Развитие логического мышления у младших школьников
статья на тему

Бакулина Ирина Владимировна

Материал о методах, приемах, видах упражнений для развития и коррекции у детей логического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у младших школьников

                                                 Бакулина Ирина Владимировна,

учитель-дефектолог

Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов. Подходя к школьному возрасту, ребенок имеет достаточно высокий уровень их развития. Благодаря любознательности, желанию познать внешний мир и его построение, у него полноценно развиваются процессы восприятия, памяти, речи, мышления, воображения. В процессе игры малыш экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым устанавливает примитивные причинно – следственные связи.

Развитие мышления младших школьников происходит во время учебного процесса. Важно, чтобы учителя и родители обращали должное внимание на формирование мыслительных процессов и всячески ему способствовали. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, ученик приобретает способность решать поставленные задачи «в уме», а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически-верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения....

Для успешного развития мышления предусмотрены разнообразные логические задания для младших школьников, которые успешно можно применять как в урочной практике, так и в домашних условиях.

  • Для развития наглядно-действенного мышления ученикам 1-2 классов можно предложить игру «Почтальон», которую уместнее всего предложить на уроке математики. Для участия можно пригласить троих учеников. Каждый «почтальон» должен отнести письма в три дома, на каждом их которых изображена геометрическая фигура. Школьникам предоставляются сумочки с письмами — десятью геометрическими фигурами с картона. После сигнала о начале игры каждый «почтальон» старается как можно быстрее отыскать письмо для каждого дома и поочередно разнести их в соответствующие дома. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием, то есть разложит все геометрические фигуры.
  • Прекрасно развивают мышления разнообразные задания с использованием счетных палочек. Например: составить 2 квадрата из 7 палочек или 2 треугольника с 5 и продолжить узор. 1-классникам подойдет задание выбрать из предоставленных деталей те, из которых можно сложить круг, а также другие подобные задания.
  • Для развития мышления детей младших школьных лет можно предложить им сыграть в игру «Куда поместится кошка». Игру можно применить как в учебном процессе, так и дома. Нужно попросить малыша изобразить кошку или другое знакомое животное:  собаку, попугая, хомяка и т. д. Ребенок должен придумать места, где могло бы поместиться указанное животное. Например: Собака поместится в будке, а вот в этом ящике она поместится? А в сумке? и т. д.
  • Логическое мышление у младших школьников можно продуктивно развивать с помощью интересных задачек, загадок, шарад, головоломок.

Интересные задачки:

-Сколько у палки концов? (2)

-А сколько концов у трех с половиной палок? (8) .

-Сколько необходимо разрезов, чтобы разделить бублик на 4 части? (2)

-Четыре девочки купили 6 заколок на волосы, каждой из них досталось не менее чем по одной заколке. Скажите, могла ли одна из девочек купить себе три заколки? (Да)

-Сколько недель будут показывать фильм, если общее количество серий 24, а показывают его каждую субботу и воскресенье ?(12 недель)  

-В каких месяцах есть число 28?(во всех)  

-Когда человек сможет мчаться со скоростью скоростного авто? (когда он будет сидеть в этом автомобиле)

-В каком случае, мяч, пролетев некоторое время, сможет на долю секунды остановиться и полететь назад? (Если его подбросить вверх)

  • В младшем школьном возрасте детям можно предложить упражнение «Дерево, лист, плод», которое успешно  способствует развитию мыслительных процессов. Для задания необходимы коробка с двумя отделениями и карточки с рисунками деревьев, листьев этих деревьев и их плодов (все карточки отдельные). Задание ребенку - подобрать к каждому дереву соответствующий листик и плод. Кроме развития мышления упражнение развивает также представление о живой природе.
  • Как уже говорилось, очень важно, чтобы развитию мышления школьника способствовали и его родители. Так, весьма интересно поиграть с малышом в игру наподобие «Острова сокровищ». Клад необходимо найти по карте, то есть малыш должен научиться ориентироваться в пространстве и мыслить должным образом. Для начала нужно нарисовать план комнаты, как бы сверху, четко обозначив схемами все окружающие предметы. Место нахождения «клада» нужно отметить на карте крестиком. Малыш должен найти по этой схеме спрятанный предмет.  Задание можно усложнить или продлить, играя в нескольких комнатах. Первая карта может указывать на место нахождения второй, и т. д. Детям очень нравятся подобные игры. Проявив инициативу, «Остров сокровищ» можно дополнить логическими загадками, разгадав которые, ребенок получит следующую подсказку и т. д.
  • Практически в любой обстановке можно поиграть с ребенком в игру «Говори наоборот». Возможно, малыши еще не знают, что такое антонимы, но они знают, какие понятия являются противоположными: свет – тьма, холодно – тепло. Взрослый и ребенок могут поочередно называть друг другу слова и подбирать к ним противоположные.
  • Младшим школьникам также подойдет интересное и полезное задание «Исключи лишнее». Такое упражнение можно предложить малышам как в устной, как и в письменной форме. Смысл в том, что взрослый называет ряд с 3-4 понятиями, которые связаны между собою родовой или видовой связью. Среди названного ряда нужно упомянуть одно лишнее слово, которое с остальными не связано. Малыш, в свою очередь, должен вычислить это слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным. Например: корова, коза, кот, яблоко (яблоко лишнее, потому что оно фрукт, а остальные слова называют животных).

Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива. Чтобы развитие логического мышления младших школьников характеризировалось высоким уровнем, учителя и родители должны объединить усилия и постоянно развивать у детей психические процессы и логическое мышление в особенности....

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у младших школьников.

В разные возрастные периоды  ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов...

Развитие логического мышления у младших школьников.

Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников....

Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики.

Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников на уроках математики....

Консультация для родителей и педагогов "Развитие логического мышления у младших школьников"

Консультация для родителей и педагогов "Развитие логического мышления у младших школьников" представлена в форме буклета....