памятки молодому учителю
материал

Кузнецова Галина Николаевна

Несколько памяток и советов молодым учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.chitaaty.siteedit.ru/images/d26929bc7a402f5cbdbbbc3fe3296a84_1_.gif

Памятка для молодого учителя

1.Приходите в кабинет за полчаса до начала урока, чтобы убедиться, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли мультимедиа, проектор, наглядные пособия.

2. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

http://www.chitaaty.siteedit.ru/images/74d5d1cd507296fe482e2472506c8ba1_1_.gif

Рекомендации молодому учителю

             1. Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

  1. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  2. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  3. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  4. Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  5. Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  6. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  7. Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  8. Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  9. Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  10. Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  11. Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  12. Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  13. Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  14. Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  15. Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  16. В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  17. Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  18. Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  19. Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним. http://www.chitaaty.siteedit.ru/images/d6b791fab28f98d14ef27906f4206b3d_1_.gif

2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.

9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

10. Быть всегда добрым и внимательным к любой просьбе. Давать советы не только в работе, но и личной жизни.

11. Помни, что от твоего участия в судьбе молодого педагога и зависит его педагогический талант.


Семь золотых правил для педагога

 

1.      Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2.      Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3.      Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

4.      «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс)

5.      Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6.      Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7.      Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

 

Заповеди начинающему педагогу

 

1.      Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2.      Будь приветливым – и будешь смелым.

3.      Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4.      Умей требовать и прощать.

5.      Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6.      Будь компетентен и будь уверенным.

7.      Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8.      Претворяй процесс обучения в радость.

9.      Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

 

Памятка начинающему педагогу

 

1.      Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило: наличие поурочного плана является для тебя допуском на занятие.

2.      Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

3.      Приходи в кабинет  до начала занятий, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятия.

4.      Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5.       Веди занятие так, чтоб каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

6.      Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

7.      Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.

8.      В конце занятия дай общую оценку работе группы  и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

 

 

Дневник взаимопосещения занятий

 

дата

направление

группа

педагог

посещающий

Тема занятия

Цель, задания

Выводы предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации начинающему педагогу

-         Умей радоваться маленьким успехам своих  обучающихся и сопереживать их неудачам.

-         Ты очень близкий человек для своего  обучающегося. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

-         Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

-         Постарайся вселить в  ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

-         Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

-         Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

-         Каждая встреча с  педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

-         Входи в  кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

-         Неси детям добрую энергию и всегда помни, что " ребенок- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

-         Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

-         Помни, каждое твое занятие должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

-         ребенок всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

-         Учи своих  обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

-         Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

-         Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

-         Помни о том, что ребенку должно быть интересно на занятии. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

-         В общении с родителями своих  обучающихся помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

-         Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах  обучающихся только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

-         Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

-         Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Памятка для наставника начинающего педагога

1. Вместе с начинающим педагогом разработайте и глубоко проанализируйте образовательные  программы и пояснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с  обучающимися. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своей группе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия, с тем, чтобы дать начинающему педагогу возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.

5. Посещайте занятия начинающему педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

АНКЕТА

профессиональной готовности педагога

1.      Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.

2.      Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.

3.      Положительная заряженность, остроумие, юмор.

4.      Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.

5.      Умение перед входом в учреждение сбрасывать с себя груз проблем.

6.      Толерантность – приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.

7.      Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.

8.      Увлеченность всяким делом, за которое взялся.

9.      Умение хранить детские тайны.

10.  Умение жить интересами детей.

11.  Инициативность, энергичность.

12.  Авторитет среди детей и родителей.

13.  Наличие интересов, привлекательных для ребят.

14.  Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.

15.  Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.

16.  Умение инициировать, организовывать и помогать детским самодеятельным организациям.

17.  Умение вовремя приходить на помощь.

18.  Способность к поиску, творчеству.

19.  Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.

20.  Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.

21.  Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.

22.  Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.

23.  Способность к самоиронии.

24.  Рефлексивная способность.

25.  Постоянная забота о своем здоровье и здоровье обучающихся.

26.  Умение доводить начатое до конца.

27.  Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к занятиям.

28.  Умение признавать свои ошибки.

29.  Способность к индивидуальной продуктивной работе с обучающимися

 

 

Итоговый мониторинг

1.      С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.

2.      Как их преодолеваете?

3.      Кто вам помогает в работе? Как?

4.      Я иду на занятие, чтобы...

5.      Что в вашей деятельности является для вас наиболее трудным?

6.      Воспитание каких черт личности  ребенка  вами достигается наиболее трудно?

7.      Чем вы объясните трудности в своей деятельности?

8.      Каким должен быть современный педагог?

9.      Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?

10.  Чему и как можно научиться у опытного педагога?

11.  Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе

12.  Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?

13.  Какие у вас были педагогические открытия?

14.  Занятия, по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?

 

Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога

Теоретические знания и профессиональные умения педагога

Начало года

Середина года

Конец года

1.      Знание своего предмета

 

 

 

2.      Умение анализировать

 

 

 

3.      Знание методики преподавания

 

 

 

4. Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

5.      Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.

 

 

 

6.       Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

 

 

 

7.      Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.

 

 

 

8.      Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.

 

 

 

9.       Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий.

 

 

 

10.   Рациональное использование в своей работе наглядности.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В копилку молодого учителя Работа с родителями.

В работе представлены тесты и анкеты при работе классного руководителя с родителями....

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

программа "школа молодого учителя"

данная программа расчитана на один учебный год, содержит цель, задича, форму работы с молодыми специалистами, планирование...

Памятка молодому учителю

Памятка Наставнику...

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...

Памятка молодому специалисту

Памятка молодому педагогу о том, как подготовиться и провести занятие внеурочной деятельности "Разговоры о важном"...