Доклад «Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
статья

Машкова Алёна Борисовна

Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов  «Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  направлен  на  формирование самостоятельной  учебной  деятельности, поэтому   учитель  начальных классов  должен  планировать  свою  работу  с  учетом   требований   к  результатам   формирования  универсальных  учебных  действий  у  младших  школьников, в частности  логических.

Выявим  условия  формирования  логических    действий  у младших  школьников в   урочной  и  внеурочной  деятельности.

В составе   основных  видов универсальных учебных  действий,  соответствующих ключевым  целям  общего  образования,  выделяют  четыре  блока: личностный, регулятивный, познавательный,  коммуникативный.

Для  успешного  обучения  в начальной  школе  внутри  познавательных универсальных  учебных  действий  должны  быть  сформированы  общеучебные,  логические,  действия  постановки  и  решения  проблем.

Таким  образом,  формирование  УУД  предполагает  необходимость  учета  особенностей  мышления  младшего  школьника.    

Работу  по  развитию  логического  мышления  нельзя  начинать  с  любого  логического  приема  и  любого  умения, т.к. внутри системы  логических  приемов мышления существует строго  определенная  последовательность, один прием строится  на  другом.

Последовательность формирования  логических  умений  и  приемов отражена  в  таблице.

Умения

Приемы

Умение  выделять  в  предметах  свойства.

Прием  сопоставления  данного  предмета  с  другими  предметами, обладающими  другими  свойствами.

Умение  находить  общие  и  отличительные  признаки  предметов.

Прием  установления  динамики  от  частного  к  общему.

Умение  отличать  в  предметах существенные (важные) с  точки  зрения определенного  понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных.

Прием  сравнения  предметов и  прием  изменения свойств.

Умение  выделять  признаки  необходимые  и  достаточные.

Прием  выведения следствий.

Прием  установления необходимых  и  достаточных  признаков.

Умение устанавливать отношения   между   понятиями.

Прием   установления  родо-видовых  отношений.

Прием установления  отношений  соподчинения.

Прием  классификации.

В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся   в рамках данного подхода я выбрала ежедневное проведение "логических пятиминуток".

Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что в "пятиминутках" можно  реализовать  два  условия  формирования  логического  мышления – целенаправленность и последовательность  введения  упражнений.

Виды "логических пятиминуток" по назначению: "стартовые", "вводные", "инструктивные", "тренинговые", "мониторинговые", "финишные".

"Логические  пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.

Содержание "логических пятиминуток" включает не только содержание учебных предметов, но и материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения  убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.

Слова,  определяющие  действия  в  заданиях,  я использую следующие: раскройте значение; как  вы  понимаете;  почему  думаете что; определите; докажите; обоснуйте; оцените; охарактеризуйте со  своей  точки  зрения.

Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках  математики, русского  языка, окружающего мира, литературного чтения. Задания даю ученикам ежедневно  и в системе на разных этапах урока.

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: способствовать овладению  умением определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.

У: Сегодня объектом нашего внимания будут числа из королевства его величества Количества. Не следует думать, что числа ведут скучное существование. Многие числа имеют общие интересы и увлечения. Место, где они могут встретиться – это множество. А что такое множество? (Это наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов).

У: Прежде чем выбрать подходящее для себя множество, числа знакомятся с его уставом. Примерно таким:

Считать членами множества все числа, которые:

  • Делятся на 5 без остатка;
  • Не заканчиваются  0;
  • Состоят из двух цифр;
  • Меньше 50.

У: Выясним, какие именно числа войдут в это множество. Как вы думаете?

В  процессе рассуждения  дети  установили, что нужны только: 15, 25, 35, 45. Именно они могут стать членами данного множества, исходя из условий устава.

Таким  образом, было  установлено:  в  зависимости от точки зрения, с которой анализировался  объект, зависит, из каких компонентов он состоит.

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: способствовать овладению умением определять  свойства объекта, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

У: Мы с вами узнали, что каждый исследуемый объект имеет несколько свойств. Чем мы лучше изучаем объект, тем больше обнаруживаем у него свойства. Если мы располагаем целой совокупностью свойств некоего объекта, то нам уже легче его узнать. Убедимся в этом, поиграв в игру «Что? Где? Когда?».

У: Вот три черных ящика, в  которые  положены  три объекта. Вам предлагается определенная характеристика объекта, т.е. дается перечень свойств, угадайте о каком объекте идет речь...

►► Свойства объекта в первом ящике: По назначению (служит источником информации), по форме (прямоугольный, плоский); по размеру (небольшой); по материалу, из которого изготовлен (бумажный).

►► Свойства объекта во втором ящике: По назначению (продукт питания); по форме (шарообразный); по цвету (желтый); по размеру (небольшой как теннисный мяч); по вкусу (кислый, сочный).

►► Свойства объекта в третьем ящике: По назначению (средство двусторонней радиосвязи); по форме (прямоугольный, плоский); по цвету (серебристый); по размеру (маленький как ладонь); по материалу, из которого сделан (в основном пластмассовый).

У: Итак, какие объекты, с вашей точки зрения, обладают указанными свойствами... Дети определили, что это книга, лимон и мобильный телефон.              

Итак, главное, что дети  поняли и запомнили: определить объект можно только по совокупности его свойств.

