Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны
опыты и эксперименты

Горбачёва Светлана Викторовна
  • Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика»

 

 Проектирование урока

в системно - деятельностном подходе

 

 

Из опыта работы

учителя начальных классов

Горбачёвой Светланы Викторовны

                                                     

2021 г.

1. Учебная деятельность.

  • Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.

  • Главным в учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.
  • Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.

1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.

2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.

2. Требования к современному уроку

        1. Движение учеников Вашего класса в любом предмете строится на принципах теории учебной деятельности и предполагает решение учащимися системы учебных задач. Эти задачи разворачиваются для детей в форме урока.

        Ваши ученики на каждом уроке самостоятельно добывают знания. Их нельзя давать в готовом виде!         

2. Учебная задача – это не любое задание, выполняемое детьми на уроке.

Учебная задача – такая задача, решая которую дети самостоятельно открывают общий способ действия для целого класса задач.

        3. Таких задач немного! Не следует искать в каждом уроке учебную задачу!

        4. Проектируя каждый урок и анализируя учебный процесс, Вам важно видеть период (а не отдельный урок), включающий этапы:

  • постановки учебной (или учебно-практической) задачи;
  • решения задачи;
  • применения открытого способа действия.

 При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя лично на вопрос: что должно произойти с ребенком в ходе изучения этой темы? Иными словами: следует определить изменение (приращение) в детских действиях и результате изучения темы (урока).

По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки делятся на:

  • вводные (или постановочные);
  • уроки решения учебной задачи;
  • уроки конкретизации открытого способа действия (уроки решения частных задач).

3. Урок решения частных задач

1. Первоначальные задачи, предлагаемые ребенку, являются учебно-практическими.

2. Когда ученик принимает задачу? Только тогда, когда урок насыщен предметными действиями каждого ребенка. Это процесс в своем роде «думанья руками».

3. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. Возникают вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?» Эти вопросы являются шагами на пути постановки новой задачи.

4. Поскольку цель такого урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они сами «увидели» задачи, то формулирование задачи (детьми!) оказывается логическим итогом данного типа урока.

4. Какие условия Вам необходимо соблюдать на таком уроке?

Условия успешного урока:

  • Организация общеклассной дискуссии.
  • Создание условий для свободного высказывания детьми своих версий.
  • Желание услышать детей, внимание к их предложениям.
  • Фиксация всех гипотез детей.
  • Совместный поиск решения учебной задачи предполагает опробование версий, предложенных учениками.

Структура урока

I. Формулирование целей урока, направленных на достижение результатов: предметных; метапредметных (УУД).

II. Создание ситуации успеха

III. Знакомство с произведением.

IV. В центре внимания автора:___________________________________________

V. Конкретизация задач, которые будут решаться на данном уроке. Определение временных рамок.

VI. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия

VII. Рефлексия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)

Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)...

Системно-деятельностный подход из опыта работы

Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизн...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...