формирование функциональной грамотности
статья

Худоконенко Наталья Сергеевна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx352.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»

Что же такое «функциональная грамотность»?

  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Функционально грамотная  личность- это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности:

это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Картинки по запросу картинки по ФГОС НОО

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Пространственное восприятие

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

 Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология проектной деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные        и        коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Функциональная грамотность  включает в себя:

  1. Грамотность в чтении и письме;
  2. Грамотность в естественных науках;
  3. Математическую грамотность;
  4. Компьютерную грамотность;
  5. Грамотность в вопросах семейной жизни;
  6. Грамотность в вопросах здоровья;
  7. Юридическую грамотность.

Я расскажу о формировании  читательской, математической и естественнонаучной грамотности у младших школьников.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности . Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить  задания на уровне слова:

  1. Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

  1. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Также можно предложить прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);

добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);

сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).

  1. В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

  1. Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:  Прочитайте пословицу правильно

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.         

  1. Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить ________ в _______.

_______ кататься не привык,

Опрокинул __________________.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bf603e733473b57110c470c6b265c835&n=13&exp=1    https://img2.freepng.ru/20180407/gaq/kisspng-airplane-drawing-child-planes-5ac8be5466a527.4897255415231053644204.jpg         https://jili-bili.ru/files/products/10/big/151202980133.jpg        https://img2.freepng.ru/20180628/thw/kisspng-dog-puppy-clip-art-perro-5b353f5d41f621.9996439215302162852702.jpg

Также можно предложить детям более сложное задание «Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f76ac9ce670a517be5970225a2ddb8a0&n=13&exp=1    https://img2.freepng.ru/20180526/grb/kisspng-cartoon-royalty-free-gorro-5b09cdab0741b3.5444204415273691310297.jpg   https://img2.freepng.ru/20180611/sfw/kisspng-brown-bear-giant-panda-american-black-bear-red-pan-5b1ebd45ad9807.4696744015287411897111.jpg    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d2fb67ac8bb28242115f93aed3f6f2ef&n=13&exp=1

Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,

заинтересованному и мыслящему гражданину

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

*решение ребусов;

*задания типа «Заполнить пустые места»,

«Продолжить ряд чисел»,

*использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

*различные формы работы над задачей:

  1. (Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
  2. Решение обратных задач.
  3. Решение задач различными способами.
  4. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
  5. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
  6. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

*решение логических задач.

1)Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

2) 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.

Сколько всего лапок оказались свободными?

* решение примеров с зашифрованными числами ( в данном случае в виде фруктов)

Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким  вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или  словесного описания.

При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить такую игру – «Где спряталась вода?» Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает разной ( в жидком, твердом и газообразном состоянии).

Таким образом, в процессе формирования функциональной грамотности первоклассников, я думаю, что самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия идти путём самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.  Ведь для формирования функциональной грамотности полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

Выступление в Краснодаре на краевом педагогическом фестивале "Инновационный поиск"...

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Формирование функционально грамотных читателей

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....