«Логическая пятиминутка» (инструктивная)

Цель: формирование  умения отображать с помощью кругов Эйлера пересекающиеся понятия.

Детям  предлагалось два понятия «желтый» и «цветы».

У: Отобразите два понятия «желтый» и «цветы» с помощью кругов. (Кто-то изображал один круг в другом, мотивируя, например, тем, что «Цветы бывают желтыми», либо рисовали их независимо друг от друга. Такие ошибки естественны, поскольку дети  еще не знакомы с понятием пересечения классов.)

У: Подумайте. Цветы бывают желтыми. Но ведь они могут иметь и другой цвет, например, красный, белый, синий. Значит понятие «цветы» не может полностью войти в понятие «желтый», там ему будет тесно.

                                      «Желтый»        «Цветы»

У: Теперь рассматриваем понятие «желтый». Среди желтых объектов могут быть и цветы. Но не только цветы. Ведь есть много других предметов, которые нельзя отнести к цветам, например, скатерть, солнечный свет, обложка тетради. Следовательно, и понятие «желтый» не может полностью войти в понятие «цветы».

Дети  уяснили,  что  понятия могут быть  пересекающимися.

«Логическая пятиминутка» (тренинговая)

Цель: формирование  умения определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

На слайде рисунки:  рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка.

У: Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:

1.У пяти братьев одна работа. 

 

    2.Каждого перед домом встречает,        

       Все за неё хватаются. 

3. В  белом поле по дороге

    Мчится конь мой одноногий.

    И на много-много лет

    Оставляет он свой след.

У: Ребята, разделитесь на  три  группы,   проанализируйте каждый свой объект и назовите  его составные части.

У: Расскажите, что у вас получилось?

Итак,  «логические пятиминутки» позволяют учителю гибко развертывать содержание  работы с младшими школьниками.

•  В начальной школе математика  является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,

•  а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.

•  Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

•  В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

•  Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Русский язык (УУД)

•  Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

•  Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

замещения (например, звука буквой),

моделирования (например, состава слова путем составления схемы)

преобразования модели (видоизменения слова).

Большими возможностями в формировании логических познавательных УУД обучающихся располагают уроки окружающего мира. К. Д. Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»

     Ребенок приходит в школу с определенным жизненным опытом, кругозором, отношением к миру. У детей младшего школьного возраста развито наглядно-действенное мышление, именно от этих условий и отталкивается учитель, развивает логику обучающихся. Отгадывая загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет непосредственно процесс анализа. Используя материалы предмета «Окружающий мир», ребенок в 4-м классе может:

1) анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

 2) самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений .

     Формированию логических действий способствуют упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.

Например, какому времени года соответствует следующее описание: в это время дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится желтой и осыпается.

Например, для младших школьников при изучении растений можно рекомендовать следующий план для описания свойств растения:

1. Как называется растение?

2. Что это – трава, кустарник, дерево?

3. Где растет – в лесу, в поле, на болоте, в водоеме?

4. Какой корень?

5. Какой величины и формы стебель, цветки, листья?

6. Для чего используется это растение?

     В процессе работы с объектами природы необходимо развивать умение школьников дифференцировать объекты по родовому и видовому признаку: Пример. «Кто лишний?»

А) Лиса, кошка, еж, бобер, собака, муравей.

Вычеркни те растения, которые не растут в:

- лиственном лесу: дуб, сосна, каштан, береза, кедр, липа;

- хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, каштан, можжевельник, дуб; - в смешанном лесу: вяз, клен, сосна, тополь, пихта.

      Какие растения встречаются повсеместно? Почему? Сравнение предметов позволяет установить уровень развития у обучающихся умения сравнивать объекты природы.

Пример. Назовите общие признаки: ели и сосны; березы и осины; ромашки и гвоздики; голубя и дятла; воробья и вороны. Чем отличается: лето от зимы; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного.

     Таким образом, проводима работа по формированию логических познавательных УУД должна быть организована на протяжении всего обучения в 4-м классе, и дисциплина «Окружающий мир» должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

    Включение в структуру уроков  и во внеурочную деятельность подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.

Введение рассмотренных упражнений в качестве непременного компонента  в учебном   процессе способствует решению важных проблем:

- интенсивному формированию важнейших интеллектуальных качеств личности школьника: внимания и различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), без развития которых процесс обучения не может быть плодотворным и эффективным;

- обеспечивает  развитие логичной, доказательной устной речи, поскольку каждое из заданий требует его выполнения в виде развернутого, последовательного рассуждения вслух;

- упражнения несут в себе элемент занимательности, это воспитывает  у детей интерес к урокам, вызывает положительные эмоции.

На  основе сравнительного  анализа был сделан   вывод  о    положительной  динамике  влияния  логических упражнений на  уровень развития мыслительных  операций  младших школьников. А  также доказано,  что  целенаправленность   и  последовательность включения в  учебный и воспитательный процесс «логических пятиминуток» выступает  основным  условием формирования логических   действий     у младших   школьников.

Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач учителя – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Доклад к педагогическому совету "Интеграия урочной и внеурочно деятельности"

Организаия урочной и внеурочной деятельности в МБОУ "Новоусманский лицей"...

Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"

Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...