Структура разных типов урока
презентация к уроку

Абдулхакимова Лариса Владиславовна

Доклад на тему: Структура разных типов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_raznyh_tipov_uroka_okt_22.pptx265.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура разных типов урока МОБУ «СОШ « Кудровский ЦО№1» Абдулхакимова Лариса Владиславовна учитель начальных классов

Слайд 2

Типы уроков: Комбинированные (смешанные); Уроки изучения новых знаний; Уроки формирования новых умений; Уроки обобщения и систематизации изученного; Уроки контроля и коррекции знаний, умений; Уроки практического применения знаний, умений.

Слайд 3

Типы уроков по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности вводный; урок первичного ознакомления с материалом; усвоение новых знаний; применение полученных знаний на практике; урок навыков; закрепления, повторения и обобщения; контрольный; смешанный или комбинированный

Слайд 4

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока.

Слайд 5

Дидактическая структура урока Введение нового понятия путем объяснения учителя; Создание проблемной ситуации; Выдвижение гипотез (предложений) о способе решения ранее поставленной проблемы; В начале урока может быть проверочная или самостоятельная работа на применение знаний, изученных на предыдущем уроке и т.д.

Слайд 6

Методическая подструктура урока разрабатывается на основе дидактической структуры и характеризуется большой вариативностью. На одном уроке она может предусматривать: рассказ учителя; постановку вопросов на воспроизведение; воспроизведение учащимися сообщенных им знаний; выполнение упражнений по образцу; решение задач.

Слайд 7

Урок: Окружающий мир 4 класс Тема: Леса России. Рассказ учителя о природной зоне с показом на карте. Работа в группах. План ответа для первой группы 1. Что называют тайгой? 2. Природные условия тайги. 3. Что общего у всех растений тайги? 4. Какие растения растут в тайге? План ответа для второй группы 1. Расположение смешанных и широколиственных лесов. 2. Природные условия в этих лесах. 3. Что объединяет растения этих лесов? 4. Какие растения растут в этих лесах? План ответа для третьей группы 1. Животный мир тайги. 2. Краткие рассказы о животных и птицах. 3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).

Слайд 8

3) Первичное закрепление. Сообщения учащихся. 4) Работа с контурными картами. Ученики раскрашивают лесные зоны на контурной карте, находят и закрашивают контуры животных, составляют список этих животных. 5) Работа в парах. Составить цепь питания характерную для леса.

Слайд 9

На другом уроке она может предусматривать: Показ способов деятельности; Его воспроизведение учащимися; Решение задач с применением этого же способа в новых нестандартных ситуациях и др.

Слайд 10

Урок математики 2-4 кл . 1) Коллективное решение задачи с подробным объяснением; 2) Самостоятельное решение подобной задачи; 3) Составление подобной задачи (возможна работа в парах).

Слайд 11

На третьем уроке она может предусматривать: Решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания; Обобщение учителя; Воспроизведение знаний и т.д.

Слайд 12

Приведу некоторые частично – поисковые и творческие задания, способствующие развитию логического мышления, которые использую на уроках математики.

Слайд 13

Сегодня цифра спряталась в дне недели, которая предшествует субботе. Какая это цифра? Какова тема урока? (Цифра и число 5.) Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1, 3, 9, 11, 7, 5. Определите тему урока. (Двузначные числа.)

Слайд 14

Логические задачи при изучении нового материала. Нахождение закономерностей (ступенчатый счет, как в прямом, так и в обратном порядке): 22, 25, 28… 739, 638 5, 15,…, 35 909, 899,…, …, 869 5, 7, 35, 6, 8, 48,…, …, … Знание разрядности чисел. Например: Какое будет число, если в числе 427 число десятков увеличить на 4, а число единиц уменьшить на 2 и т. п. (Число на доске не записывается, а задание повторяется один раз.)

Слайд 15

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической структуры – величина переменная.

Слайд 16

1 тип: Изучение нового материала Вид урока : - лекция, - урок с элементами беседы, - лекция с элементами презентации, - урок конференция, - экскурсия, - исследовательская работа. Цель урока : изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Слайд 17

Структура урока : I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации. III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний. V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Слайд 18

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков Вид урока : - практикум, - экскурсия, - лабораторная работа, - деловая игра, - урок дискуссия. Цель урока : Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Слайд 19

Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 20

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний Вид урока : - семинары, - конференция, - обобщённый урок, - урок собеседование, - урок дискуссия, диспут. Цель урока : Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Слайд 21

Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Слайд 22

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид урока: - контрольная работа. Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Слайд 23

Структура урока: Организационный этап. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 минуты ) III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура IV Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 24

5 тип: Комбинированный или смешанный урок Вид урока: - практикум, - конференция, - семинар, - контрольная работа, - лекция, Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Слайд 25

По статистике, не менее 80% всех уроков в школе относятся именно к этому типу. Комбинированный урок — понятие многогранное и поэтому очень популярное. Многие проводят почти исключительно комбинированные уроки, лишь время от времени прибегая к контрольным или нетрадиционным вариантам. И неудивительно, ведь именно такая форма дает возможность достичь сразу многих целей.

Слайд 26

Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей: проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме; изучение нового материала ; закрепление и систематизация; объяснение домашнего задания.

Слайд 27

План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.

Слайд 28

Пример плана комбинированного урока можно представить себе так: Загадка, намекающая на тему урока. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока. Проверка домашнего задания . Повторение изученного на прошлых уроках. Усвоение нового материала. Отработка. Контроль. Объяснение домашнего задания. Рефлексия .

Слайд 29

Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п. Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.

Слайд 30

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента . Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу . Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место. Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание.

Слайд 31

В 1 и 2 классах в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала. Для 3 и 4 классов стишки уже не всегда годятся , но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя. Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать.

Слайд 32

Варианты начала урока: сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги); загадка или необычный факт в форме новости; отрывок из литературного произведения или афоризм; общий комплимент классу и т.п.

Слайд 33

Актуализация знаний Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс. Ежеурочный опрос полезен по многим причинам: дисциплинирует школьников; помогает быстро «войти в курс» тем, кто подзабыл что-то; проговаривание помогает ученику четче осознать материал, чтобы он лучше «уложился в голове».

Слайд 34

Объяснение нового материала Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать. В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.

Слайд 35

Связать новый материал с пройденным необходимо. В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися.

Слайд 36

Закрепление изученного Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике . На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха , поэтому не следует предлагать слишком сложные задания.

Слайд 37

Домашнее задание и рефлексия Эти два кратких этапа — выдача домашнего задания и рефлексия — неотъемлемые части в структуре комбинированного урока по ФГОС. По желанию учителя, может рефлексия предшествовать озвучиванию домашнего задания, а может быть и наоборот. Предлагая задание на дом, учитель должен убедиться, что все ученики понимают, что им задано и как выполнять эту работу. Неплохо, если задание дифференцированное или «по выбору ученика», что соответствует требованиям ФГОС , так как предполагает возможность для обучающегося выбрать удобный для себя способ повторения материала.

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

В помощь молодым учителям дана примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по фГОС

Примерная структура каждого типа урока по фГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС в соответствии с технологией деятельностного метода...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура урока по ФГОССамоанализ урока по ФГОС СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКАТипология уроков...

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...