Выступление на августовском районном заседании учителей начальной школы по теме "Методическая помощь молодым учителям в подготовке и проведении урока в соответствии с реализацией ФГОС НОО"
методическая разработка

Выступление было адресовано молодым  учителям, которые начинают свою педагогическую  деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на конференции439 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  помощь молодым учителям в подготовке и проведении урока в соответствии с реализацией ФГОС НОО

( Выступление на августовском районном заседании учителей начальной школы)

2021 год

Подготовила выступление

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

Предгорного муниципального округа

Ставропольского края

Погребнякова Татьяна Ивановна

"Молодой специалист становится                                                                                               хорошим учителем, прежде всего,  

благодаря обстановке творческого труда                                                                                                            педагогического коллектива и ученического»

В.О. Сухомлинский

         В современном мире школе нужны молодые, инициативные, творческие, мобильные учителя, готовые работать по-новому. Известно , чтобы стать учителем , недостаточно теоретических программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

   Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику.  С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОС  эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. «Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

           Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых

важных  составляющих  деятельности методической  работы  учреждения

образования .Известно, что окончание учреждения высшего образования

и получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему  предстоит  определенный  путь  профессионального  становления ,первоначальной частью которого является период адаптации

–«вживания» в профессию.

         Учитель как и во все времена - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей но и мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

          Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе.

Рекомендации:

         Моделируя любой урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

  1. Определите формы контроля за учебной деятельностью.
  2. Продумайте оптимальный темп урока.
  3. Продумайте форму проведения урока.
  4. Спланируйте свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы совместными усилиями четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  5. В преподавании должен преобладать системно – деятельностный подход, дети должны быть направлены на практическую деятельность и самостоятельное добывание знаний.
  6. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками.
  7. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся, вывод делают сами обучающиеся;
  8. Особое внимание следует уделить парной, групповой работе обучающихся.
  9. Хорошо продумайте содержание, объем и форму домашнего задания
  10. На протяжении всего урока учитель, применяя здоровьесберегающие технологии, следит за правильной осанкой обучающихся, вовремя проводит физминутки на расслабление мышц глаз и спины.
  11. Организуйте учебную деятельность учащихся в соответствии с новыми педагогическими технологиями.
  12. Не забывайте использовать возможности учебника.
  13. Применяйте на уроке уровневые задания, которые дают возможность проводить мониторинг формирования УУД.
  14. Не забывайте при построении урока про положительную учебную мотивацию учащихся.
  15. Прививайте интерес к учебному предмету – это развивает познавательные способности учащихся и повышает качество усвоения учебного материала.
  16. Урок должен быть добрым!

        Проектирование современного урока - это процесс создания урока, свободного от строгих правил, характеристики которого рождаются благодаря усилиям учителя, выстраивающего этот урок.  

         Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Структура работы с молодыми специалистами

    Основные направления работы «Школы молодого учителя»:

  • помощь становлению психологической адаптации и реализации индивидуального творческого потенциала молодых учителей;
  • способствовать постоянному творческому росту, формированию педагогического мастерства;
  • помощь в планировании и организации работы по вопросам модернизации учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение передовых методов обучения;
  • помощь в выборе молодыми педагогами оптимальных форм, методов и средств обучения

      Начинающему учителю необходимо освоиться в новом коллективе, наладить отношения с детьми, научиться грамотно и эмоционально говорить на уроках, суметь заинтересовать детей своим предметом, то есть научиться учить. Он должен выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

  Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру;  помощь   в решении многих возникающих вопросов.)

      Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

    Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

   Наставничество организуется на основании приказа директора школы.

Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений.

Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора

школы, с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

     Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».

«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.

Выявление трудностей на первом этапе является очень важным этапом для молодого педагога. Наметив все сложности, молодой специалист будет делать все, чтобы их нейтрализовать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к новой деятельности.    

C:\Users\МБОУ СОШ №3ТИ\Desktop\выступление\обязаности наставника.jpg

                           План работы наставника по адаптации

к педагогической деятельности

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок

  1. Подготовительная часть

1.1.

Изучение должностной инструкции учителя

1.2.

Подготовка информационных материалов (списки администрации; правила внутреннего распорядка; режим работы школы и т.п.)

1.3.

Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности

  1. Общая часть

2.1

Вводное ориентационное собеседование

2.2.

Ознакомление со школой и ее сотрудниками

2.3.

Ознакомление с учебным кабинетом

2.4.

Собеседование с председателем методического объединения и администрацией школы

  1. Индивидуальная часть

3.1.

Совместная разработка системы учебных занятий по теме или отдельного занятия, внеклассного мероприятия

3.2.

Совместная подготовка и отбор дидактического материала для учебных занятий

3.3.

Посещение учебных занятий, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ

3.4

Беседы с молодым специалистом по отдельным вопросам педагогики, методики преподавания

3.5

Консультация по вопросам методики проведения внеклассного мероприятия

3.6

Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения

         Одной из самых необходимых и эффективных форм работы с молодыми специалистами является консультация.

Примерные темы индивидуальных консультаций для молодых педагогов:

- «Оформление и ведение классных журналов»;

- «Составление календарно-тематического планирования»;

- «Ведение контрольных и рабочих тетрадей»;

- «Оформление поурочного планирования»;

- «Организация факультативных занятий»;

- «Оформление и разработка планов воспитательной работы»;

- «Качественная организация оценочной деятельности»;

- «Оформление темы по самообразованию»;

- «Оформление личного портфолио учителя» и т.д.

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

C:\Users\МБОУ СОШ №3ТИ\Desktop\выступление\советы молодому.jpg

            ( Вручение заповедей молодым педагогам)

C:\Users\МБОУ СОШ №3ТИ\Desktop\выступление\заповеди молодому.jpg

УВАЖАЕМЫЕ МОЛОДЫЕ КОЛЛЕГИ!

А.С.Макаренко говорил: «МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ - ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"

Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...

"Организация и проведение самоподготовки в начальной школе" Калинина О.А., учитель начальных классов МАОУ "СОШ №40", город Старый Оскол

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: «Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку в 4 классе»

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Основная цель ВПР: своевременная диагностика у...

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....