, и реализуют тем самым дифференцированный подход к процессу обучения, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его опыт, математическая подготовка, уровень умственного развития и речи. Кроме математических задач, мозг младших школьников развивают головоломки , разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определенного числа спичек, перенос одной  из них с целью получения другой картинки, соединение несколько  точек одной линией без отрыва руки. Например. Задачи со спичками

         Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.

         Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.

         Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

         Всестороннее развитие мышления обеспечивают также игры-головоломки: «Кубик Рубика», «Змейка Рубика», «Пятнашки» и многие другие. Данные игры, упражнения и задания направлены  на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днем. А гибкое , пластичное мышление и быстрая реакция помогут  ребенку в учебе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интересней.

Для развития логического мышления необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры стимулируют, прежде всего, наглядно – образное мышление, а затем и словесно – логическое.

         Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знания в мыслительных действиях, находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщать.

Приведем пример, ученикам предлагается сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаются карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Затем  предлагается обучающимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.

В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа: 26 и 56. и сколько разнообразных ответов услышишь. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию. Так же важно внедрять в уроки математики нестандартные задачи, за которыми  закрепились специальные названия: задачи на соображение, « задачи с изюминкой», задачи на смекалку и др.

         Во всём многообразии можно выделить в особый класс такие задачи, которые называют задачами – ловушками, «обманными» задачами, провоцирующими задачами. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намеки, подсказки, подталкивание к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа. Например,

I тип. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ. (Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?)

II тип. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывают неверный путь решения. (Тройка лошадей проскакала 15 километров.Сколько километров проскакала каждая лошадь?)Хочется выполнить деление 15 : 3 и тогда ответ: 5 км. На самом деле деление выполнять вовсе не нужно, поскольку каждая лошадь проскакала столько же, сколько и вся тройка, т.е. 15 км.)

III тип. Задачи, вынуждающие придумывать, составлять, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места. (Используя цифры 1 и 4 запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток, равный 2.Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.)

IV тип. Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений. (На листке бумаги написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить это число в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листком бумаги. Если перевернуть лист, на котором написано число 606, то увидим запись 909, т.е. число, которое в полтора раза больше числа 606.)

         Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математики. Приведем несколько вариантов провоцирующих задач:

Пример1. Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? (5)

 Пример 2. Три мальчики по дороге шли, и пятак они нашли. Сколько денежек найдут, коль вскоре в шестером они пойдут?  (ничего не найдут)

Пример 3. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?(12)       

Решение нестандартных задач формирует у обучающихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения.

         Выполняя творческие задания, обучающиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними. Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения, влияет на уровень развития логического мышления учеников и повышения качества знаний по математике.

         Педагог практик Тимерханова Г. К., в своей работе применяет  задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения.

         Например. В первом классе обучающиеся  обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Она предлагает назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показывает еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. В конце занятия она ребят подводит к выводу что,  что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

         Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, она приступает к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. Педагог предлагает сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.

         После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагает карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом  она предлагает обучающимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.

         Для разнообразия Тимерханова Г. К использует такие задания, где она называет свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяет основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет[18, с.3]. Например:

Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

         2+3          7+2          7-3          8-3
         6+2          5+2          5-3          9-4

Найди результат, пользуясь решенным примером:

         3+4=7      3+5=      3+6=       3+7=     3+8=     3+9=

Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке рана 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?

         2     3     4       5      6      7
         12      13      14     15     16     17 

         Обучающиеся отвечают, что во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 6, значит, сумма будет больше на 10х6. она равна 27+60=87.

Продолжи данный ряд чисел.

         3, 5, 7, 9, 11

         1, 4, 7, 10

         В процессе изучения нумерации чисел очень часто педагог предлагает сравнивать два числа: 26 и 56. и сколько разнообразных ответов можно услышать. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.

         Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 и во 2 классах, обучение проводятся  по следующей тематике:

         «Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

         «Прием сравнения, выделение свойств предметов».

         «Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

         «Высказывания» (истинные, ложные).

         «Прием классификации».

         «Прием анализа и синтеза».

         «Прием обобщения».

         Работая над развитием логического мышления на уроках математики, при самостоятельном решении задач даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство, делают выводы.

         Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведем примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

         В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

         Нестандартные задачи некоторые вводятся уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

         Предлагая обучающимся нестандартные задачи, педагог формирует у них способность выполнять логические операции и одновременно развивать их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

         Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели систему упражнений по развитию логического мышления на уроках математики  и пришли к выводу  что, выполняя нестандартные задачиу обучающихсяформируетсяспособность выполнять логические операции.

Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

Вывод

На основании исследования и изученных источников можно сделать следующий вывод: формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. 

Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы.

К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся: преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.

Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива.

         Построение уроков математики с учетом возрастных особенностей мышления, обеспечивает эффективное развитие логического мышления учащихся начальной школы.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №
  2. Бутиярова Т.В. «Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе» [Электроный ресурс] URL: https:// videouroki. net/ razrabotki/ razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-noi-shkoli.html (дата обращения:16.10.2017)
  3. Особенности мышления учеников начальной школы [Электронный ресурс] URL:http://paidagogos.com/?p=8079 (дата обращения: 18.10.2017)
  4. Тимерханова Г.К. Развитие логического мышления школьников на уроках математики [Электронный ресурс] URL:http://www.openclass.ru/node/275255 (дата обращения:17.10.2017)
  5. Что такое логическое мышление [Электронный ресурс] URL:https://4brain.ru/logika/ (дата обращения:17.10.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у младших школьников.

В разные возрастные периоды  ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов...

Развитие логического мышления у младших школьников.

Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников....

Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики.

Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников на уроках математики....

Консультация для родителей и педагогов "Развитие логического мышления у младших школьников"

Консультация для родителей и педагогов "Развитие логического мышления у младших школьников" представлена в форме буклета....

Развитие логического мышления у младших школьников

Материал о методах, приемах, видах упражнений для развития и коррекции у детей логического мышления...